- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Ключевые компетенции учителя
Доклад Ключевые компетенции учителя
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лучкина И.И. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ключевые компетенции учителя.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и
профессионализма.
Основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:
-
Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
-
Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
-
Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
-
Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
-
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
-
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
-
Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
-
Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход от компетентного учителя к компетентному ученику?
Проще говоря - школа не должна научить на всю жизнь - школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит от компетентности учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. ("портрет выпускника школы")
-
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа,
-
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
-
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
-
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
-
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
-
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
-
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Вот каков портрет выпускника школы.
А ребенок? Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Особую значимость приобретает проектная технология, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.
Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя - от информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.
Развивая ключевые компетенции у учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.
Что даёт компетентностный подход?
- Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика.
Ученику: повышение степени мотивации учения.
На своих уроках мы формируем у учащихся
ценностно - смысловые,
общекультурные компетенции
учебно - познавательные компетенци (использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге - представители команд делятся полученной информацией, делают выводы).
инфомационные компетенции
коммуникативные компетенций ( учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами).
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
-
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
-
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
-
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
-
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
-
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
-
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
-
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
-
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
-
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
-
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
-
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
-
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
-
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
-
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
-
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
- Мы понимаем, что нужно быть готовыми к постоянным переменам.
- Возможно ли строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта?
- Сумеем ли мы обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников? А кто самый верный союзник учителей? Родители.
- Давайте обращаться к их помощи!
- Должны ли мы считать себя самым единственным и главным источником знаний?
- Можем ли мы придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда верные способы правильного и неправильного решения различных проблем?
Успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка:
От компетентного учителя к компетентному ученику.
И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.