- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Гармония
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хальзова Н.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №___
от___августа 2015 г
руководитель ШМО
_________________
Хальзова Н. Н.
Согласовано:
зам. директора по УВР
_________________
Сивун А.В.
____ августа 2015 г
Утверждаю:
Приказ № ___
от ___ августа 2015 г
директор школы
__________________
Константинова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Ступень обучения (класс) 3 класс
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Хальзова Наталья Николаевна категория первая
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам « Начальная школа». Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г. , программы общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Окружающий мир» ФГОС , О.Т. Поглазова, Смоленск, «Ассоциация XXI» 2013 г.
2015 - 2016 учебный год
п. Красноярский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») , основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - (Программы общеобразовательных учреждений). 2. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. Ч. 1, 2 / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. 3. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : рабоч. тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. 4. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : тестовые задания / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса* В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения ими образования в основной школе. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; - воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Задачи курса: - социализация ребенка; - развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; - формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять); - воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Описание места учебного предмета в учебном плане В третьем классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета Мир многогранен, интересен и все время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, практика - равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя. Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь ее красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, ее сохранение - важнейшая задача всех народов Земли. В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его. Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая свое Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества. Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний о мире. Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей. Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому. Учет возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием. Совместная работа ума, сердца и рук - именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты обучения У ученика будут сформированы: - положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, помощь людям, в том числе сверстникам; - понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу ее членов; - осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к ее природе, культуре, формирование интереса к ее истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами; - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; - осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и ее значения для здоровья человека, развития у него эстетического восприятия мира и творческих способностей; - понимание важности здорового образа жизни. У ученика могут быть сформированы: - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - элементы гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважение к прошлому своих предков, желание продолжить их добрые дела; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; - эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении; осознание личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты обучения Регулятивные универсальные учебные действия. Ученик научится: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; - действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: - оценивать свое знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической или исторической картой и др.); - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия. Ученик научится: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, в материалах учебника (текстах и иллюстрациях), рабочей тетради, в процессе собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; - понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной, схематической, модельной и др. формах, определять основную и второстепенную информацию; - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, постро-ения рассуждений и выводов; - подводить изученные факты под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; - наблюдать и сопоставлять объекты и явления, выявлять их взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; - осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Ученик получит возможность научиться: - осмысливать цель чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели; - сопоставлять информацию, полученную из разных источников, осуществлять для решения исследовательских задач выбор дополнительных источников информации, включая Интернет; - обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную); - дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия. Ученик научится: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, доброжелательное отношение к партнерам. Ученик получит возможность научиться: - оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; - планировать, сотрудничая со взрослыми (учителем, родителями) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; - уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти позитивные варианты их разрешения ради общего дела; - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Содержание учебного предмета Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч). Наблюдения - источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода и ее составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия «метеоролог». Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале). Сезонные изменения в природе (12 ч). Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелеты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткий световой день; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: увеличение высоты Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение в растениях, развертывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна и лето в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства. Тела и вещества, их свойства (14 ч). Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и ее значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы - ее главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы - участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения ее плодородия. Вода в природе, ее значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Твердое, жидкое, газообразное состояния воды (лед, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози. Организм человека и его здоровье (12 ч). Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждение искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и ее роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Нервная система, ее значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению. Развитие животных и растений (9 ч). Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Изменение быта и культуры наших предков (11 ч). Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружаюшщему миру
3 класс
Учитель Хальзова Наталья Николаевна
Количество часов: 68; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя начальных классов Хальзовой Натальи Николаевны,
утвержденной директором, приказ № _____от_____августа 2015года.
календарно- тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Домашнее задание
Дата
проведения
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Разнообра-зие изменений в окружающем мире -
8 ч
Земля - наш
общий дом
1
Повторение
Повторение: разнообразие растений и животных; культурные
и дикорастущие растения; дикие и домашние животные.
Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.
Уметь называть представителей животного растительного
мира
Личностные:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке.
Регулятивные:
-способность к волевому усилию;
-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- выявление и формулирование
познавательной цели с помощью учителя;
- строить сообщения в устной форме.
-приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Коммуникативные:
-уметь слушать и слышать учителя;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своих действий;
-формулировать собственное мнение;
- - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
С.8-9, читать, вопросы 1-3.
2
Разнообразие изменений в окружающем мире
1
Комбиниро-ванный
Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей
Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент,
работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение
причин и следствий изменений
С.10-20,чит., р/т№2,заполн. пропуски
3
Времена года. Старинный и современный календарь
1
Получение новых знаний
Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь.
Наблюдение за изменениями в природе
Знать:
- причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;
- старинный календарь
С.20-25, отв. на вопросы на с.25.
4
Природные явления и погода
1
Практическая работа
Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.
Обучение пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой
Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать
их условными знаками
С.26-29,чит., заполн. дневник набл.
5
Необычные природные яв-ления. Правила безопасного по-ведения во вре-мя чрезвыча-йных погодных явлений
1
Получение новых знаний
Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений
Знать, какие природные явления характеризуют погоду.
Уметь обозначать
их условными знаками
С.30-34,читать, подг. сообщ. о природн. явлении.
6
Температура
и ее измерение
1
Практическая
работа
Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс-
нение относительного
ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов
Знать устройство
и работу жидкостного термометра
Уметь:
- измерять, записывать температуру:
- работать с научным текстом;
- моделировать;
- пользоваться измерительными приборами;
- делать выводы
по результатам простых опытов
С. 35-37, ответить на вопросы, № 4
7
Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе
1
Урок-экскурсия
Наблюдение различных
изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария
Уметь:
- выявить осенние изменения у растений;
- измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания
Нарисовать рисунок.
8
Прогноз погоды
1
Наблюдение
Обобщение знаний
о характеристиках погоды. Знакомство
с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами
Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.
Уметь:
- измерять температуру воздуха, воды;
- составлять условными знаками карточку погоды
С.38- 42,читать;запи-сать старинные прогнозы погоды.
9
Осенние изменения в природе и в жизни человека -
5 ч
Осень в неживой природе
1
Комбиниро-ванный
Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных
Знать:
- какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз-
ни растений, животных, причины перелета птиц;
- о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках
С.44-45,читать; отв. на вопросы1-4.
Личностные:
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения
-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;
-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение
Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
Регулятивные:
- умение контролировать свою
деятельность по результату;
10
Растения осенью
1
Комбиниро-ванный
С.46-48, читать; заполнить таблицу
11
Осенние явления в жизни животных
1
Комбиниро-ванный
С. 49-51,читать; отв. на вопросы1-4.
12
Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи на-
ших предков
1
Обобщающий
Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме
Знать:
- об осенних заботах человека;
- обычаях и праздниках наших предков
С. 52-58, задание 3
13
Контрольная работа за 1 чсетверть
(Т 1, № 1)
1
Контроль знаний
Наблюдение за осенними изменениями в природе; сбор природного материала для гербария
Уметь объяснять осенние приметы
Составить кроссворд.
14
Тела и вещества -
4 ч
Тела и вещества. Три состояния вещества
1
Практическая работа
Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы
Знать:
- что такое «тело», «вещество»;
- о трех состояниях
вещества.
Уметь классифицировать предметы по существенным признакам
С.60-61,читать, заполнить таблицу
15
Строение и свойства веществ
1
Получение новых знаний
Понятие о молекулах
и атомах. Представление о строении вещества
Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком
и твердом веществах
С.62-64,читать; вып. задание.в тетр
16
Удивительные открытия.
1
Практическая работа
Понятия о простейших,
бактериях и об увеличительных приборах - лупе, микроскопе, бинокле
Знать:
- об открытии простейших;
- о клетке;
- болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними
С.65-69,чит.,сообщ. о микроскопе.
17
Обобщение по теме «Тела и вещества» Проверочная работа № 2 (Т 1)
1
Обобщение
Систематизация и обобщение знаний о
телах
и веществах
Уметь:
- определять состояние
веществ;
- ориентироваться
в системе полученных знаний
Подобр. загадки о разл. веществах.
Свойства воздуха, воды, почвы - 12 ч
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Познавательные:
-умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах;
- умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную;
- давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Коммуникативные:
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;
-умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.
-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по сотрудничеству
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
18
Воздух и его состав
1
Получение новых знаний
Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом
Знать:
- значение воздуха для жизни на Земле;
- состав и свойства воздуха.
19
Свойства воздуха
1
Получение новых знаний
С.70-71,читать; ответ. на вопросы.
20
Движение воздуха. Как используют воздух
1
Получение новых знаний
Выяснение, что воздух - это смесь газов
Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных
с движением воздушных масс
Знать:
- что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;
- об использовании силы ветра человеком
С.70-76 ,читать; вып. задан. в тетр.
21
Вода и её свойства
1
Комбиниро-ванный
Практическая работа
Выяснение значения воды для всего живого на Земле
Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физическихи химических свойствах воды
Знать:
- о значении воды
на Земле;
- об источниках питьевой воды
- свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ
С.77-81, читать; составить таблицу
22
Очистка воды
1
Практическая работа
Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды
Знать:
- способы очистки
воды в быту и в промышленности;
- фильтрование
С.81,чит.; рисун. «Защитим воду».
23
Превращения
воды
1
Практическая работа
Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния
Знать, как образуются туман, иней, роса.
Уметь отличать три состояния воды в природе
С.82-85,чит.;ответ. на вопросы1-4.
24
Круговорот воды
в природе
1
Урок-путешествие
Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления.
Знать принцип круговорота воды в природе
С.86; сост. рассказ «Путешествие капельки воды».
25
Почва, её состав и свойства
1
Практическая работа
Представление о почве
и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение длярастений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа
со схемами
Знать главное отличие почвы - плодородие. Уметь определять состав почвы
С.87-89,читать, заполнить таблицу.
26
Обитатели почвы
1
Получение новых знаний
Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли.
Представление о круговороте органичных и
минеральных веществ в почве
Знать:
- правила гигиены при работе с почвой;
- понятие «круговорот веществ в почве».
Уметь устанавливать
взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы
С. 91-93,чит.; придумать сказку об обитателях почвы.
27
Почва - кормилица.
Как возделывали почву наши
предки
1
Комбиниро-ванный
Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы
и сохранении ее плодородия старинными
и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы
Знать способы сохранения плодородия почвы.
Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы
С.93-96,читать;ответ. на вопросы.
28
Обобщающий урок. Проверочная работа № 3
1
Урок-экскурсия
Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе
Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту.
Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы
С.96, ответ. на вопросы
29
Зимние изменения в природе и жизни человека.
5ч
Р/К Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе
1
Урок-наблюдение
Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов
Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.
Уметь объяснять образование снежинок, изморози
Рисунок «Зима в природе».
30
Зимние явления в неживой природе
Комбиниро-ванный
Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний
период
Уметь объяснять
зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица
С.101-104,чит.;загадки о зимних явлениях природы.
31
Растения зимой
1
Урок-наблюдение
Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой
Знать значение снегового покрова для растения
С.104-110, чит.,нарисов. дерево, растущ. в поселке.
32
Зима в жизни животных
1
Комбиниро-ванны
Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей
Знать о зимовке разных групп животных
С.111-120,чит.,зимние приметы погоды.
33
Январь - середина зимы. Зима в жизни наших предков
1
Комбиниро-ванный
Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков
в зимнее время
Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков
С.122-125,чит.;стихотворен. о зиме
34
Организм человека и его здоровье - 12 ч
Организм человека
1
Получение новых знаний
Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ
жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы»
Знать:
- науки, изучающие организм человека;
- основные внутренние органы человека.
Уметь объяснять рождение и развитие ребенка
.6-10 отв.; рассказ на тему «Когда я был маленьким…».
35
Скелет - надежная опора
и защита
1
Получение новых знаний
Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки
Иметь представление о скелете человека, работе суставов.
Знать свойства костей.
Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей
С.11-17, ответить на вопросы1-2.
36
Мышцы и их назначение. Развитие мышц
1
Практическая работа
Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы.
Гигиенические навыки по уходу за своим организмом
Знать:
- назначение мышц, разнообразие;
- сухожилия;
- работа мышц, их
тренировка, состояние усталости
С. 18-20,чит., сост. комплекс упр-й для развития мышц.
37
Органы дыхания. Предупрежде-ние их заболе-вания. Вред курения.
1
Комбинированный
Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания.
Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте
Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.
Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их
функции и работу
С.21-24,чит.; задание в тетради.
38
Питание и органы
пищеварения . Как питались наши предки.
1
Комбиниро-ванный
Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения
Знать:
- органы пищеварения, их роль в организме;
- состав пищи - белки, жиры, углеводы.
Уметь:
- рассуждать о важности ухода за зубами;
- разумно относиться
к правильному питанию;
- соблюдать чисто-
плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения
С.25-31,сост. памятку «Правила приема пищи».
39
Кровь и кровообраще-ние
1
Получение новых знаний
Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение
Знать:
- основные функции крови, ее состав;
- навыки здорового образа жизни;
- как беречь и развивать сердце.
Уметь:
- называть органы кровообращения, их функции;
- измерять пульс
Личностные:
-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;
-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение
Регулятивные:
-формирование основ оптимистического восприятия мира
- умение контролировать свою деятельность по результату;
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Познавательные:
-умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.
-умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию.
-умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.
умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом.
Коммуникативные:
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по сотрудничеству;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов
С.32-36,отв. на вопросы 1-2.
40
Очистка организма, органы выделения
1
Получение новых знаний
Формирование знаний
о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер-
вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы
Знать, какие органы очищают организм,
их функции и принцип работы.
Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения
С.37,чит., сост. правила гигиены
41
Органы чувств
1
Практическая работа
Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах
работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов
Знать:
- органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; - их работа и функции в организме.
Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств
С.4 2-49,читать; задания28,34.
42
Нервная система
и ее роль в организме
1
Получение новых знаний
Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение
механизма управления
мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы
Знать:
- значение нервной системы и ее органов в организме;
- что такое память,
ее виды и развитие
Уметь:
- объяснить значение сна, режима дня;
- аргументировать понятие «здоровая нервная система»;
- развивать свою память, объяснять ее значение для учебы
С.50-55,читать,сост. памятку «Правила общения».
43
Память. Развитие памяти
1
Комбиниро-ванный
Виды памяти. Способы развития памяти.
Составить памятку «Как развить память»
44
Как лечились наши предки.
Здоровый образ жизни.
1
Получение новых знаний
Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани
Знать, какими способами лечились наши предки
С.56-58, отв. на вопросы, с.58.
45
Организм человека и его здоровье . Проверочная работа (Т2, № 1)
1
Контроль ЗУН
Проверка усвоения
материала учащимися;
обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья
Уметь систематизировать учебную информацию в схеме
Р/т., с.15 разгадать кроссворд.
46
Развитие животных и растений -
11 ч
Весна в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны
1
Комбиниро-ванный
Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из-
меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение
температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта)
Знать первые признаки весны в неживой природе.
Уметь:
- выявлять связи
между состояниями неживой природы
и изменениями в живой природе;
- находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;
- соблюдать экологически грамотное поведение в природе
С.60-66,чит.;выполн. задан. в тетр.
47
Размножение животных. Развитие птиц
1
Получение новых знаний
Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление
с развитием птиц на
примере курицы
Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.
Уметь:
- прослеживать последовательность развития живых организмов;
- предлагать варианты решения экологических проблем
С.67-70,чит.; задание в тетради.
48
Развитие рыб
и земноводных
1
Получение новых знаний
Ознакомление со стадиями развития рыб
и лягушек
Уметь:
- прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;
- находить отличия
и сходства в развитии рыбы и лягушки
С.70-73, чит.; отв. на вопросы 1-2.
49
Стадии развития насекомых
1
Получение новых знаний
Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука
Знать:
- стадии развития насекомых;
- способы борьбы
с вредителями культурных растений
С. 73-77, вопросы 1-5
50
Растение - живой организм. Органы растения
1
Получение новых знаний
Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии
Знать:
- разнообразие растений (светолюбивые,
теневыносливые и др.);
- органы цветкового растения.
Уметь:
- выделять существенные признаки;
- устанавливать причины и следствия природных явлений
С.78-80,чит.; задание в тетради
51
Развитие растения из семени. Корневая система рас-
тения
1
Практическая работа
с гербариями
Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны-
ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле
Знать функции корня и стебля.
Уметь отличать разные виды корневой системы
Личностные:
-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
- стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;
-способность к самооценке.
Регулятивные:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные:
-умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.
-умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.
-умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
С.82-83, чит.; составить план.
52
Стебли и листья растений, их функции
1
Практическая работа
с гербариями
Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ
Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.
Уметь моделировать невидимые природные процессы
С.84-91,чит.;отв. на вопросы 1-5.
53
Цветок и плод растения. Распространение семян
1
Практическая работа
с гербариями
Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений
Знать:
- строение цветка, значение опыления;
- цикл цветкового
растения от семени
до семени.
Уметь ориентироваться в разнообразии
цветков и плодов
С.92-97,читать; заполнить таблицу
54
Весенние изменения в жизни растений и животных
1
Комбинированный
Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время
Знать:
- приметы весны к началу цветения (апрель, май);
- о цветах-первоцветах.
Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения
Устный рассказ «Весна пришла».
55
Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей
1
Урок-экскурсия
Систематизация
и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний
Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции
С. 102,
№ 1-3 С.98-101;чит.; отв. на вопросы3- 4.
56
Обобщающий урок. Проверочные работы № 2 и 3
1
Контроль ЗУН
Наблюдение весенних изменений в неживой
и живой природе, цветения первоцветов
Уметь:
- находить на практике весенние приметы;
- соблюдать экологическую культуру;
- наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать
Составить кроссворд.
57
Изменение быта и культуры наших предков -
10 ч
Что и как изучает история
1
Получение новых знаний
Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края
Знать:
- что и как изучает история, ее значение;
- способы познания прошлого;
- о быте и культуре своего народа;
- понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».
Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений
Р/т, с.57 разгадать кроссворд.
58
Природа в жизни наших предков
1
Комбиниро-ванный
Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов
Знать:
- чем занимались наши предки, как они осваивали природу;
- обычаи и традиции предков.
Уметь объяснить,
чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись
силам природы и от
чего оберегали себя
Расск. о старин. вещах своей семьи.
59
Уклад жизни
на Руси
1
Комбиниро-ванный
Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др.
Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью
Знать:
- значение семьи, родовой общины, племени;
- виды жилищ наших предков
С.115-118,чит.; отв. на вопросы 1,3
60
Жизнь на селе
в старину. Крестьянский труд
1
Получение новых знаний
Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей
Знать:
- как жили в старину на селе;
- о старинном быте сельских жителей
С.119-125,сост. план;рассказ о старинных играх.
61
Старинные города
1
Получение новых знаний
Ознакомление со старинными поселениями,
с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников
Знать:
- строение старинных поселений, их виды;
- значение исторического центра современ-
ного города, важность его сохранения.
Уметь:
- добывать информацию из иллюстраций
и текста;
- охранять памятники
старины
С.126-132,чит.;объясн. знач. слов.
62
Ремесленники, их изделия.
1
Получение новых знаний
Ознакомление со старинными ремеслами
на Руси: кузнечное,
ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, с меновая торговля. Появление монет, бумажных денег.
Знать:
- занятие горожане в старину;
- старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);
- историю возникновения торговли и денег на Руси;
- виды художественной росписи предметов быта.
Уметь:
- добывать информацию из иллюстраций и текста;
- приобщиться к старинному ремеслу
С.133-141,чит.;подобр.пословицы и поговорки о труде.
63
Торговое дело
на Руси
1
Комбинированный
Коммуникативные:
-ориентация на партнера по сотрудничеству;
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-умение договариваться, находить общее решение;
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать
-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию
С.142-143, отв. на вопросы 1-3.
64
Одежда наших предков
1
Получение новых знаний
Формирование понятий
«исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды,
о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды
Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных
Знать, как одевались наши предки в разные времена
С.144-149чит, нарис. стар. одежду.
65
Учение на Руси.
Комбиниро-ванный
Возникновение учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды.
Словарная работа:
кириллица - старинный русский алфавит;
береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь
Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму
С.150-155, отв. на вопросы1-4.
66
Как жили наши предки.
Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью
С.150-155, отв. на вопросы1-4.
67
Итоговая контрольная работа
1
Контроль
знаний
Обобщение и систематизация полученных знаний
Уметь:
- соблюдать экологическую культуру;
- наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать
Составить вопросы для викторины.
68
Летние изменения в неживой и живой природе. Прави-
ла бе зопасного поведения во время летних каникул
1
Обобщение
Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков
Знать правила бе зопасного поведения во время летних каникул
Уметь:
- выполнять самостоятельные задания;
- участвовать в играх, театрализациях, конкурсах
Нарисовать рисунок «Скоро лето».
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса 1. Дополнительная литература. 1. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. - М. : Ювента, 2010. 2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. - Волгоград : Учитель, 2013. 3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2010. 4. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Образовательный портал. - Режим доступа : uroki.ru 3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1sep-tember.ru 5. Учебно-методический портал. - Режим доступа : uchmet.ru/ 6. Портал компании «Кирилл и Мефодий» : km.ru 3. Наглядные пособия. 1. Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.). 4. Технические средства обучения. 1. Компьютер. 2. Интерактивная доска. 3. Медиапроектор. 4. Документ камера. 5. Сканер. 6. Учебно-практическое оборудование. 1. Шкаф для хранения таблиц. 2. Ящики для хранения наглядных пособий. 7. Специализированная учебная мебель. Учительский стол.