«Классное самоуправление в начальной школе, как средство воспитания активной и творческой личности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Классное самоуправление в начальной школе,как средство воспитания

активной и творческой личности»

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии.Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов.Что скрывается за

самим словом «самоуправление»? Где заканчивается игра и начинается

деятельность,направленная на самореализацию учащихся в интересах

своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления?Какой может быть его модель в конкретном ученическом

коллективе?

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся.Заметные коррективы внесены в систему управления

и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ.Отказ от создания

в учебных классах октябрятских звездочек,пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации?Что из прошлого

опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее

время?От чего следует решительно отказаться?Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления?На эти вопросы надо обязательно

найти ответы каждому педагогу,работающему с детским коллективом.

Для того чтобы получить более обоснованные и убедительные ответы,нужно

поразмышлять о сущности самоуправления,его целях,принципах,о его реальных моделях в современных образовательных учреждениях.

Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют

самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся,обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и

реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса,своей школы.В.М.Коротов рассматривает

самоуправление как метод организации воспитательного коллектива,

а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод,

что самоуправление учащихся-это самостоятельность в проявлении инициативы,принятиирешения и его самореализации в интересах своего

коллектива или организации.

Представления ученых о сущности самоуправления разделяют

педагоги-практики и их воспитанники.Они понимают это как:

-управление жизнью класса;

-организацию дел для своего класса,а значит,и для себя;

-решение задач,самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

-школу ответственности,доверия,взаимопомощи,взаимопонимания и взросления.

Таким образом,самоуправление в классном коллективе можно определить

как действия детей,осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества,по планированию,организации,

направленной на создание благоприятных условий для общения и развития

одноклассников и решение других социально ценных задач.

Цели самоуправленческой деятельности.

1.Содействие развитию ребенка.Речь идет о детском коллективе,ведущей

функцией которого является обеспечение личностного роста его членов.

Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития

детей.Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека,как самостоятельность,

активность,ответственность,инициативность,дисциплинированность и многие другие.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных

на классное сообщество функций,начиная от обеспечения дисциплины и

порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального

и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

3.Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему

социальных ролей человека.Сасоуправление позволяет ребенку расширить

пространство для проявления своей активности.Выполнение постоянного

или временного поручений может происходить и в детском саду,и в доме ветерана,и в больнице,и на участке лесного хозяйства,т.е. там,где возможно

и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных

устремлений детей.

Принципы самоуправления.

1.Деятельное наполнение работы органов самоуправления.

2.Социальная значимость деятельности самоуправления.

3.Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.

4.Взаимосвязь функций,полномочий,реальных прав и возможностей органов

самоуправления.

5.Добровольность и выборность органов самоуправления.

6.Инициатива,самодеятельность и творчество детей.

7.Гласность и актуальность принимаемых решений,коллегиальность их разработки.

8.Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления,

последовательность и систематичность их работы.

9.Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

10.Взаимодействие всех органов самоуправления.

11.Сотрудничество детей и взрослых при подготовке,принятии и выполнении

решений.

Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов самоуправления.Нередко они формулируются в форме заповедей,мудрых советов,призывов,поэтических мыслей,пословиц и поговорок.Да и их содержание затрагивает не только работу органов самоуправления,но и всю жизнедеятельность коллектива.

Самоуправление в классе : опыт организации.

Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда трудны.Даже педагог,имеющий глубокие,целостные и отчетливые теоретические представления о детском коллективе,самоуправлении в нем

и накопивший богатый практический опыт педагогического обеспечения развития инициативы и самодеятельностиучащихся всякий раз испытывает затруднения,когда назначается классным руководителем и пытается вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные

способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном

классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения.Они чувствуют себя значимыми,нужными,ждут возможности проявить себя.Если классный руководитель младших школьников уделяет

внимание этой проблеме в работе с классом,то на средней и старшей ступени

дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.Детский коллектив -это маленькая страна,в которой необходимо построить жизнь так,чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.Для того,чтобы распредилить поручения в нашем классе,мы с ребятами обыграли это в следующей ситуации.Дети придумали названия стране-классу,

определили органы управления в стране и поручения,которые они могут выполнять в своем классе.Игровую ситуацию мы назвали так: «Если бы министром был я,то какое бы министерство я возглавил».Для того, чтобы ребятам проще было выбрать «Министерский портфель»,все названия министерств были записаны на доске:

-Министерство здравоохранения.

-Министерство информации.

-Министерство культуры.

-Министерство образования.

-Министерство физкультуры и спорта.

-Министерство финансов.

-Министерство охраны законности и порядка.

-Министерство охраны природы.

-Министерство творчества.

Министерство охраны законности и порядка представляли ребята,которые

выполняли поручения:дежурство по классу,по школе,по этажам,по столовой.

Выпуск газет по результатам дежурства,организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздраление с праздниками,чествование победителей и т.д.).

Министерство здравоохранения -ребята фиксировали пропуски занятий

учащихся класса,сотрудничали с мед.работником школы,организовывали посещения ребят,которые находились на лечентт в больницах или дома,готовили устные журналы и газеты,сообщения для ребят во время эпидемий болезней.

Министерство информации-подготовка информации изжизни класса для школьной разработке сценариев,конкурсов,ведение летописи класса,выпуск

фото-и видеосюжетов из жизни класса,оформление альбомов из жизни класса.

Министерство культуры-учащиеся,которые любят писать стихи и имеют литературные способности,желающие участвовать в разработке всех мероприятий класса.Они подбирают материал для сценариев,ведут праздники и концерты.

Министерство финансов-сохранность и ремонт класса,ведение копилки класса,обеспечение класса в экскурсиях,поездках и походах и подготовка к ним.

Министерство охраны природы-забота о земных насаждениях в классе и школе,разведение зеленых насаждений,природоведческие исследования по заданию учителя,организация живых уголков.

Министерство творчества-подбор материалов для устных журналов,

викторин,интеллектуальных марафонов,информационных часов,участие в планировании жизни класса совместно с классным руководителем.

Министерство образования-помощь в учебной работе отстающим одноклассникам,анализ причин отставания учащихся,помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Министерство досуга-организация досуга учащихся класса.Классные

дискотеки,праздники,беседы о музыке и музыкантах,организация музыкальных викторин и конкурсов.

Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно,вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения.Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений и поощрять инициативу,самостоятельность,желание выполнять общественное поручение.

Самоуправление «Самоумейка»

Организация самоуправления

Во втором классе обучается 16 детей,из них 10 девочек и 6 мальчиков.

Классный руководитель :Петрук Светлана Альбертовна.Я направляю свои усилия на создание воспитательной системы «Самоумейка»,ведущим замыслом которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса,способствующих становлению активной и творческой личности младшего школьника.Воплощение такого плана предпологает целенаправленное и поступательное освоение второклассниками азбуки организаторского мастерства,формирование реально действующего самоуправления в классе.

Основу организации классного самоуправления составляет игра-путешествие

«Вовка в пятидевятом царстве».Главный герой -Вовка,он пока ничего не умеет делать сам.Его любимое занятие-путешествие.

Вовка путешествует не один,а вместе с второклассниками,классным руководителем,вожатыми и родителями учащихся.В пути Вовка и его друзья

встречают сказочных героев,которые помогают детям получить важные для жизни знания,умения и навыки.

Самоделкин,Мальвина,Петрушка,Карандаш,Домовенок Кузя,

Боровичек,Крокодил Гена и Чебурашка,Доктор Айболит,Василиса Премудрая.Роли перечисленных героев играют вожатые.На начальном этапе

зарождения ученического самоуправления они организовывают работу сказочных мастерских и помогают младшим школьникам обрести свои первые организаторские умения и навыки.

В игре-путешествии действует система чередования поручений,чтобы каждый ребенок попробовал себя,свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.

Каждый месяц второклассники посещают Школу Почемучек.В ней они получают интересные и нужные сведения,осваивают премудрости выполнения поручений мудрейших,спасателей,затейников,почтальонов,

юнкоров,разведчиков.

Ключевым принципом организации самоуправления является идея

сотрудничества детей и взрослых.Делаем не за маленьких,а вместе с ними-

главное условие подготовки и проведения любого дела.

Такие принципы,правила или требования помогают классному наставнику

занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом,его членами и органами самоуправления,а следовательно,

внести более весомый вклад в формирование духовно-богатой,нравственно-

чистой и эмоцианально благоприятной среды развития и жизни активной и

творческой личности в классном сообществе.




© 2010-2022