Рабочая программа по ОРКСЭ. 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пелевская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района РеспубликиТатарстан


«Рассмотрена»

Руководитель МО начальных классов

______________________________Гарипова Р.В.

Протокол № ____ от

______________________ 2015 г.


«Согласована»

Заместитель директора школы по УВР

________________________

Бикмуллина Ф.Т.

«_____» _____________________ 2015 г.


«Утверждена»

Директор школы

______________________________Хафизов Р.С.

Приказ № __________ от _________________2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Зайнуллиной Зульфии Адельзяновны

по учебному предмету «ОРКСЭ»


в 4 классе


на 2015- 2016 учебный год





Пояснительная записка

Статус документа

  1. Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.)

  2. Примерной программы. Комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики»

  3. Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пелевская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-16 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, реализуется по адресованному учащимся учебникам : Россия халыкларының рухи-әхлакый мәдәнияте нигезләре. А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Россия халыкларының дини мәдәнияте. 4 нче сыйныф. М.Русское слово. К.Хәтер. 2011. Структура документа Рабочая программа представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание тем учебного курса;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • учебно-методическую литературу;
  • тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 4 классе.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Изучение ОРКСЭ в начальной школе направлено на достижение следующей цели: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В соответствии с целью преподавания ОРКСЭ основные задачи курса ОРКСЭ в 4 классе по данной программе сводятся к следующему:
  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



Учебно-тематический план Тема (раздел) Количество часов Общее представление о религии 2 Основы православной культуры
11 Основы исламской культуры 10 Основы иудейской культуры 5 Основы буддийской культуры 4 Повторение 1

Итоговая презентация творческих проектов учащихся 1 Итого 34 Всего 34

Содержание обучения (34 ч.)


  1. Общее представление о религии - 2 ч.

Россия - наша Родина. Общее представление о традициях религии.


  1. Основы православной культуры -11 ч.;

Многовековые мифы христиан. Возникновение христианской духовной культуры. Христианская церковь. Христианская духовная культура в Руси и России. Христианская святыня. Христианская культура и мораль

  1. Основы исламской культуры - 10 ч.;
Пророк Мухаммад. Первое откровение пророка и распространение ислама. Священная книга мусульман. Пять основных правил мусульманской религии. Мусульманское верование. Духовная культура и морали мусульман
  1. Основы иудейской культуры - 5ч.;
Иудаизм- древня религия евреев. Иудейское верование. Духовная культура и мораль иудеев
  1. Основы буддийской культуры - 4 ч.;
Кто такой будда? Верование буддистов. Направления и обряды буддизма.
  1. Повторение - 1 ч.
  2. Итоговая презентация творческих проектов учащихся - 1 ч.

Результаты изучения курса Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;
  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;
  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;



Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «ОРКСЭ»;


Предметные результаты:
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям ;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Учебно-методический комплект.

А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров. Россия халыкларының рухи-әхлакый мәдәнияте нигезләре. Россия халыкларының дини мәдәнияте нигезләре. М.Русское слово. К. Хәтер. 2011.

Планирование

П/П

Тема урока

Кол.ч

Тип урока

Универсальные учебные действия

Планируемые результаты освоения

материала

Дата проведения

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

план

факт

1

Урок 1. Россия - наша Родина.

Россия - безнең илебез.

1

Введение

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Знать духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1.09

2

Дин традициясен гомуми күзаллау. Общее представление о традициях религии.

1

Комбинированный

Развитие готовности к сотрудничеству.

Формирование познавательного мотива.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

12.09

3

Христианнарның борынгы риваятьләре. Многовековые мифы христиан

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.

Сотрудничество в поиске информации.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Знакомство обучающихся с основами православной религии на основе многовековых мифов

19.09

4

Христиан дине барлыкка килү. Возникновение христианской духовной культуры.

1

Комбинированный

Развитие готовности к сотрудничеству.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.

знакомство обучающихся с основами православной духовной культуры

26.09

5

Христиан дине барлыкка килү турында тәгълимат

Изучение о возникновении христианской духовной культуры.

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

знакомство обучающихся с основами православной церкви

3.10

6

Христиан чиркәве. Христианская церковь

1

Комбинированный

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Знать основу христианской религии

10.10

7

Христиан чиркәвенең төзелеше. Структура христианской церкви.

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Знать христианскую святыню

17.10

8

Русьта христиан дине. Христианская духовная культура в Руси

1

Обобщающий урок

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.

Уметь обобщать знания, понятия, представления о христианской культуре

24.10

9

Россиядә христиан дине. Христианская духовная культура в России.

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.

Сотрудничество в поиске информации.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Знать, что пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности

31.10

10

Рус чиркәве изгеләре. Христианская святыня

1

Комбинированный

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Знать роль Мухаммада в распротранении ислама

11

Рус чиркәвендә изге дип танылган нәрсәләр. Христианская святыня

1

Комбинированный

Формирование адекватной и объективной самооценки.

Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания.

Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Знать суть священной книги мусульман

12

Христиан бәйрәмнәре.Христианская культура и мораль

1

Комбинированный

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.

Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

Умение работать по предложенному учителем плану.

Уметь использовать в жизни пять правил мусульман

13

Христиан динендә махсус йолалар. Христианская культура и мораль.

1

Комбинированный

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Знать столпы ислама и исламской этики.

14

Мөхәммәт пәйгамбәр. Пророк Мухаммад

1

Обобщающий урок

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.

Знаково-символическое моделирование.

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Уметь обобщать знания, понятия, представления об исламской культуре

15

Пәйгамбәргә иңдерелгән беренче вәхи. Первое откровение пророка.

1

Введение

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез

Сотрудничество в поиске информации.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Знать иудейскую духовную традицию.

16

Ислам диненең таралуы. Распространение ислама.

1

Комбинированный

Формирование моральной самооценки.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Умение договариваться, находить общее решение.

Оценка качества и уровня усвоения материала.

Знат иудейское верование

17

Мөселманнарның изге китабы. Священная книга мусульман

1

Обобщающий урок

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.

Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Уметь обобщать знания, понятия, представления об иудейской культуре

18

Изге китапның төзелеше. Строение священной книги мусульман.

1

Введение

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Знать духовную традицию буддизма

19

Мөселманнар тормышының биш кагыйдәсе. Пять основных правил мусульманской религии.

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Знать направления и обряды буддизма

20

Мөселманнар тормышының биш кагыйдәсендәге үзенчәлекләр. Основные признаки правил мусульман.

1

Комбинированный

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Формирование умения устанавливать аналогии.

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Знать развитие православной культуры в Руси

21

Мөселманнар нәрсәгә инаналар. Мусульманское верование.

1

Комбинированный

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.

Формирование умения контролировать действия партнёра.

Формирование способности к целеполаганию.

Знать развитие православной культуры в России

22

Мөселман бәйрәмнәре Духовная культура и мораль мусульман.

1

Комбинированный

Формирование познавательного мотива.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Знать развитие православной культуры в Советскую эпоху и до наших дней.

23

Ислам динендә истәлекле көннәр. Знаменательные дни мусульман.

1

Обобщающий урок

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Знать православную культуру, традиции в семье

24

Иудаизм - яһүдләрнең борынгы дине. Иудаизм- древняя религия евреев.

1

Комбинированный

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Знать историю возникновения ислама в России

25

Муса пәйгамбәр һәм еврей халкы. Пророк Моисей и евреи.

1

Комбинированный

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Прогнозирование результата.

Знать развитие ислама во времена императоров и царей

26

Яһүдиләрнең инанулары. Иудейское верование

1

Комбинированный

Формирование познавательного мотива.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Прогнозирование результата.

Знать развитие ислама в эпоху СоветскогоСоюза

27

Яһүдиләрнең йолалары. Духовная культура и мораль иудеев.

1

Комбинированный

Формирование познавательного мотива.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.

Прогнозирование результата.

Знать духовных ценностей и нравственных идеалов ислама в современной России.

28

Яһүдиләрнең гореф-гадәтләре. Духовная культура и мораль иудеев

1

Комбинированный

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Знать духовных ценностей и нравственных идеалов ислама.

29

Кем ул будда? Кто такой будда?

1

Комбинированный

Формирование познавательного мотива.

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Знать историю возникновения иудаизма в России

30

Буддачыларның инанулары. Верование буддистов.

1

Комбинированный

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Знать духовных ценностей и нравственных идеалов иудаизма в современной России.

31

Будда диненең юнәлешләре Направления буддизма.

1

Комбинированный

Формирование моральной самооценки.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение слушать и понимать речь других.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

Знать историю возникновения буддизма в России

32

Будда диненең йолалары. Обряды буддизма.

1

Комбинированный

Формирование моральной самооценки.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

Знать развитие буддизма в эпоху СоветскогоСоюза

33

Үтелгәннәрне кабатлау, ныгыту. Закрепление изученного.

1

Комбинированный

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Знать духовных ценностей и нравственных идеалов буддизма в современной России.

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Иҗади проект эшләренең йомгаклау презентациясе

1

Обобщающий урок

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Примечание

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



© 2010-2022