- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование по литературному чтению УМК
Тематическое планирование по литературному чтению УМК
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кошелева С.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(136 часов)
Составлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой. Литературное чтение. 2 класс. В 3 ч. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
№
п/п
Дата
Наименование раздела
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Кол-во часов
Примечание
Учимся читать: читая - думаем.(29 ч)
1
Знакомство с учебником. Школа и школьная жизнь. М. Бородицкая «Первое сентября». В. Берестов «Читалочка» Рассматривают структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике. - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
1
2
Определение границ ответов в тексте.
К. Ушинский «Наше отечество». Патриотизм и выразительность в произведении.
-читают осознанно текст художественного произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
3
Словесное рисование. Картины природы. Правила заучивания стихотворений. В. Орлов «Разное». Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине». П. Воронько «Лучше нет родного края». О. Дриз «Загадка»
- правила заучивания стихотворений. - выполняют словесное рисование картин природы; - читают осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -анализируют название произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;- оценивать события, героев произведения
-анализируют название произведения;
1
4
Анализ названия произведения. Б. Заходер «Два и три». Р. Сеф «Считалка» - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
5
Рифма. В. Левин «Чудеса в авоське». С. Иванов.«Какой сегодня веселый снег…»; «Зимой Ваня сделал кормушку…» - находят рифму в произведении; - рифмуют слова, текст; - читают осознанно текст художественного произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения наизусть
(по выбору); - делят текст на смысловые части; - создают небольшой устный текст на заданную тему;
1
6
Рифмование текста. А. Шибаев «Кто слово найдет?»
1
7
Стихи о дружбе и взаимовыручке. Подбор пословиц к стихам. В. Берестов «Если хочешь пить»; «Гололедица» -подбирают пословицы к стихам; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различают жанры художественной литературы
(сказка, рассказ, басня).
1
8-9
Прогнозирование характера текста. Определение жанра произведения. Храбрец и Глупец в сказках о животных. Б. Заходер «Как волк песни пел» -прогнозируют характер текста по названию (заголовку); - определяют жанр произведения; - читают осознанно текст художественного произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составлять его простой план;
- приводят примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
2
10
Прогнозирование характера произведения по его заголовку С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»
1
11
Сноска и работа с ней. В. Зотов «За двумя зайцами» - понятие «сноска». - работают с элементом книги «сноска»; - читают выразительно и осознанно текст художественного произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составлять его простой план; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - различают сказки народные и литературные
1
12
Выразительность - эмоциональная окраска при чтении произведений. Э. Шим «Жук на ниточке» - читают выразительно текст художественного произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения
1
13
Ориентировка в книге по обложке. Э. Шим «Очень вредная крапива» - ориентируются в книге по обложке; - читают осознанно текст художественного произведения; - различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)
1
14
Поучение через осуждение поступка. Быль. Л. Толстой «Косточка» - читаю т осознанно текст художественного произведения; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - приводят примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
1
15
Важное читательское качество - антиципация. Положительные и отрицательные качества человека в произведении С. Прокофьевой «Когда можно плакать?», Е Пермяк «Как Маша стала большой» - понятие «антиципация». - читают осознанно текст художественного произведения; - делят текст на смысловые части, составлять его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - дают характеристику персонажу; -определяют главную мысль произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему
1
16
Главная мысль произведения. В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук». В. Козлов «В сладком морковном лесу»
1
17
Работа над использованием силы голоса. В. Осеева «Сторож». Характеристика героя - используют силу голоса при чтении; - пересказывают текст, читать по ролям; - делят текст на смысловые части, составлять его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения; -анализируют взаимоотношения героев, оценивать их поступки; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - прогнозируют содержание текста на основе заглавия и иллюстрации; -определяют эмоциональный характер произведения; - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости)
1
18
Взаимоотношения героев. Ирония в произведениях В. Осеевой «Кто наказал его?» и А. Барто «Рыцари»
1
19
Эмоциональный характер произведений. Хорошее и плохое в поступках детей в произведениях. В. Осеева «Плохо». Д. Хармс «Удивительная кошка». Словесное рисование
1
20
Контекстный способ чтения. Русская народная сказка «Лиса и Журавль» - читают осознанно текст художественного произведения; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - различают сказки народные и литературные; -читают выразительно, артистично текст художественного произведения; - пересказывать и инсценировать текст; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - оценивают поступки героев сказки
1
21
Выразительность чтения сказок. Индийская сказка «Ссора птиц»
1
22
Настроение в стихах. Эмоциональный характер читаемого произведения. Э. Мошковская «Всего труднее дело…» -определяют эмоциональный характер читаемого произведения; - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям; - высказываются о чтении товарища
1
23
Пересказ с опорой на картинный план. Русская народная сказка «Самое дорогое». Бытовые сказки - особенности бытовой сказки. - пересказывают с опорой на картинный план; - читают осознанно текст художественного произведения; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)
1
24
Авторская сказка. С. Баруздин «Кузнец». Отражение в сказке народного быта - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - пересказывают текст (объем не более 1,5 страниц); - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные
1
25
Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам. Б. Заходер «Петя мечтает» - читают осознанно текст художественного произведения; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - прогнозируют содержание по заголовку; - анализируют стихотворный текст; - отличают «добрый смех» от иронии
1
26
Выразительность чтения сказок. Драматизация - язык сказки. Русская народная сказка «Два Мороза». Персонажи, прием противопоставления - понятия «драматизация», «волшебная сказка». -читают выразительно текст художественного произведения и выделяя главное в прочитанном; - пересказывают, делят текст на смысловые части, составляют его простой план;
1
27
Выразительность чтения сказок. Драматизация - язык сказки. Русская народная сказка «Два Мороза».
- оценивают события, героев произведения; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают сказки народные и литературные; - объясняют главную мысль сказки, что «топор лучше шубы греет»
1
1
28
Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»
1
29
Братья Гримм «Звёздные талеры» Обобщение по теме «Учимся читать: читая - думаем»
Учимся читать: читаем правильно. (8 ч)
30
Скороговорки. В. Бардадым «Мы читаем!» В. Гусев «Вот так кот!» И. Бурсов «Кот и крот» - понятие «скороговорка», ее назначение. - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создают небольшой устный текст на заданную тему
1
31
Сказка зарубежного писателя. Необычные персонажи. Д. Бисет «Орел и овечка» - дают характеристику необычным персонажам; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - выделяют опорные слова в произведении
1
32
Орфоэпическое чтение. Чтение по ролям. В. Драгунский «Заколдованная буква» - понятие «орфоэпическое чтение». - читают орфоэпически, по ролям; - определяют тему, характер и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляя его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения, составляя словесный портрет (описание героя); - объясняют смысловой и эмоциональный подтекст;
1
33
Словесное описание героя. Рассказы о детях. В. Драгунский «Когда я был маленький»
1
34-
35
Характер произведения. Смысловой и эмоциональный подтекст. В. Драгунский «Не пиф, не паф!» - читают осознанно текст художественного произведения; -определяют авторское отношение к персонажам; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
2
36
Авторское отношение к персонажам. Н. Носов «Находчивость» (радиоспектакль)
1
37
Определение мотивов поведения героя. Рассказ о детской мечте. Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков» -определяют мотивы поведения героев; - Читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения
1
38
Картинный план. «Муравей» (перевод Б. Заходера из Яна Бжехвы). Обобщение по теме «Учимся читать: читаем правильно» - строят рассказ по опорным картинкам; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события; - находят в тексте логически законченные части произведения.
1
Учимся читать: читаем быстро. (9 ч)
39
Устное народное творчество. Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица» - правила заучивания и определения скороговорок. - четко проговаривают скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; - читают осознанно текст художественного произведения; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
1
40
Литературные скороговорки. Р.Сеф «Апчхи!». М. Яснов «Чучело-мяучело»
1
41
Прогнозирование содержания произведения. Р. Сеф «Бесконечные стихи». Э. Мошковская «Болельщик». Лирический герой Стихотворения. - определение лирического героя стихотворения. - прогнозируют содержание произведения; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору).
1
42
Собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев «Угодили» - Читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему
1
43
Определение характера персонажей. В. Осеева «Просто старушка». Жизнь дана на добрые дела - определяют характер персонажей; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - оценивают события, героев произведения.
1
44
Определение, от какого лица ведется повествование. Комическое в рассказе В. Голявкина «Как я под партой сидел» - определяют, от какого лица идет повествование, тему текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - пересказывают текст; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
1
45
Смешные рассказы о детях. Читаем быстро: В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Персонажи рассказа, их отношение к школе - читают осознанно текст художественного произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.
1
46
Народные сказки мира. Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст (объем не более 1,5 с.); - оценивают события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.
1
47
Г.Балл «Москвичек, который не знал правил уличного движения» Обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро»
1
Учимся читать: читаем выразительно. (19 ч) 2 часть учебника 48
Выразительность чтения. А. Прокофьев. «Как на горке, на горе». А. Фет. «Чудная картинка…» -Читают выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - Читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - рассказывают о поэтах А. Прокофьеве, А. Фете; - понимают настроение лирического героя
1
49
Прогнозирование жанра. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из текста С. Воронина «Храбрый клоун» - прогнозируют жанр произведения; - определяют мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
50
Творческое сочинение сказок. С. Маршак «Жадина». О. Григорьев «Яма». Э. Успенский «Все в порядке» - выполняют творческую работу (сочинение сказок); - читают осознанно текст художественного произведения; - читают по ролям; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
1
51
Умение характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. В. Осеева «Три товарища». Н. Матвеева «Девочка и пластилин» -характеризуют персонажи; - определяют собственное отношение к их поступкам; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
52
Авторское и собственное отношение к персонажам. Ю. Ермолаев «Два пирожных» - оценивают события, героев произведения; - объясняют авторское и собственное отношение к персонажам; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
1
53
Эмоциональный тон персонажа. Э. Мошковская «Обида» -определяют эмоциональный тон персонажа; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - проводят лексическую работу; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
54
Паузы - длительные и короткие - в зависимости от смысла читаемого. Э. Мошковская «Трудный путь». Е. Благинина «Посидим в тишине» - понятие «паузы». - читают осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения наизусть.
1
55- 56
Построение, характер текста. Использование силы голоса для постановки логического ударения. И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном».
- понятие «логическое ударение». -определяют построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; - используют силу голоса для постановки логического ударения; - участвуют в диалоге; - формулируют и высказывают свое мнение о прочитанном по плану.
2
57
Темп чтения и его зависимость от смысла читаемого. В Орлов «Светлячок-маячок».
Понятие «темп чтения». -устанавливают темп чтения от смысла читаемого; - работать с иллюстрациями; - читают осознанно текст художественного произведения; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения.
1
58
Озаглавливание иллюстраций и эпизодов текста. С. Козлов «Заяц и медвежонок» -озаглавливают иллюстрации и эпизоды из текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения;- читать стихотворные произведения наизусть; - читают по ролям.
1
И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». Разнообразные и яркие образы животных.
59
Басня. Ее значение. К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху» -участвуют в диалоге; - отвечают на вопросы по тексту; - читают осознанно текст художественного произведения.
1
60
Прогнозирование содержания текста по заголовку. Н. Юсупова «Серый волк». - прогнозируют содержание текста по заголовку; - участвуют в диалоге; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
61
Интонация при чтении. Дж. Родари «Рыбы». Б. Заходер «Кискино горе».
1
62
Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из текста Э. Мошковская «Говорящая кошка». А. Фройденберг «Великан и мышь».
1
63- 64
Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам. Д. Биссет «Про тигренка Бинка, у которого исчезли полоски». - определяют характер произведения по рисункам; - работают с иллюстрациями; - читают осознанно текст художественного произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - читают стихотворные произведения наизусть.
2
65
Драматизация сказки К. Ушинский «Спор деревьев». Разнообразные и яркие образы растений. Понятие «драматизация». -инсценируют, читать по ролям сказку; - сравнивают рассказ со сказкой; - выражают свои чувства по отношению к прочитанному; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
66
Творческие пересказы в форме продолжения текста. Обобщающий урок по теме «Учимся читать: читаем выразительно» -выполняют творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа).
1
Учимся работать с текстом: автор и его герои. (22 ч) 67
Авторское отношение к героям. В. Голявкин «Про веселую книжку». - объясняют авторское отношение к героям; - читают бегло и осознанно текст художественного произведения; - дают характеристику героям рассказа.
1
68
Авторское отношение к героям. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». - объясняют авторское отношение к героям; - читают выразительно и по ролям стихотворение; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
69- 70
Чтение по ролям с соблюдением интонации. Составление картинного плана. Л. Пантелее. «Карусели». -соблюдают интонацию; - читают осознанно текст художественного произведения; - составляют картинный план по прочитанному тексту; - определяют тему и главную мысль произведения.
2
71
Творческий пересказ. Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился». - прогнозируют содержание текста по его названию; - определяют тему и главную мысль произведения; - выполняют творческий пересказ; - отличают рассказ от сказки; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
72- 73
Составление картинного плана. Творческий пересказ. В. Голявкин «В шкафу». - составляют картинный план; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - отвечают за свои поступки.
1
74
Определение характера текста. А. Гайдар «Совесть». Поучение через осуждение пороков. - определяют характер текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения.
1
75
Авторское отношение к героям текста. Б. Юнгер. «Белая роза» -объясняяют авторское отношение к героям текста; - Читают осознанно текст художественного произведения; - определяяют тему и главную мысль произведения; - составляяют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения, анализировать сказку.
1
76
Описание характера героев текста. Г. Цыферов «Град». - описывают характер героев текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - оценивают события, героев произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
77
Творческая работа - сочинение рассказа. Г. Горбовский «Розовый слон». Стихи о дружбе
- выполняют творческую работу (сочинение рассказа); - читают выразительно стихотворение; - создают небольшой устный текст на заданную тему; - отвечают на вопросы.
1
78
Определение главной мысли, сформулированной в тексте. Ф. Кривин «Родная коробка». Поучительный смысл сказки. - определяют главную мысль, сформулированную в тексте; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
1
79- 80
Подбор эпизодов из текста к иллюстрациям. Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. Отношения людей и собаки в произведении В. Чаплиной «Мушка». - подбирают эпизоды из текста к иллюстрациям; - определяют мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
81
Творческий пересказ от лица автора и лягушки. Л. Пантелеев «Две лягушки». -выполняют творческий пересказ от лица автора и лица героев; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план.
1
82- 83
Сила голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста. Авторское отношение к персонажам текста Е. Пермяк. «Волшебные краски». Понятие «логическое ударение». -используют силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; - объясняют авторское отношение к персонажам текста; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события и героев произведения.
2
84
Чтение по ролям. С. Михалков «Аист и лягушки». -читают по ролям; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - читают стихотворные произведения.
1
85
Характеристика персонажей через их собственное отношение к своим поступкам. С. Козлов «Вольный осенний ветер». - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события и героев произведения.
1
86
Определение мотива поведения героев. Л. Толстой «Зайцы». Н. Рубцов «Про зайца». -определяют жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; - читают осознанно текст художественного произведения; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
87
Выделение эпизода из текста. Русская народная сказка «Заяц-хваста». - выделяют эпизоды из текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - прогнозируют содержание текста перед чтением и в процессе чтения.
1
88
Литературная викторина. Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: автор и его герои». - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст (объем не более 1,5 с.); - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - выполняют творческие задания.
1
Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… (10 ч) 89
Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка». Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. -участвуют в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
90
Понятие «рифма». Б. Шергин «Рифмы». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». - понятие «рифма». -читают выразительно и осознанно текст художественного произведения; - выделяют языковые средства выразительности; - определяют тему и главную мысль произведения; - читают стихотворные произведения наизусть.
1
91
Знакомство со словарем В. Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка». В. Даль «Кузовок» (игра). А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Лягушка». В. Берестов «Курица». - работают со словарем; - читать осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения.
1
92
Средства выразительности - звукоподражание. Б. Заходер «Дырки в сыре». Средства выразительности - звукоподражание. -находят средства выразительности в произведении.
1
93
Образность художественной речи. Звукоподражание. А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». -анализируют образность художественной речи; - читают выразительно стихотворение; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
94
Эмоциональность характера текста. Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже» -определяют эмоциональность характера текста; - читают выразительно и осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - читают стихотворные произведения наизусть.
1
95
Научно-популярные книги. Прием сравнения. Г. Цыферов «Что такое звезды?» -анализируют научно-популярные книги; - читают осознанно текст художественного произведения; - сравнивают предметы; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
96
Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», «Колокольчики мои». С. Есенин «Черемуха». -определяют эмоциональность характера текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - выполняют лексическую работу; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
97
Средства выразительности - звукопись. М. Исаковский «Ветер». В. Рахманов «Одуванчики». Понятие «звукопись». -определяют в тексте средства выразительности - звукопись; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения; - Читают стихотворные произведения наизусть.
1
98
Систематизация книг. Обобщение по теме «Учимся работать с текстом: слова, слова, слова…» Правила систематизации книг. -систематизируют книги; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения; - читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
Учимся работать с текстом: план и пересказ. (22 ч) 3 часть учебника 99
Языковое оформление текста. Н. Сладков «Медведь и Солнце» - анализируют языковое оформление текста; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
100
Редактирование сказки. В. Осеева «Добрая хозяюшка». Отношения человека и животных - редактируют сказку; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют идею произведения; - характеризуют героев.
1
101
Определение темы текста по рисункам. Б. Житков «Храбрый утенок». - определяют тему текста по рисункам; - работают с иллюстрациями; - составляют картинный план; - оценивают события, героев произведения; - читают текст по «цепочке», кратко пересказывать; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
1
102
Повторы слов - средство выразительности. Э. Мошковская «Жадина» - определяют средства выразительности; - читают осознанно текст художественного произведения; - озаглавливают стихотворение по содержанию; - определяют тему и главную мысль произведения; - осуществляют постановку «живых» картинок к каждому отрывку.
1
103- 104
Характеристика главных героев. Диалог. Русская народная сказка «Мена» - понятие «диалог». - составляют характеристику главных героев; - Читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают сказку по схематическому плану.
2
105
Определение главной мысли текста. В. Сухомлинский «Вьюга» - определяют главную мысль текста; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
106
Определение характера произведения по рисункам. Н. Носов «На горке» - определяют тему текста по рисункам; - работают с иллюстрациями; - Читают осознанно текст художественного произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
107
Соответствие названия рассказа и содержания. В. Осеева «Хорошее» - анализируют соответствие названия рассказа и содержания; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
108
Деформированный план и его корректировка. Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать» - корректируют деформированный план; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - соотносят содержание сказки и древнего мифа.
1
109
Характер главного героя сказки. Пересказ от лица главного героя произведения. Отбор отрывков к иллюстрациям. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» - отбирают отрывки к иллюстрациям; - читают осознанно текст художественного произведения; - анализируют характер главного героя; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст.
1
110- 111
Пересказ от лица главного героя произведения. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Отбор отрывков к иллюстрациям - пересказывают от лица главного героя произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - пересказывают с опорой на план; - оценивают события, героев произведения, дают характеристику персонажу на основе его поступков; - отбирают отрывки к иллюстрациям; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
2
112
Идея произведения. С. Михалков «Бараны». К. Ушинский «Два козлика» - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - сравнивают, наблюдают, делают выводы.
1
113- 114
Словесное рисование. Графическое рисование. С. Козлов. «Черный омут» - выделяют народные черты в авторской сказке; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения; - преодолевают трудности; - различают сказки народные и литературные; - инсценируют фрагменты сказки.
2
115
Деформированный план и его корректировка. М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял» - редактируют деформированный план; - прогнозируют характер текста (прием антиципации); - определяют тему, идею и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - различают сказки народные и литературные; - определяют позицию автора.
1
116
Озвучивание иллюстраций картинного плана. Е. Карганова. «Как цыпленок голос искал» - озвучивают иллюстрации картинного плана; - читают осознанно текст художественного произведения и рассуждают; - определяют тему и главную мысль произведения; - составляют комиксы.
1
117- 119
Деформированный план и его корректировка. Словесное рисование. Перевод картинного плана в словесный. Немецкая сказка «Русалочка». - редактируют деформированный план; - выполняют словесное рисование; - переводят картинный план в словесный; - выделяют особенности героев сказки; - анализируют иллюстрации; - различают сказки народные и литературные; - участвуют в играх, викторинах и т. п. по пройденной теме; - отвечают на вопросы; - соотносят пословицы с изученными художественными произведениями; - пересказывают отрывок полюбившегося произведения
2
120
Чудесные и необычные существа. Обобщающий урок по теме «Учимся работать с текстом: план и пересказ». «Пословица недаром молвится»
1
Учимся читать: в мире книг.(16 ч) 121
Формулировка темы небольшого текста. К. Ушинский «Два плуга» (дидактический рассказ) - формулируют тему небольшого текста; - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определяют тему и главную мысль произведения; - создают небольшой устный текст на заданную тему.
1
122
Изложение события от имени героя текста. Л. Н. Толстой «Филипок» - излагают события от имени героя текста; - выразительно читают рассказ; - определяют тему и главную мысль произведения; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - характеризуют Филиппка.
1
123
Авторские ремарки. В. Авдеенко «Маленькая Баба Яга» - понятие «авторские ремарки». - читают осознанно, выразительно, по ролям; - определяют тему и главную мысль произведения; - четко отвечают на вопросы; - различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - различают сказки народные и литературные.
1
124
Фрагменты, из которых состоит сказка. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» - определяют основные фрагменты, из которых состоит сказка; - отвечают на вопросы; - определяют тему и главную мысль произведения; - приводят примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различают сказки народные и литературные.
1
125
Учимся искать ответы на вопросы в тексте. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» - ищут ответы на вопросы в тексте; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - различают сказки народные и литературные.
1
126
Картинный план. Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке» - составляют картинный план; - читают осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определяют тему и главную мысль произведения; - отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы, придумывают свои вопросы к сказке.
1
127
Словесное рисование. М. Пришвин «Еж». Отношения человека и животных - выполняют словесное рисование; - читают осознанно текст художественного произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - делят текст на смысловые части, составляют его простой план; - находят в тексте понравившийся фрагмент и выразительно читают его.
1
128
Веселые стихи. Б. Заходер «Птичья школа». Словесное рисование - анализируют шуточные стихотворения; - комментируют прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; - сравнивают стихотворения разных авторов; - определяют тему и главную мысль произведения; - оценивают события, героев произведения.
1
129
Авторское отношение к героям текста. Н. Носов «Затейники» - объясняют авторское отношение к героям текста; - пересказывают, чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора; - определяют тему и главную мысль произведения.
1
130
Веселые рассказы. Словесное рисование. Н. Носов «Живая шляпа» - выделяют юмор в веселых рассказах; - самостоятельно работают с текстом; -«рисуют» картинки к рассказу; - пересказывают текст; - составляют картинный план; - читают отрывок, соответствующий иллюстрации учебника - участвуют в беседе по содержанию рассказа; - находят главную мысль произведения; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
132-133
Собственное отношение к героям текста. Н. Носов «Фантазеры». Злой умысел и фантазия. Инсценировка рассказа - высказывают собственное отношение к героям текста; - выразительно читают по ролям, инсценируют рассказ; - находят отрывки по заданию учителя; - пересказывают текст.
2
134
Чему учат нас книги. Б.А.Емельянов «Зеленая букашина» - участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; - определяют по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; - различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
1
135
Книги о детях - называют известные произведения и их авторов; - отвечают на вопросы; - инсценируют, читают выразительно, по ролям произведения; - определяют тему и главную мысль произведения; - пересказывают текст; - составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивают события, героев произведения.
1
136
Обобщающий урок по теме «В мире книг» - читают выразительно, наизусть, по ролям, инсценируют произведения по выбору; - выражают собственное аргументированное мнение о произведениях и героях.
1