- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаповалова И.И. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Откуда берутся снег и лёд?
(окружающий мир)
1 класс
Урок: Окружающий мир.
Раздел: «Человек и природа»
Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: организовать практическую деятельность, в результате которой обучающиеся выделят свойства снега и льда.
Задачи:
-
Образовательные: создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений.
- Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы «восхититься», «удивиться», «порадоваться»; развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
-
Воспитательные: показать необходимость в самостоятельном поиске информации.
формировать экологическую культуру учащихся.
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД-
развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
коммуникативные УУД-
развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД -
формирование оценочной самостоятельности учащихся.
предметные -
познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.
Оборудование:
для обучающихся:
-
иллюстрации и фотографии зимних пейзажей;
-
оборудование для опытов,
-
индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования
-
карточки с графическим диктантом,
-
учебник «Окружающий мир» Плешакова А.А.;
-
сигнальные карточки
для учителя:
-
мультимедийный проектор и экран;
-
презентация,
-
сравнительная таблица "Свойства льда и снега".
- конверт с загадками;
- бумажные снежинки;
Планируемые результаты и критерии их оценивания:
обучающиеся научатся:
делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, изображать эти действия с помощью схем, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.
Конспект урока.
I.Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
II. Актуализация знаний.
Создание мотивации.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы хотите узнать кто они?
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ...
(Снеговик).
На доске появляется рисунок Снеговиков, к которым прикреплен конверт с загадками.
Учитель: Снеговики принесли конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками) Если вы отгадаете загадки, то вы узнаете, что больше всего любят Снеговики.
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Учитель: Так что же больше всего любит Снеговик? Почему?
Снег и лёд - основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега и льда.
Учитель: Вы хотите узнать, откуда они берутся?
Снеговик предлагает нам ответить на этот вопрос.
(Класс делится на 4 группы, на столе в каждой группе лежат необходимые материалы для опыта и 2 объекта для изучения (снег и лёд))
III. Усвоение новых знаний и способов действий
Практическая работа.
Учитель: Ребята сегодня вы будете учёными - исследователями. К вам в лабораторию для изучения попали 2 известных вам объекта: снег и лёд. Вам нужно в группе вместе рассмотреть, изучить и сравнить их и сделать вывод, закончив предложение в учебнике о свойствах льда и снега. Каждая группа будет исследовать одно свойство.
Откройте учебник с. 68. На странице вам в помощь представлена картинка, которая показывает вам, что нужно сделать с объектами, чтобы прийти к выводу. Посоветуйтесь в группе, как вы будете выполнять задание.
Ученики обговаривают план выполнения задания и поднимают сигнальную карточку зелёного цвета вверх (сообщают о готовности).
Учитель: с чего вы начнёте работу?
Дети: сначала рассмотрим картинку (изучим, что нужно сделать с объектами), затем выполним действие с 1 объектом и прочитаем вывод, который предложен в учебнике, затем выполним действие со 2 объектом и сделаем вывод о свойстве 2 объекта, затем простым карандашом закончим предложение в учебнике о свойстве 2 объекта.
На доске появляется пошаговый план работы.
План работы:
-
РАССМОТРИ
-
ИЗУЧИ и ИССЛЕДУЙ
-
ЗАПИШИ
Учащиеся самостоятельно работают в группах и выполняют задание.
После завершения работы один представитель от группы, зачитывает вывод и объясняет вследствие чего они пришли к этому выводу.
1 группа:
Возьмите палочку и воткните её в снег. (Он рыхлый)
Воткните в лед. (Твердый, хрупкий)
Возьмите молоток. Ударьте по льду. Сделайте вывод.
Вывод:Снег рыхлый. Лёд хрупкий, так как он разбился молотком. 2 группа: Положите снег и лёд на цветную бумагу. Расскажите о цвете снега и льда.
(На цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда).
Вывод:Снег белый. Лёд бесцветный.
3 группа:
Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?
Как доказать? Вывод: Снег непрозрачный. Лёд прозрачный, так как через него, возможно, увидеть другие предметы.
4 группа: Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.
Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Это мы пронаблюдали вследствие нашего опыта.
При проверке работы на доске оформляется запись вывод в виде слов- помощников.
СНЕГ ЛЁД
Рыхлый Хрупкий
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Тают
Дети заполняют таблицу
Вещества
Цвет
Прозрачность
Действие тепла
Другие cвойства
СНЕГ
ЛЁД
Физминутка
Ночью был мороз и вот -
Мы коньками режем лёд.
Разбежались, покатились,
Поскользнулись и свалились.
Снова на ноги поднялись
На носочках приподнялись,
Вверх подпрыгнули все дружно,
На урок уже нам нужно
IV.Первичная проверка понимания изученного 1.Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
Учитель: Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что-то общее? Где в природе вы видели лёд? ( В луже, в реке, на мокрой дороге)
А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки)
Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)
Если лёд - это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег - это множество снежинок)
На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)
Как вы думаете, где образуются снежинки? ( В небе, в облаках) А как?
Послушайте Снеговика, как он объясняет это природное явление. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)
Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по - другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно - медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
2.Наблюдение.
- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?
Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?
О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?
Дети рассматривают разные картинки снежинок.
Учитель: Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа Снеговика? Обсудите в группе ответ на этот вопрос. (Выступает одна группа по желанию, а другим предлагается дополнить ответ).
Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака - это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима - капельки воды превращаются в снежинки.
снег
лёдУчитель: Мы изучили свойства снега ( на доске появляется карточка со словом «снег») и льда ( карточка со словом «Лёд»).
водаСостоят они из воды (карточка)
лёд
снегУчитель: Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.
вода
Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд - это замершая вода».
Физминутка. Как пушинки, мы летим, Нас колышут ветерки, Белой стайкой мы летим
Лечь на землю мы хотим.
V.Рефлексия
- Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?
Снеговики предлагают вам поиграть в игру «Да или нет».Они называют предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет - красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Один ученик выполняет задание на маркерной доске, остальные на карточках)
-
Снег при таянии превращается в воду.
-
Если вода замерзнет, она превращается в лёд.
-
Снег бесцветный.
-
Лёд прозрачный.
-
У снежинок пять лучей.
-
Снег рыхлый.
-
Лёд хрупкий.
-
Снег непрозрачный.
-
Все снежинки одинаковые.
-
Снег белый.
Взаимопроверка.
Учитель: Сравните свои ответы с ответами Снеговиков. За правильный ответ - поставьте плюсик.
Модельный ответ.
Поднимите руку те, у кого все плюсики.
(Снеговики вручают ребятам в подарок красивые снежинки)
VI.Домашнее задание:
Творческая работа.
Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.
Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.
Спасибо за урок!
Источники
: voprosy-kak-i-pochemu.ru/kak-obrazuyutsya-snezhinki/#ixzz1cNMgLl3f
images.yandex.ru
prozagadki.ru/409-zagadki-pro-snegovika.html
chudesenka.ru/publ/17-1-0-127