Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Егиндыкольская средняя школа №2»

акимата Егиндыкольского района







Педагогический совет №2



Тема педагогического совета

«Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение подхода Lesson Study».




Доклад на тему:

"Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся"











Подготовила Кашапова Д. И.

Категория учителя

без категории

учитель начальных классов,

третий базовый уровень

с. Егиндыколь 2014

Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся

Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся.

Чем больше человек знает о том,

что уже сделано,
тем больше в его силах понять,
что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли.


Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.


Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся


Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала


Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.


Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся



Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся





Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся



Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека

  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы

  • нежелание наладить контакт большинства участников группы

  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.





Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся













Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся



Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся



Доклад на педагогический совет Оценка участника группы. Анализ рефлексии учащихся Из опыта своей работы могу сказать, что мои воспитанники со всей ответственностью относятся к рефлексии. Многие научились видеть свои недочеты, и находить пути решения для их исправлений. после проведения цикла уроков LS, учащимся была предложена рефлексия "Дерево познания". наблюдаемые учащиеся обозначили свои позиции, и вот как эти позиции объясняют сами дети: Карина:" Я себя обозначила на середине дерева, так как я не до конца разобралась в теме, мне многое было непонятно, я карабкаюсь к вершине, крепко держусь." (Ученица со слабой мотивацией, существуют проблемы в коммуникативных компитенциях, ученик, который молча "отсиживается на галерке", предпочитает быть незамеченой. Не любит принимать участие в обсуждении заданий, к этому ее необходимо подталкивать, но если задания по ее уровню знаний, с удовольствием включается в обсуждение.) Максим: "Мне понравились уроки, особенно когда мы смотрели отрывки из фильмов и мультфильмов, позитивные ролики в начале урока, а себя я нарисовал в этом месте, потому что мне было весело на уроках, интересно, я с удовольствием выполнял задания, я люблю уроки литературы." (Ученик со средней мотивацией. активный от случая к случаю, любит помогать "тихим" одноклассникам, очень нравится работать в группах, выполнять совместные задания, у Максима хорошо развито креативное мышление, предлагает нестандартные варианты ответов, решений на определенные задачи). Ангелина: "Я раскрасила себя на этом месте, потому что считаю что мы совместно с командой быстро выполняли задания, не спорили, дружно отвечали на вопросы, предлагали идеи, рассматривали их и выбирали лучшие варианты." (Ученица с высокой мотивацией, берет на себя обязанность лидера группы, в какой ситуации она бы не оказалась. Лидер хороший, правильно определяет роли в группе, все остаются довольными.) Мне, как учителю, рефлексия помогает понять возможности ученика, проблемы в обучении детей. За небольшой период времени изменилась я, изменились мои взгляды, а самое главное изменились мои дети. Они стали уверенными, самостоятельными, они стали пытаться отстаивать свою точку зрения, пытаться доказать, хотя и не всегда верно, но мы с ними еще учимся, что имеет немаловажную роль для учеников и для меня. Можно с уверенностью сказать, что трудности постепенно преодолеваются, уроки становятся разнообразными и интересными.





10


© 2010-2022