Конспект занятия «Друг - это тот, кто. .. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Разговор о дружбе»

Цели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; развивать умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности.

Оформление: на доске: «Друг - это тот, кто…..», Слова: друг, товарищ, приятель; цветок дружбы; рисунок сердца с пожеланиями друзьям; плакаты, на которых написаны законы дружбы, пословицы о дружбе. Игра-активатор. Предлагаю встать в одну шеренгу и рассчитаться на «первый», «второй». Теперь повернуться лицом к друг другу, первые номера напротив вторых. Не разговаривая друг с другом, т. е. невербально при помощи жестов поздоровайтесь, передайте свое хорошее настроение другу и попрощайтесь. Спасибо, молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Теперь первые номера садятся за 1 стол, вторые за стол № 2. Рефлексия Какие трудности вы испытали во время выполнения упражнения? Чего вам не хватало?( вербального общения) Всегда ли без слов мы можем показать свое настроение другому человеку?

- чтобы узнать тему нашего разговора, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой, долгой? (дружба.). Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы. Что означает слово дружба? Владимир Иванович Даль в своем словаре дал следующее определение: «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь».

- на доске записано начало предложения: «Друг - это тот, кто…» Кого можно назвать другом?

- какое прекрасное слово дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и с разу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книг, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг - это старый плюшевый медвеженок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью. Какими же качествами должен обладать друг?

Ученик исполняет стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка - на дыбы! Говорит «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».

- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ученики показывают сценку «Буратино и Мальвина».

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Буратино. Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только не которые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «ну, как посадка прошла?». Он обиделся и почему-то ушел. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, правда ребята? (ответы детей).

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не правильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так? (переходит на шепот.) Есть такие, что даже браняться. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это здорово ты придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Запомните это.

- умению дружить и общаться с людьми надо учится с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день творить добро.

Ученик исполняет стихотворение А.Л. Барто «Друг».

Друг напомнил мне вчера, сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.

Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счет.

Не влечет меня работа, больше к другу не влечет.

- можно ли назвать героя этого стихотворения настоящим другом? Если нет, то почему?

Воспитатель исполняет монолог Л.А. Сергеева «Над кем лучше смеяться».

- я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своем велосипеде. Глаза вытаращил, ноги - в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не засмеяться! Я начал хохотать. Или как-то играл с Вовкой в футбол, а он раз - и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слез. И так все время. Ну и чудаки были мои приятели. Каждый раз, когда мне хотелось посмеяться, выходил во двор, наблюдал за ними и хохотал до коликов в животе. Как-то раз я сказал отцу: - Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!

- да? - удивился отец. - а я сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит какому-то мальчишке про тебя: «Егор осел! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!» вот так-то! Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются - не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

- над кем?- над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

- Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

Ученик исполняет стихотворение С.В. Михалкова «Два козлика».

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них только приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил,

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

- кто же из козлов, описанных в стихотворении С.В. Михалкова прав, а кто виноват?

Песня:

Ребята, мы прослушали песню о дружбе, как вы считаете какими качествами должен обладать хороший друг?

- сейчас вы ребята, должны написать на лепестках ромашки по одному признаку, свойственному дружбе, и прикрепить лепестки на доску. Получается цветок дружбы.

Ученики исполняют частушки Н.Б. Цитко «О дружбе в классе».

В нашем классе дружно жить

Никому не запретишь.

Вместе в цирк или кино

Ходим парами давно.

Настя с Катей вместе дружат,

Ни о чем они не тужат.

И в учебе, и в труде

Обе первые везде.

Я у друга взял тетрадь,

Чтоб контрольную списать.

После вышел казус - пара двоек сразу.

Я за дружеской спиной,

Как за каменной стеной.

Друг мне даст списать ответ

И полезный даст совет.

Я куплю два пирожка -

Угостить хочу дружка.

Если на желудке сытно,

Друг доволен, сразу видно.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

А дружок мой Коля

Не был нынче в школе.

Я домой к нему пришел,

Друга дома не нашел.

Коля без вести пропал -

В игровой ушел он зал.

Он с компьютером на ты.

День и ночь играет,

Но таблицу умножения

Коля плохо знает.

Целым классом мы решили

На поруки Колю взять.

И теперь наш Коля знает

Математику на пять.

Вот такая молодежь

В нашем классе ты найдешь.

Есть получше, есть поплоше,

Всем похлопайте в ладоши.

- я читаю начало пословицы о дружбе, а вы должны продолжить ее.

Друга ищи, а нашел…..(береги)

Друг познается в ….(беде)

Недруг поддакивает, а друг …(спорит)

Дружба дружбе - рознь, а иную хоть…(брось).

Воспитатель читает стихотворение.

Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг, то встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг ему протянет руку.

Воспитатель предлагает воспитанникам сформулировать «правила дружбы», например:

- не оставляй друга в беде;

- будь требователен в дружбе;

- Будь бескорыстен в дружбе;

- не смейся над недостатками друга;

- умей прощать другу.

- Если у людей одинаковые интересы вкусы или им нравятся одинаковые игры и занятия, если они добры и отзывчивы, то дружба может быть настоящей, крепкой, верной и долгой.

Ученик читает стихотворение о дружбе:

Если есть друзья на свете - всё прекрасно, всё цветет.

Даже самый сильный ветер, даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу будем весело шагать.

При любой погоде дружим - дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит, скажут все, кто юн и смел:

«Мы с тобой живём на свете для хороших, славных дел».

И. С. Пшеницын

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно в любую минуту, всегда,

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живёшь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватило прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то, и станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо мы дружбой недаром зовём.

В. М. Найденов.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполнится.

Н. Б. Цитко Рефлексия «Дерево дружбы» -Ребята, сегодня мы говорили о дружбе, о том какие бывают друзья, о том как они поступают. Я вас попрошу продолжить одну из фраз:«На занятии сегодня я узнал…» «Больше всего мне понравилось…». На столе у вас лежат листочки ответ напишите на них, теперь я попрошу вас прикрепить лист к дереву и проговорить ответ. У нас получится «Дерево дружбы» нашей группы. Посмотрите какое оно мощное.



© 2010-2022