Разработка урока обучения грамоте Буква ю и её звуки. Строчная буква ю

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте, 1-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.

Цели:

  • Познакомить со строчной буквой «ю», звуком [й'у];

  • Научить писать строчную букву ю.

  • Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.

  • Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.

  • Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.

Задачи:

1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности .

3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

4. Расширять активный и пассивный словарь детей

5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6.Учитьпроговаривать последовательность действий на уроке;

7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Оборудование: проектор, экран, презентация буквы Ю, букварь, пропись №5 , тетрадь для печатания.

Ход урока.

  1. Организация класса на урок. Слайд №2

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (Учитель проверяет подготовку к уроку.)

(Если дети не могут собраться, обратить внимание на то, на каком ряду дети красивее сидят)

1. Мотивация к учебной деятельности

- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД - положительное отношение к школе и учебной деятельности

На доске следующая надпись: ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ

- Что напечатано на доске? (Буквы).

- Что знаете о буквах? (Бывают печатные и письменные, могут обозначать звуки - гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).

- Для чего нужны буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, научиться читать и писать).

- Поднимите руки те, кто уже знает буквы или умеет читать.

- Молодцы, уже все дети знают буквы и многие умеют читать!

- Прочитайте, что напечатано на доске.

- Получилось? (Нет).

Учитель предлагает детям самостоятельно найти выход.

- Найдите способ прочитать эту надпись. (Дети предлагают свои варианты).

Если дети не могут справиться, учитель предлагает свою помощь.

- А хотите я вам помогу?

Сначала прочитайте буквы, которые написаны красным цветом, а потом буквы, которые напечатаны, синим цветом. (Обучение грамоте)

- Чему мы учимся на уроках обучения грамоте? (грамотно говорить, писать)

- Молодцы!

- Что мы уже знаем о звуках?

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД - принимать и сохранять учебную задачу

- Давайте попробуем ответить на них.

- Какие бывают звуки?( Работа со слайдом №3)

- Назовите слова в которых встречаются все согласные звуки мягкие. Слайд №4

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- А как вы думаете, все ли гласные буквы мы с вами перечислили?

Давайте поищем ответ сегодня на уроке.

4. Построение проекта , причины затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.

-Назовите тему урока, поставьте цели.

В этом помогут нам загадки.

Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю. Слайд №5

Послушайте и посмотрите внимательно, на предметы и слова. Слайд №6

-Назовите предметы, которые вы видите на слайде.

Кто сможет сформулировать тему урока?

-Что общего вы заметили в словах юла, юбка ?

-Кто поможет мне сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)

-Чему должны научиться сегодня на уроке? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и целей урока.

Слайд №7

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой, узнаем ее секрет, научимся писать новую букву, слоги и слова с нею.

IV. Изучение нового материала.

Работа в тетради для печатания стр. 47.

- Печатаем букву ю строчную. ( Заглавная буква изучается на следующем уроке) Слайд №8

- Выделение звуков {й, у } в слове ЮЛА

- Назовите все звуки в словах. [й'ула].)

- Какие звуки мы произносим в начале этих слов? ([й'у].)

- Если мы слышим рядом звуки [й'у], то значит, слово пишется с буквы «ю».

Слайд №9.(поместить звук на звуковую ленту)

- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)

Работа с учебником с.150.

- Откройте учебник на с. 150, рассмотрите новую букву.

- На что похожа буква «ю»? (Ответы детей.)

Работа в тетради для печатания, стр. 47

Пальчиковая гимнастика

Подготовка руки к письму

Разминка для пальчиков. Слайд №10-12

- Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) Работа в Прописи,с. 33.

Показ на слайде№13,

затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»

- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).

Объяснение учителя с опорой на образец:

- Пишем, как букву «н», вторая часть - как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.

(Письмо первой и второй строки - «ю».)

Физкультминутка слайд №14

- Работа по учебнику.

- Прочитайте слоги первого и третьего столбика в букваре с.150

(Дети читают слоги первого и третьего столбиков букваре, по желанию учителя можно читать на слайде№15)

-Работа в Прописи. на с. 33 (Продолжение.) слайд №16

а)- Запись слогов с письменного образца.

б) - Работа по учебнику стр.150.

- Прочитайте слова «юмор», «юркий», «юноша». Что обозначают эти слова? (Если дети затрудняются дать разъяснение значений, учитель просит прочитать статьи в толковом словаре, закладки сделаны учителем заранее.)

  • Юмор - умение показывать и видеть смешное.

  • Юркий - быстрый, увертливый.

  • Юноша - мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости.

Шутка-физминутка слайд №17

Работа в прописи слайд №18 (перед написанием слова, выясняем, что оно обозначает, а затем пишем его в прописи)

  • Юнга - подросток, обученный морскому делу.

  • Юниор - спортсмен - юноша.

  • Юннат - юноша, подросток, участник кружка по изучению природы, естественных наук.

- Посмотрите на слайд №19.

- Прочитайте имена кукол.

- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв имен девочек. (СОЮЗ.)

- Сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

- Сколько букв?

- А сколько звуков? (Пять.)

- Назовите звуки. ([сай'ус].)

- Где стоит буква «ю» в слове «союз»? (После гласной.)

- Сделайте вывод. («Ю» обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласной.)

слайд №20

Найдите лишний предмет. Объясните .почему?

Работа с учебником возможно применение слайда№21

- Что это за предметы (с. 150)? (Люстра, клюв.)

- Обозначьте звуки в этих словах . ([л'устра],[кл'уф].)

Самостоятельная работа.(можно разделить задание по группам: Девочки обозначают звуки в слове «люстра»; мальчики- в слове «клюв»)

(Дети в букварях обозначают звуки в словах цветными карандашами)

Проверка на слайде №21.

- Какую работу выполняет «ю» в этих словах? («Ю» обозначает, что согласный звук, стоящий перед буквой «ю» в этих словах мягкий.)

- Прочитайте слоги слайд №22

- Прочитайте слова (3 и 4 столбик в учебнике) . Какие слова вам непонятны?

слайды№23,24

Дюны - песчаные холмы, передвигаемые ветром.

Кювет - канава для стока воды вдоль дороги.

Полюс - точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

- Работа по учебнику. (стр 150.)

-Я предлагаю вам самостоятельно прочитать оставшиеся три столбика слов.( стр.150)

Чтение слов по заданию учителя: слайд №25

- Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.)

- Прочитайте на слайде №26 слово. (Полюшко.)

Чем слово поле отличается от слова полюшко ?

слайд №27 -Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»

(любимый, лютый, юный.)

- Прочитайте слова с незнакомым вам значением. (Тюбик, шлюз,.)

- Найдите значения этих слов в толковом словаре.

слайд №28

Тюбик - металлическая или пластмассовая трубочка, из которой содержимое выдавливают.

слайд №29

Шлюз - сооружение на реке для пропуска судов.

слайд №30 Работа в Прописи (с. 33).

- Прочитайте слова.( клюв, клюква, плюс, флюс) Что означают слова клюква, флюс?

- А на какие группы вы разделили бы все эти слова? (По количеству слогов, орфограмм и т. д.)

Работа с текстом в учебнике на стр 150-151.

- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №31

- Какой частью слова различаются слова дом. домик, домище?

Как называется часть слова, стоящая после корня?

Прочитайте на с. 150 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.

слайд №32

- Как звучат имена девочек?(Ласково)

-При помощи какой части слова имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)

- Подчеркните в этих именах букву «ю».

Дайте ей характеристику.

VI. Закрепление.

- Давайте подведем итоги.

Работа в Прописи,с. 33. слайд №33

- С какой буквой познакомились?

- Раскройте секреты буквы «ю».

слайд №33

- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)

Закрасьте башмачки звуковичков.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(слайд №33)

(-Мы сегодня узнали о том, что буквы е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.

-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).

- Названия каких предметов начинаются на «ю»? (Дети называют слова.) слайд №34

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД - самостоятельно оценивать результат своих действий

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Что вас поразило? Что огорчило?

Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.

Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.

Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке,

жёлтый смайлик , если вы сомневаетесь в чём-то, что -то сегодня не поняли и

красный смайлик , если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.


Молодцы! Спасибо за урок. слайд №35

Литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 4-е изд., перераб. - IV Баласс ; Школьный дом, 2010. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).

2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю.

Тетрадь для печатания, 1 класс/Под ред. Р.Н._ Бунеева, Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс, 2011. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Пронина О.В.

Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. Тетрадь № 5 /Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 5-е, испр. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2010. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

7


© 2010-2022