Урок по познанию мира во 2 классе Что общего у разных растений

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г. Караганда

Открытый урок по познанию мира во 2 классе

Тема: Части растений.

Цели: дать представление о сходстве различных растений, рассмотреть части растений, определить функции каждой части растения; развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас; формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе; учить бережно относиться к природным ресурсам.

Оборудование: таблица «Отличительные признаки ели и сосны»; мяч; иллюстрации с различными растениями; таблица «Части растений»; растение, выполненное из картона, у которого отделяются корень, листья, цветок; стихотворение Б. Заходера «Дорожная шумелка».

Ход урока:

1.Повторение изученного материала

-Отгадайте загадки.

Весной зеленела,

Летом загорела,

А осенью красные

Бусы надела.

(Рябина.)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза.)


Его весной ми летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево.)

-Как вы думаете, о каком дереве идёт речь в последней загадке? Какие деревья с приходом холодов сбрасывают листву? (Лиственные.)

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель, сосна.)

-Что общего между елью и сосной? (Это хвойные деревья.)

-На какие две группы можно разделить все деревья? (На хвойные и лиственные.)

-Приведите мне примеры лиственных деревьев. (Берёза, клён, дуб, осина.)

-Приведите мне примеры хвойных деревьев. (Ель, сосна, лиственница.)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (У хвойных деревьев листья похожи.)

-Посмотрите на таблицу «Отличительные признаки ели и сосны» и назовите эти признаки.

(Учащиеся сравнивают ветки, иголки, шишки.)

-Какое хвойное растение каждую осень сбрасывает потемневшие хвоинки, а весной покрывается новыми зелёными щёточками. (Лиственница.)

Давайте немного поиграем. Я буду бросать вам мячик и произносить названия деревьев. Вы же должны быстро сказать, хвойное это растение или лиственное: берёза, липа, ель, осина, кедр, тополь, сосна, клён, дуб, лиственница, ольха, вяз, каштан, можжевельник, яблоня, акация.

2.Работа над новым материалом

-Посмотрите на растения, изображённые на иллюстрациях (показывает). Чем они отличаются друг от друга? (Листьями, цветами, размерами.)

-Однако что - то у них есть общее. Что это (У всех растений есть корень, стебель, листья, цветок.)

-Внимательно посмотрите на таблицу «Части растений». Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит растение. (Корень, стебель, листья, цветок.)

-Как вы думаете, для чего растению корень? (Он удерживает растение в земле.)

Правильно, корни нужны растению для того, чтобы удерживаться на земле. Однако они выполняют ещё одну важную функцию. Корни впитывают из почвы вещества и воду, необходимые листьям для роста и жизни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растения питанием. Корни у растений бывают разными. У некоторых сравнительно небольшие корни, а вот у верблюжьей колючки они достигают 20 м.

-Для чего растению нужен стебель? (Поддерживать растение.)

Правильно, стебель поддерживает цветы и листья, по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям. Кроме того, стебель - это своего рода кладовая растения. Здесь находятся запасы питательных веществ на будущее.

-Как вы думаете, у каких растений самые большие в стебле запасы питательных веществ? (У деревьев.)

Однако наиболее важную функцию выполняют, конечно же, листья. Под воздействием солнечных лучей здесь образуются новые питательные вещества, которые потом поступают в другие части растения. Кроме того, поглощая углекислый газ, листья растений вырабатывают кислород, который так необходим для жизни всех других живых организмов на Земле.

-Как вы думаете, смогли бы люди жить на Земле, если бы не было растений? Почему? (Нет, потому что людям нечем было бы дышать.)

-А для чего нужен цветок? (Чтобы любоваться им.)

Конечно же, цветы, особенно весной, радуют наш глаз. Однако цветок не только приносит радость, он, как и другие части растения, выполняют важную функцию - отвечает за появление следующего поколения. Цветок привлекает своей окраской и запахом насекомых, которые на своих лапках приносят пыльцу. В цветке происходит опыление, после чего здесь образуется и развивается плод с семенами. Благодаря этому появляются новые растения. Цветок заканчивает собой стебель и тоже является частью растения.

А сейчас отдохнём и проведём маленькую зарядку.

Иду вперёд - тирлим - бом - бом,

(Выполняют ходьбу на месте.)

И снег идёт - тирлим - бом - бом.)

(Поднимают руки вверх и медленно опускают их через стороны.)

Хоть нам совсем,

Совсем не по дороге!

(Выполняют наклоны влево и вправо.)

Но только вот - тирлим - бом - бом,

(Выполняют наклоны вперёд.)

Скажите от… - тирлим - бом - бом,

(Делают несколько приседаний.)

Скажите…от

Чего так зябнут ноги?!

(Выполняют ходьбу на месте, высоко поднимая колени.)

Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка.

(Выходит ученик в шляпе с картонным цветком в руках.)

Незнайка. Я так хотел успеть к вам на урок, но, как всегда опоздал. Ну ничего, я и сам разберусь. Смотрите, какой у меня ест цветок. (Показывает ребятам различные части цветка и начинает прикреплять их на доске, поместив листья вместо корней. Корни вместо цветка, а цветок вместо листьев.) Красота!

Учитель. Что - то, Незнайка, у тебя какое - то странное растение получилось. Почему у тебя на стебле что - то коричневое растёт и только сбоку цветок?

Незнайка. А это тоже цветок такой. Он мух от красивого цветка отгоняет, чтобы не портили.

Учитель. Ребята, посмотрите, всё ли правильно наш гость сделал? (Нет.) Что Незнайка прикрепил на самый верх? (Корни.) Где должны располагаться корни у растения? (Внизу.)

Незнайка. Но как же внизу они будут отгонять мух от цветка?

Учитель. Ребята, объясните Незнайке, для чего нужны цветку корни? (Чтобы впитывать из почвы питательные вещества и воду, чтобы растение могло жить.)

Незнайка. Это я понял, а листья нужно расположить вверху, чтобы цветок от солнца прикрывали (прикрепляет листья на самом верху.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, прав ли Незнайка? (Нет.) Объясните, где должны располагаться листья и для чего они нужны. (Листья прикрепляются к стеблю и нужны для того, чтобы вырабатывать питательные вещества и кислород.)

Незнайка. Ну ладно, уговорили (меняет местами листья и цветок.) Но кто же тогда будет защищать растения от насекомых?

Учитель. Ребята, а для чего растению необходимы цветы? (В цветках происходит опыление, после чего развивается и образуется плод.) Правильно, а уже в плодах развиваются семена, которые, попадая в землю, прорастают и дают жизнь другому растению. А кто часто помогает растению опыляться? (Насекомые.)

Незнайка. Ребята, значит, я зря оберегал свой цветок от насекомых?

(Да.) Вот здорово! Ой, я совсем забыл, а зачем же тогда растению стебель? (Чтобы поддерживать растение и доставлять к листьям и цветам вещества и воду, которые впитываются корнями.) Спасибо вам, ребята, за то, что рассказали мне о строении растения. Теперь в Солнечном городе я буду самым умным. А сейчас хочу загадать вам загадки о растениях. Посмотрим, сможете ли вы их отгадать.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)


Жёлтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце стоит.

Туда он и глядит.

(Подсолнух.)


И зелен, и густ -

На грядке вырос куст.

Начали щипать -

Стали плакать и рыдать.

(Зелёный лук.)


Незнайка. Как с вами, ребята, весело! Но мне уже пора!

Учитель. Что нужно сказать Незнайке на прощание? (До свидания.)

Незнайка. До свидания, ребята (уходит).

3.Подведение итогов

-О чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О растениях.)

-Из каких частей состоят растения? (Корень, стебель, листья, цветок.)

-Кто обеспечивает растение водой и питательными веществами, поступающими из почвы? (Корень.)

-Для чего нужны листья? (Они вырабатывают питательные вещества и кислород.)

-Где в растениях нередко хранятся запасы питательных веществ? (В стебле.)

-Что образуется на месте цветка после опыления? (Плод.)

-Что мы можем увидеть внутри плода? (Семена.)

-Для чего необходимы семена? (Для развития и роста новых растений.)

Домашнее задание

По учебнику прочитать параграф, посвящённый растениям. Нарисовать в тетради растение и подписать его составляющие части.



© 2010-2022