Роль краеведения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Татьяна Юрьевна Бадулина,

учитель начальных классов,

МБОУ гимназия № 1, г. Липецк, Липецкая область

Роль литературного краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

В будущее мы входим,

оглядываясь на прошлое

П. Валери


Актуальность данной темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества. Важнейшая миссия школы - воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, к своим корням, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без родины нет человека, индивидуальности, личности. В связи с этим возрастает роль и значение школьных музеев, а детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Приобщение к культуре в нашей гимназии начинается с начальной школы, так как с появлением в ней музея И.А.Бунина возможности только расширились. Музей осуществляет связь времён. Он даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно. Оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования. Самые первые собрания с родителями будущих первоклассников, которые традиционно проводятся в гимназии, начинаем со знакомства с музеем И.А.Бунина. Приобщение к великой русской литературе начинается и с творчества нашего выдающегося земляка. Побывав в музее, мамы, папы, бабушки и дедушки непременно расскажут об этом детям, о том, как ученики - экскурсоводы с увлечением рассказывали о знаменательных событиях в жизни поэта и писателя, о том, как знакомили их с экспозициями музея. Конечно, после таких собраний во многих семьях откроются томики произведений И.А.Бунина и зазвучат бунинские строки о родине, о природе, о переживаниях и чувствах человека. Взрослые сожалеют о том, что не узнали о нашем музее раньше, говорят о том, что по-новому взглянули на творчество Бунина и начинают пополнять музей экспонатами : дарят книги, картины, витражи на стекле. Дети продолжают знакомиться с жизнью и творчеством Бунина в течение всего обучения в начальных классах. Для них старшеклассники проводят экскурсии, где малыши задают вопросы о писателе, а экскурсоводы с удовольствием отвечают. Учителя начальных классов уроки литературного чтения проводят в кабинете - музее. И строки «Лес, точно терем расписной…» или «Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно…» звучат совсем по-особому, когда с портрета на них смотрит Бунин, а портрет тот написал и подарил музею ученик 11 класса. Младшие школьники с удовольствием принимают участие во внеклассных мероприятиях, посвященных Бунину. Принимают в них участие и родители малышей. Стали традиционными экскурсии на родину Бунина в Елец. Непременные участники заседаний литературной гостиной - лучшие чтецы начальных классов. С восторгом смотрят они на старшеклассников, исполняющих произведения писателя, стараются учиться у них читать выразительно, передавать при чтении свои чувства. Бунинские чтения, проходившие в этом учебном году, не могла оставить без внимания начальная школа нашей гимназии. Сразу в нескольких номинациях принимали они участие и стали призёрами («Художественное творчество», «Художественное слово», «Вокал»). Видишь эти творческие порывы, понимаешь, что главная задача работы литературно-краеведческого музея - способствовать развитию интеллектуально-творческого потенциала, выработке интереса к приобретению дополнительных знаний по предмету через знакомство с материалами литературного краеведения, пробуждению интереса к культурному наследию родного края, духовному возрождению учащихся. Второй год на базе начальной школы работают 2 кружка («Юный краевед» и «Кружок экскурсоводов музея Бунина»). В основу программы экскурсоводов музея входят разделы «Основы музейных знаний», «Экскурсионное сопровождение», «Научно-исследовательская деятельность». Основы музейных знаний Понятие «школьный музей». Понятие об историко-культурном и природном наследии. Экскурсионная работа как комплексный метод выявления и изучения наследия. Сбор материала для музея (работа в библиотеке, встречи с участниками событий, работниками музеев и известными людьми города). Экскурсионная работа Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Задачи экскурсовода. Методика проведения экскурсий в школьном музее. Практические занятия по проведению экскурсий в школьном музее. Научно-исследовательская деятельность Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции. К урокам литературного чтения готовились доклады и выступления, в которых рассматривались основные вехи жизни и творчества И.А.Бунина (Бунин и Елец, Нобелевский лауреат Бунин, Бунин и природа) А вот строки из детских сочинений: « Раньше я мало знала о Бунине. Теперь я знаю, что он - наш земляк и замечательный писатель. Стихи Бунина мы учили вместе с мамой. Хочется поскорее выучить что-нибудь ещё…», «Я был в Ельце и видел памятник Бунину…», «Наша учительница рассказала, что она живёт на улице Бунина. Значит, для Липецка имя этого поэта тоже дорого…» Работа учащихся начальных классов в литературно-краеведческом музее И.А.Бунина - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через свой собственный внутренний опыт, через личные переживания. Эта работа формирует отношение ребёнка, этого маленького человечка ко всем явлениям бытия и к самому себе, позволяет раскрыть поэтические, писательские, литературоведческие, актерские таланты. Дети учатся друг у друга. Видят, как участвуют в мероприятиях старшеклассники, и малышам хочется не отставать от них. Ведём поэтические тетради класса, ведь на заседания литературной гостиной нужно придти не с пустыми руками, а с литературным подарком. Всё это воспитывает чувство стиля, чувство рифмы и ритма стиха. И в этом, несомненно, большая заслуга произведений Бунина, которые открывают для себя младшие школьники. В этом и заслуга музея Бунина в гимназии, ведь благодаря той огромной работе, которая проведена при создании музея, имя Бунина стало намного ближе и педагогам, и родителям, и ученикам. Я тоже взглянула на творчество Бунина по-другому. У меня был свой Бунин, Бунин моей юности. Теперь заново открываю его творчество для себя вместе с детьми, когда перечитываем его произведения. Считаю, что роль литературного краеведения в духовно-нравственном воспитании велика, а роль литературно-краеведческих музеев неоценима.
Список литературы
1. Алексеев Е., Белкин П. Школьный музей в новом информационном пространстве / Директор школы - 2006,- №1 2. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма / Воспитание школьников, - 2007,- №7 3. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Педагогика, - 2005




© 2010-2022