ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37


Проектная деятельность, как метод

формирования самостоятельности

младшего школьника

(практическая часть)


Учитель начальных классов:

Петрик Любовь Александровна


Смоленск

2013г.

Проектная деятельность, как метод формирования

самостоятельности младшего школьника

(практическая часть)

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье-сберегающими технологиями.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Итог проектной работы - это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, диафильмы, спектакли, выполненные для учеников младших классов, дошкольников, родителей.

Проектную деятельность можно использовать как форму организации урочной и внеурочной деятельности школьников и начинать ее можно с 1 класса.

Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность по теме «Алфавит» велась в течение всего времени изучения букв и звуков. Каждый ребенок выбрал себе букву и на эту букву должен был нарисовать игрушку. Далее дети получили задание - сочинить про нее небольшое стихотворение.

Поскольку изучение азбуки - это длительный период, то систематически проводился обзор текущего состояния дел, организовывались промежуточные мини-презентации, оказывалась конкретная помощь учителя и привлекались к организации проектируемых дел родители (их помощь на данном этапе обязательна). В конце изучения азбуки совместными усилиями у нас и появилась «Игрушечная азбука». Защита проекта (презентация всей книги) прошла на празднике «Прощание с азбукой».

Во 2 и 4 классах учащиеся с огромным удовольствием работали над проектом «Кроссворд». К кроссворду тянутся все учащиеся. Кроссворд-это своеобразная самопроверка, занимательный тест, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Составление кроссвордов самими учащимися развивает логику и сообразительность, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные способности.

Работа над проектом «Кроссворд» организовывалась по группам, где распределялись обязанности учащихся: «художники», «поэты», «оформители» и проходила в 2 этапа: 1 этап - теоретический урок; 2 этап - защита проектов (через 1неделю во 2 классе и через 2 недели в 4 классе после 1-го урока).

При проектировании кроссворда определялась цель (для использования в викторине, на уроке обобщения). Обязательным условием было составление вопросов к кроссворду в стихах. Тему кроссворда учащиеся выбирали самостоятельно, отбирали материал и составляли вопросы в стихах, на черновике рисовали макет кроссворда, а затем создавали кроссворд, оформляя его вопросами, рисунками и аппликациями, продумывали его защиту. В течение всего периода работы над проектом учащиеся консультировались с одноклассниками и учителем. Ребята над созданием проекта работали в группе продленного дня и дома. Мои дети для создания кроссвордов выбрали такие темы:

2 класс: «Животные», «Мир природы», «Стихи А.Барто», «Сказки А.С.Пушкина».

4 класс: «Сказочные герои»(3группы), «Загадки», «Грибы».

Мои ученики испытали большое удовлетворение от проделанной работы, увидев результат своего труда. (Детские кроссворды представлены в презентации).

Итак, создание кроссвордов способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

В 3 классе после изучения главы, посвященной определенному времени года («Унылая пора! Очей очарованье!...», «Снег летает и сверкает…», «Весна идет, весне дорогу!») проводился урок-проект, на котором дети создавали литературный журнал: «Моя осень», «И вот сама идёт волшебница зима», «Весна идет - весне дорогу!». При его создании дети выполняли творческие задания: подбирали рифму к словам, сочиняли чистоговорки, стихи, составляли загадку-описание про птиц, создавали тексты-зарисовки, сочиняли сказку о путешествии осеннего листочка, о

сосульке, подснежнике, одуванчике. (К этим урокам-проектам созданы презентации с выполненными детскими работами).

На уроке-проекте «Константин Бальмонт «Снежинка» каждая группа детей

писала синквейн на тему: «Снежинка» и сочиняла «Историю одной снежинки» (Презентация с детскими работами).

К проектной деятельности можно отнести и создание детьми диафильмов по прочитанным произведениям. Время работы над таким проектом - два урока, на первом чтение и анализ стихотворения, деление на смысловые части, словесное рисование картины природы на кадре, оформление кадра фильма, озвучивание кадра, на втором уроке анализ выполненных работ по группам, составление диафильма из рисунков, подпись текста к кадрам, анализ работы, и самооценка.

В 3 классе детьми были созданы диафильмы по произведениям «Ель» Г.Х.Андерсена и "Тайное становится явным" В.Драгунского.

В 4 классе дети работали над проектом «Новый год приходит к нам». Этот проект длился 4 недели:

1 неделя: Сбор информации.

2 неделя: Выставка рисунков. Изготовление ёлочных украшений.

3 неделя: Разучивание новогодних песен и стихов. Репетиция артистов.

4 неделя: Праздник в классе (Защита проекта).

Все ребята разбились на группы, придумали себе название и спланировали свою работу. Каждая группа получила тему исследования и творческое задание:

1 группа «Снежинки»: тема исследования «Новый год на Руси»

(Почему Новый год празднуют 1 января?)

творческое задание: Составить поздравление в стихах от

сказочных героев.

2 группа «Ёлочки»: тема исследования: «Елочка нарядная на праздник к

нам пришла»

(Почему именно ёлку украшают на Новый год?)

творческое задание: Сочинить новогодние загадки.

3 группа «Снеговики»: тема исследования: «Дед Мороз»

(Кто такой Дед Мороз?)

творческое задание: составить кроссворд с ключевыми

словами «ДЕД МОРОЗ» в стихах.

4 группа «Хлопушки»: тема исследования: «Новогодние приметы»

(Какие существуют приметы новогодней ночи?)

творческое задание: разыграть небольшой спектакль с

героями из Простоквашино, Дедом Морозом, Снегурочкой и

бабой Ягой.

Ребята очень старались и на празднике представили результаты своих исследований и представили свои творческие работы.


Ниже представлено учебно-тематическое планирование по классам:





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 1класс

Примерные направления деятельности

Количество часов

Дата

Введение в проектную деятельность

1


Создание лото «Загадки»

3


Здоровый образ жизни (Выставка рисунков)

2


Создание сказочной азбуки

3


Создание сказочной страницы для сборника «Угадай сказку»

3


Домашние животные вокруг нас

3


Наш аквариум

3


На что похожа буква

3


На что похожа цифра

3


Герои сказок в лепке

3


Как мне выбирали имя

3


Мои увлечения

3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 2 класс

Примерные направления деятельности

Количество часов

Дата

Создание сборника загадок

3


Домашние животные вокруг нас

3


Выпуск стенгазеты «Школьные будни»

3


Грибы - часть живой природы

3


Новогодняя открытка

3


Почему птичка стучит в окно

3


Инсценировка сказки В. Орлова «Светлячок-маячок»

3


Широкая Масленица. Традиции русского народа

3


Создание сборника «Сказочные задачи»

3


Пасхальный хоровод.

3


Праздник «Прощай, 2 класс!»

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 3 класс

Примерные направления деятельности

Количество часов

Дата

Введение в проектную деятельность

1


Прогулки по городу Смоленску

3


Здоровый образ жизни

3


Выпуск стенгазеты «Школьные будни»

3


Календарь природы

3


Куклы

3


Как жили наши предки

3


Концерт «Нашим мамам посвящается»

3


Математические развлечения

3


Кем хочу быть

3


Логические игры

3


Война и наша семья

3

Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, их заинтересовывает не только сам процесс изготовления продукта. Ребята активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах, составляют план работы. Дети получили определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличилось количество ребят готовых защищать свои работы.

Таким образом, дети развиваются, возрастает их познавательная активность, наглядно-образное мышление постепенно заменяется на словесно-логическое. Они раскованы, так как постоянно испытывают на себе ситуацию успеха. А главное, у них устойчивая учебная мотивация, так как они понимают, для чего выполняют эти упражнения.

В процессе выполнения проекта формируются не только общеучебные умения и навыки, но и творческие способности, коммуникативные и информационные компетенции, презентационные умения и навыки.

На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Проект «Угадай сказку» Выпуск школьной газеты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Проект «Садовые идеи» Проект «Почему птичка стучит в окно»


© 2010-2022