Конспект урока по литературному чтению Д. Мамин - Сибиряк Серая шейка (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 3 Б Тема урока: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина -Сибиряка «Серая Шейка»

Цели урока: Познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие. Планируемые результаты:

Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Метапредметные:

Регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные - анализ художественного текста, выделение главной мысли; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение прихода зимы на иллюстрациях, в музыке, через произведения.

Коммуникативные - ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке; научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно - речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; развивать умение работать в парах, группах.

Личностные - воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками; проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;

Оборудование

Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах и группах, учебник.

Технологии

На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Оргмомент

Подготовка к восприятию

Цель: развивать учебно-познавательную активность детей

Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности.

-Проверим готовность к уроку. (Звучит музыка «В мире много сказок» Слайд 1 - Здравствуйте, дети! Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл сказки понять.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок - это маленькое открытие.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Нам предстоит интересная работа.

Помните,

Что глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Определяют собственную готовность к уроку.

Осознают значимость данного урока.

Анализируют увиденное, услышанное

Личностные:

имеют мотивацию

к учебной

деятельности.


Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. выполнять взаимопроверку и при выполнении
учебного задания.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

Регулятивные: Высказывать своё предположение. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану.

Личностные умения: проявлять желание читать
произведения о животных и птицах.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям.

Познавательные умения:

обогащение словарного запаса

.




Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха


Познавательные умения:

определять зависимость

состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, и обосновывать своё мнение. определять жанр произведения и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора и обосновывать своё мнение










Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в

устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.

Коммуникативные

УУД: умение формулировать свое мнение и позицию

Познавательные УУД:

проводить

сравнение объектов по заданным основаниям (критериям)



2. Актуализация знаний

Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока

- Посмотрите на иллюстрации. С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. (Серая Шейка).

Слайд 2

Тест по первой части Взаимопроверка

Слайд 3

1) - А к какому жанру относится наше произведение? Докажите

2) - Серая шейка - это взрослая утка или ребенок?

- Есть ли у неё родители?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери?

Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (карточка)

Работа в паре.

Проверка Слайд 4

- Посмотрите на жизненные позиции этих героев. Одинаковы ли они?

Дети выставляют значки в соответствующие клетки.

Выполняют взаимопроверку

Учащиеся вспоминают жанры литературы,

классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки.

Работа в парах


3 Целеполагание

Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения

- Как вы думаете можно ли по прослушанному музыкальному произведению узнать о ком пойдет речь на уроке?

Музыкальное произведение «Серая Шейка»

Слайд 5

- Какие чувства возникли у вас во время прослушанья данного произведения?

Слайд 6

- Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке? Почему?

-Так какова тема урока.

Слайд 7

- Какую поставим цель перед собой?

- Что мы должны сделать для этого?

Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения.

4. Введение новых знаний.

1 этап.

Словарно-лексическая работа



2 этап.

познакомиться с 2 частью сказки

В тексте встретится много слов, значение которых не всем известно. Но дома вы должны были найти лексическое значение этих слов.

Словарная работа (слайды со словосочетаниями) Слайд 8 - 14

Роковой день - неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок - понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

- А что вы можете сказать о слове ключ?

Ключ2 - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник

- Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль?

Поросль - молодые побеги растений.

- Подберите синоним к слову курлыкали.

Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Звук журавлей

Подберите синоним к слову курлыкали. (кричать)

Бывалые - опытные, много видавший и испытавший.

Партии - группы лиц объединяющихся с какой-нибудь целью.

Косяк - стая рыб, птиц.

1) Познакомимся с 2 частью (прослушивание аудиозаписи)

Каждый следит по тексту

2) - Что общего между песней и текстом сказки?

-О ком и чем пойдёт речь на уроке? (о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о Серой Шейки)

Слайд пустой 15

Знакомятся со значением слов, объясняют значение слов.

Динамическая пауза

-Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.

На носочки встанем,

Облачко достанем.

На корточки присели,

Травушку погладим.

Руками- крыльями взмахнем,

Как утята поклюём.

В стайки соберемся,

Друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь.

Выполняют упражнения

5 Работа по теме урока

Подвести учащихся к выводу об авторе, как о хорошем наблюдателе природы

1) Выборочное чтение (слайд)

- Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? -Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному мысли? (Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.)

(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

- Обратимся к описанию природы во второй части. Чтение отрывка из произведения.

- Какое настроение у вас вызывает это описание.

- Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?

Используйте карточку - (показываю) (работа в группах)

- Какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)

Физминутка для глаз Слайд 16

- Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту: Слайд 17

«…и сама река казалась больше…»

- Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!

Слайд 18

«…берега оголились…» - она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в прибрежный камыш) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.

Слайд 19

«…от инея пожелтели березки и покраснели осины » Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

Слайд 20

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.

- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

- А как автор сам подводит итог:

Слайд 21

«Вообще, хорошего было мало…»

Обратите внимание на то, как автор через описание природы показывает душевное состояние Серой Шейки.

- Можно сказать, что автор - хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.

- А кто это- психолог? На слайде: психолог - человек, который умеет анализировать переживания других людей. - К чему готовит нас автор?

- Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

- Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке.

- Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

Учатся ориентироваться в тексте, находить нужное

Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.

Делают вывод о писателе как о хорошем наблюдателе природы

Высказывают свое мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей, дают им свою оценку, пользуясь текстом

6. Итог урока

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

В чем особенность почерка писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка ?

- Что помогло нам сделать такой вывод?

(чтение текста, разобрались в чувствах автора)

Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!

хороший наблюдатель природы

7. Рефлексия

Выявить степень заинтересованности темой урока

 Оценочный лист

Запишите в колонку №2,3, по одному пункту, а если есть мысли для колонки №4, то тоже запишите.

И оцените себя Слайд 23

Организуют самооценивание 8. Новая учебная задача

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, какое задание можно предложить?

(Расположите картинки в хронологической последовательности).

-Что вы заметили? (Новых героев)

- Следовательно, какая тема следующего урока?

9 .Домашнее задание

Предоставить право выбора подготовки д.з.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (слайд с домашним заданием)

Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32 близко к тексту.

Написать синквейн. Тема - осень.

Найти интересные сведения о жизни уток.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Делают свой выбор.



© 2010-2022