Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируОткуда берутся снег и лёд?

(окружающий мир)

1 класс

Урок: Окружающий мир.

Раздел: «Человек и природа»

Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: организовать практическую деятельность, в результате которой обучающиеся выделят свойства снега и льда.

Задачи:

  • Образовательные: создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений.

  • Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы «восхититься», «удивиться», «порадоваться»; развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
  • Воспитательные: показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

формировать экологическую культуру учащихся.

Универсальные учебные действия:

познавательные УУД-

развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;

коммуникативные УУД-

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД -

формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные -

познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.

Оборудование:

для обучающихся:


  • иллюстрации и фотографии зимних пейзажей;

  • оборудование для опытов,

  • индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования

  • карточки с графическим диктантом,

  • учебник «Окружающий мир» Плешакова А.А.;

  • сигнальные карточки

для учителя:


  • мультимедийный проектор и экран;

  • презентация,

  • сравнительная таблица "Свойства льда и снега".

  • конверт с загадками;
  • бумажные снежинки;

Планируемые результаты и критерии их оценивания:

обучающиеся научатся:

делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, изображать эти действия с помощью схем, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.



Конспект урока.

I.Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

II. Актуализация знаний.

Создание мотивации.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы хотите узнать кто они?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...

(Снеговик).

На доске появляется рисунок Снеговиков, к которым прикреплен конверт с загадками.

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Учитель: Снеговики принесли конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками) Если вы отгадаете загадки, то вы узнаете, что больше всего любят Снеговики.

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
(Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Учитель: Так что же больше всего любит Снеговик? Почему?

Снег и лёд - основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега и льда.

Учитель: Вы хотите узнать, откуда они берутся?

Снеговик предлагает нам ответить на этот вопрос.

(Класс делится на 4 группы, на столе в каждой группе лежат необходимые материалы для опыта и 2 объекта для изучения (снег и лёд))

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Практическая работа.

Учитель: Ребята сегодня вы будете учёными - исследователями. К вам в лабораторию для изучения попали 2 известных вам объекта: снег и лёд. Вам нужно в группе вместе рассмотреть, изучить и сравнить их и сделать вывод, закончив предложение в учебнике о свойствах льда и снега. Каждая группа будет исследовать одно свойство.

Откройте учебник с. 68. На странице вам в помощь представлена картинка, которая показывает вам, что нужно сделать с объектами, чтобы прийти к выводу. Посоветуйтесь в группе, как вы будете выполнять задание.

Ученики обговаривают план выполнения задания и поднимают сигнальную карточку зелёного цвета вверх (сообщают о готовности).

Учитель: с чего вы начнёте работу?

Дети: сначала рассмотрим картинку (изучим, что нужно сделать с объектами), затем выполним действие с 1 объектом и прочитаем вывод, который предложен в учебнике, затем выполним действие со 2 объектом и сделаем вывод о свойстве 2 объекта, затем простым карандашом закончим предложение в учебнике о свойстве 2 объекта.

На доске появляется пошаговый план работы.










План работы:


  1. Конспект урока по окружающему мируРАССМОТРИ

  2. Конспект урока по окружающему мируИЗУЧИ и ИССЛЕДУЙ

  3. Конспект урока по окружающему мируЗАПИШИ

Учащиеся самостоятельно работают в группах и выполняют задание.

После завершения работы один представитель от группы, зачитывает вывод и объясняет вследствие чего они пришли к этому выводу.

1 группа:

Возьмите палочку и воткните её в снег. (Он рыхлый)

Воткните в лед. (Твердый, хрупкий)

Возьмите молоток. Ударьте по льду. Сделайте вывод.

Вывод:Снег рыхлый. Лёд хрупкий, так как он разбился молотком. 2 группа: Положите снег и лёд на цветную бумагу. Расскажите о цвете снега и льда.

(На цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда).

Вывод:Снег белый. Лёд бесцветный.


3 группа:

Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?

Как доказать? Вывод: Снег непрозрачный. Лёд прозрачный, так как через него, возможно, увидеть другие предметы.


4 группа: Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.

Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Это мы пронаблюдали вследствие нашего опыта.

При проверке работы на доске оформляется запись вывод в виде слов- помощников.

Конспект урока по окружающему мируСНЕГ Конспект урока по окружающему мируЛЁД

Рыхлый Хрупкий

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

Тают




Конспект урока по окружающему миру

Дети заполняют таблицу


Вещества

Цвет

Прозрачность

Действие тепла

Другие cвойства

СНЕГ

ЛЁД

Физминутка

Ночью был мороз и вот -

Мы коньками режем лёд.

Разбежались, покатились,

Поскользнулись и свалились.

Снова на ноги поднялись

На носочках приподнялись,

Вверх подпрыгнули все дружно,

На урок уже нам нужно


IV.Первичная проверка понимания изученного 1.Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

Учитель: Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что-то общее? Где в природе вы видели лёд? ( В луже, в реке, на мокрой дороге)

А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки)

Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру

Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)

Если лёд - это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег - это множество снежинок)

На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)

Как вы думаете, где образуются снежинки? ( В небе, в облаках) А как?

Послушайте Снеговика, как он объясняет это природное явление. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по - другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно - медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

2.Наблюдение.

- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Дети рассматривают разные картинки снежинок.

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа Снеговика? Обсудите в группе ответ на этот вопрос. (Выступает одна группа по желанию, а другим предлагается дополнить ответ).

Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака - это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима - капельки воды превращаются в снежинки.

снег

лёдУчитель: Мы изучили свойства снега ( на доске появляется карточка со словом «снег») и льда ( карточка со словом «Лёд»).

водаСостоят они из воды (карточка)

лёд

снегУчитель: Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.

вода

Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд - это замершая вода».

Физминутка. Как пушинки, мы летим, Нас колышут ветерки, Белой стайкой мы летим

Лечь на землю мы хотим.

V.Рефлексия

- Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?

Снеговики предлагают вам поиграть в игру «Да или нет».Они называют предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет - красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Один ученик выполняет задание на маркерной доске, остальные на карточках)



  • Снег при таянии превращается в воду.

  • Если вода замерзнет, она превращается в лёд.

  • Снег бесцветный.

  • Лёд прозрачный.

  • У снежинок пять лучей.

  • Снег рыхлый.

  • Лёд хрупкий.

  • Снег непрозрачный.

  • Все снежинки одинаковые.

  • Снег белый.

Взаимопроверка.

Учитель: Сравните свои ответы с ответами Снеговиков. За правильный ответ - поставьте плюсик.

Модельный ответ.

Поднимите руку те, у кого все плюсики.

(Снеговики вручают ребятам в подарок красивые снежинки)

VI.Домашнее задание:

Творческая работа.

Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.

Спасибо за урок!

Источники

: voprosy-kak-i-pochemu.ru/kak-obrazuyutsya-snezhinki/#ixzz1cNMgLl3f

images.yandex.ru

prozagadki.ru/409-zagadki-pro-snegovika.html

chudesenka.ru/publ/17-1-0-127

Конспект урока по окружающему миру


© 2010-2022