- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайнуллина З.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пелевская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района РеспубликиТатарстан
«Рассмотрена»
Руководитель МО начальных классов
______________________________Гарипова Р.В.
Протокол № ____ от
______________________ 2015 г.
«Согласована»
Заместитель директора школы по УВР
________________________
Бикмуллина Ф.Т.
«_____» _____________________ 2015 г.
«Утверждена»
Директор школы
______________________________Хафизов Р.С.
Приказ № __________ от _________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Зайнуллиной Зульфии Адельзяновны
по учебному предмету «ОРКСЭ»
в 4 классе
на 2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
-
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.)
-
Примерной программы. Комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики»
-
Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пелевская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-16 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, реализуется по адресованному учащимся учебникам : Россия халыкларының рухи-әхлакый мәдәнияте нигезләре. А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Россия халыкларының дини мәдәнияте. 4 нче сыйныф. М.Русское слово. К.Хәтер. 2011. Структура документа Рабочая программа представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- учебно-методическую литературу;
- тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 4 классе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Изучение ОРКСЭ в начальной школе направлено на достижение следующей цели: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В соответствии с целью преподавания ОРКСЭ основные задачи курса ОРКСЭ в 4 классе по данной программе сводятся к следующему:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебно-тематический план Тема (раздел) Количество часов Общее представление о религии 2 Основы православной культуры
11 Основы исламской культуры 10 Основы иудейской культуры 5 Основы буддийской культуры 4 Повторение 1
Итоговая презентация творческих проектов учащихся 1 Итого 34 Всего 34
Содержание обучения (34 ч.)
-
Общее представление о религии - 2 ч.
Россия - наша Родина. Общее представление о традициях религии.
-
Основы православной культуры -11 ч.;
Многовековые мифы христиан. Возникновение христианской духовной культуры. Христианская церковь. Христианская духовная культура в Руси и России. Христианская святыня. Христианская культура и мораль
- Основы исламской культуры - 10 ч.;
- Основы иудейской культуры - 5ч.;
- Основы буддийской культуры - 4 ч.;
- Повторение - 1 ч.
- Итоговая презентация творческих проектов учащихся - 1 ч.
Результаты изучения курса Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «ОРКСЭ»;
Предметные результаты:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям ;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Учебно-методический комплект.
А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров. Россия халыкларының рухи-әхлакый мәдәнияте нигезләре. Россия халыкларының дини мәдәнияте нигезләре. М.Русское слово. К. Хәтер. 2011.
Планирование
№ П/П
Тема урока
Кол.ч
Тип урока
Универсальные учебные действия
Планируемые результаты освоения
материала
Дата проведения
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
план
факт
1
Урок 1. Россия - наша Родина.
Россия - безнең илебез.
1
Введение
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
Знать духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1.09
2
Дин традициясен гомуми күзаллау. Общее представление о традициях религии.
1
Комбинированный
Развитие готовности к сотрудничеству.
Формирование познавательного мотива.
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
12.09
3
Христианнарның борынгы риваятьләре. Многовековые мифы христиан
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Сотрудничество в поиске информации.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Знакомство обучающихся с основами православной религии на основе многовековых мифов
19.09
4
Христиан дине барлыкка килү. Возникновение христианской духовной культуры.
1
Комбинированный
Развитие готовности к сотрудничеству.
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.
знакомство обучающихся с основами православной духовной культуры
26.09
5
Христиан дине барлыкка килү турында тәгълимат
Изучение о возникновении христианской духовной культуры.
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
знакомство обучающихся с основами православной церкви
3.10
6
Христиан чиркәве. Христианская церковь
1
Комбинированный
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Знать основу христианской религии
10.10
7
Христиан чиркәвенең төзелеше. Структура христианской церкви.
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Знать христианскую святыню
17.10
8
Русьта христиан дине. Христианская духовная культура в Руси
1
Обобщающий урок
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.
Уметь обобщать знания, понятия, представления о христианской культуре
24.10
9
Россиядә христиан дине. Христианская духовная культура в России.
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Сотрудничество в поиске информации.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Знать, что пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности
31.10
10
Рус чиркәве изгеләре. Христианская святыня
1
Комбинированный
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Знать роль Мухаммада в распротранении ислама
11
Рус чиркәвендә изге дип танылган нәрсәләр. Христианская святыня
1
Комбинированный
Формирование адекватной и объективной самооценки.
Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания.
Сотрудничество в поиске информации.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Знать суть священной книги мусульман
12
Христиан бәйрәмнәре.Христианская культура и мораль
1
Комбинированный
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.
Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
Умение работать по предложенному учителем плану.
Уметь использовать в жизни пять правил мусульман
13
Христиан динендә махсус йолалар. Христианская культура и мораль.
1
Комбинированный
Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.
Умение слушать и вступать в диалог.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Знать столпы ислама и исламской этики.
14
Мөхәммәт пәйгамбәр. Пророк Мухаммад
1
Обобщающий урок
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.
Знаково-символическое моделирование.
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Уметь обобщать знания, понятия, представления об исламской культуре
15
Пәйгамбәргә иңдерелгән беренче вәхи. Первое откровение пророка.
1
Введение
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез
Сотрудничество в поиске информации.
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.
Знать иудейскую духовную традицию.
16
Ислам диненең таралуы. Распространение ислама.
1
Комбинированный
Формирование моральной самооценки.
Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.
Умение договариваться, находить общее решение.
Оценка качества и уровня усвоения материала.
Знат иудейское верование
17
Мөселманнарның изге китабы. Священная книга мусульман
1
Обобщающий урок
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.
Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве
Уметь обобщать знания, понятия, представления об иудейской культуре
18
Изге китапның төзелеше. Строение священной книги мусульман.
1
Введение
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Сотрудничество в поиске информации.
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.
Знать духовную традицию буддизма
19
Мөселманнар тормышының биш кагыйдәсе. Пять основных правил мусульманской религии.
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение
Умение аргументировать своё предложение.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Знать направления и обряды буддизма
20
Мөселманнар тормышының биш кагыйдәсендәге үзенчәлекләр. Основные признаки правил мусульман.
1
Комбинированный
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.
Знать развитие православной культуры в Руси
21
Мөселманнар нәрсәгә инаналар. Мусульманское верование.
1
Комбинированный
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
Формирование умения контролировать действия партнёра.
Формирование способности к целеполаганию.
Знать развитие православной культуры в России
22
Мөселман бәйрәмнәре Духовная культура и мораль мусульман.
1
Комбинированный
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение
Умение аргументировать своё предложение.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Знать развитие православной культуры в Советскую эпоху и до наших дней.
23
Ислам динендә истәлекле көннәр. Знаменательные дни мусульман.
1
Обобщающий урок
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Знать православную культуру, традиции в семье
24
Иудаизм - яһүдләрнең борынгы дине. Иудаизм- древняя религия евреев.
1
Комбинированный
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.
Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
Знать историю возникновения ислама в России
25
Муса пәйгамбәр һәм еврей халкы. Пророк Моисей и евреи.
1
Комбинированный
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.
Прогнозирование результата.
Знать развитие ислама во времена императоров и царей
26
Яһүдиләрнең инанулары. Иудейское верование
1
Комбинированный
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
Знать развитие ислама в эпоху СоветскогоСоюза
27
Яһүдиләрнең йолалары. Духовная культура и мораль иудеев.
1
Комбинированный
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
Знать духовных ценностей и нравственных идеалов ислама в современной России.
28
Яһүдиләрнең гореф-гадәтләре. Духовная культура и мораль иудеев
1
Комбинированный
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
Знать духовных ценностей и нравственных идеалов ислама.
29
Кем ул будда? Кто такой будда?
1
Комбинированный
Формирование познавательного мотива.
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве
Знать историю возникновения иудаизма в России
30
Буддачыларның инанулары. Верование буддистов.
1
Комбинированный
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
Знать духовных ценностей и нравственных идеалов иудаизма в современной России.
31
Будда диненең юнәлешләре Направления буддизма.
1
Комбинированный
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение слушать и понимать речь других.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
Знать историю возникновения буддизма в России
32
Будда диненең йолалары. Обряды буддизма.
1
Комбинированный
Формирование моральной самооценки.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
Знать развитие буддизма в эпоху СоветскогоСоюза
33
Үтелгәннәрне кабатлау, ныгыту. Закрепление изученного.
1
Комбинированный
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
Знать духовных ценностей и нравственных идеалов буддизма в современной России.
34
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Иҗади проект эшләренең йомгаклау презентациясе
1
Обобщающий урок
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Примечание
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------