Конспект урока окружающего мира в 3 классе Экологическая безопасность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

«Экологическая безопасность»









Иванова Любовь Михайловна

Учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»

Город Миасс, Челябинская область

















Цели урока: Познакомить детей с термином «экологическая безопасность».

Сформировать понимание того, что Земля - наш общий дом: бережем дом - бережем здоровье; выполнять правила личной экологической безопасности. Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: презентация, пластиковая бутылка, ножницы, кусочек бинта, вата, вода с крупными и мелкими камешками.

Ход урока:

1. Организационный момент Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: (звучит спокойная музыка). «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». - Что подразумевается под всем живым? - Что необходимо для жизни?

2. Повторение пройденного

- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд: (слайд 1)

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце).

  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. (Вода).

  3. Плодородный слой Земли. (Почва).

  4. Смесь газов. (Воздух).

Конспект урока окружающего мира в 3 классе Экологическая безопасностьКонспект урока окружающего мира в 3 классе Экологическая безопасность Есть такое высказывание: (слайд 2) «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». И тема нашего урока «Экологическая безопасность Земли». (слайд 3)
3. Актуализация знаний - Как вы понимаете слово «экология»? (наука) - Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология - наука, может ли она быть плохой?

(ответы) - Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка». (Слайд 4) Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе. И в конце урока мы сможем прочесть обращение к землянам.
Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли. Показ слайдов с комментарием: Слайд 5. Байкал - самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро - крупнейшая сокровищница пресной воды. Слайд 6. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах. Слайд 7. Лес - это легкие нашей планеты. Слайд 8. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует. Слайд 9. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)
- А какие природные ценности есть в нашем крае? Слайд 10. Тургояк. Слайд 11. Таганай. Слайд 12. Заповедник. Слайд 13. Зюраткуль. - Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Звучит музыка. Учитель вызывает на экран слайд с изображением свечения. (слайд 14). Космонавты, делая снимки нашей планеты, заметили, что издалека она очень красивая (слайд 15).

Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть тревожные факты…

Слайд 16. Кит, выбросившийся на берег - последствия загрязнения моря отходами химического производства. Слайд 17. Водоемы, покрытые нефтью - последствия аварий на нефтепроводе. Слайд 18. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Слайд 19. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Слайд 20, 21. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Слайд 22. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. Слайд 23. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Слайд 24. - Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет) - А какой город на Южном Урале считается экологически неблагополучным? (Слайд 25). -С чем это связано? Слайды Карабаша.26- 30.
- Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! (слайд 31).

4. Работа с учебником

- Как же защитить нашу планету, обеспечить экологическую безопасность? (Учебник, с. 30)

-Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты).(Слайд 32).

- Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Комнатные цветы, кондиционер, просить взрослых не курить в квартире).

- Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую).

-А какие продукты надо покупать? (Экологически чистые).

Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и вы сами.

-Давайте прочитаем стихотворение Сергея Михалкова и подумайте, а не было ли такого и с вами?

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку пошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли -

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята, - крикнул Дима - вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид, прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли -

Веселились как могли! Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести.

Только чистого местечка возле речки не найти!

- Что было неправильным в поведении ребят?

Физминутка

Мы березку посадили,

Мы водой её полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

5. Практическая работа Сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним практическую работу по очистке грязной воды. Для этого нам надо будет собрать водяной фильтр. Работать будем по плану: (слайд 33).

  1. Взять пластиковую бутылку.

  2. Отрезать горлышко бутылки таким образом, чтобы получилась воронка.

  3. Вставить «воронку» горлышком вниз в оставшуюся часть бутылки.

  4. Положить в воронку материал (вату, платок), который задерживает крупные частицы.

  5. Пропустить воду через воронку с фильтром.

  6. Прокипятить полученную воду.

6. Работа в группах. 1) Найдите и исправьте ошибки в правилах похода в лес. (слайд 34).

  1. Взять продукты, компас, магнитофон.

  2. Включить в лесу громкую музыку.

  3. Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.

  4. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.

  5. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.

  6. Заварить чай и перекусить.

  7. Выбросить оставшийся мусор в кусты.

  8. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.

  9. Продолжить путь.


2) Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе. (слайд 35).

- Сортируя мусор,

- Починив подтекающий кран,

- Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

- Изучая природу,

- Охраняя растения,

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.


  1. Итог урока
Давайте прочитаем обращение к землянам: «Люди! Планета - ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью!» (слайд 36).
- Что такое экологическая безопасность? - А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы) - Чему мы научились сегодня на уроке? (ответы) - Мы повторили правила поведения в природе, мы повстречались с теми животными, которых надо оберегать, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. Вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное - своими действиями не наносить ей вреда. (Слайд 37).

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни, истину простую:

Вас много, а она - одна!


- Я надеюсь, что наш труд по сохранению планеты будет продолжаться, и хочу подарить каждой команде росток будущего цветка. Уверена, что из этих листиков вы вырастите великолепные фиалки. - Спасибо всем!

Литература


  1. Михалков С.В. «Сборник стихов для детей». - М.: Детская литература, 1981

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2012

  4. Шефнер В.С. Стихотворения. - Л.: Лениздат, 1972

© 2010-2022