Календарно-тематическое планирование Занимательная лингвистика 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематический план «Занимательная лингвистика» 4-й год обучения 34 часа

№ п/п



Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная деятельность

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

1. Что такое орфоэпия?

1

Беседа о красоте и богатстве народной речи

Конкурс на знание пословиц и поговорок .

2. Что такое фонография или звукозапись?

1

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».

Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок


3. Звуки не буквы!

1

Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова»

Игра « Найди лишнее слово»


4. Звучащая строка.

1

Рассказ -загадка.

Игра «Найди заблудившуюся букву»


5. Банты и шарфы.

1

Рассказ -загадка.

Игра «Грустные превращения».Шарады.


6. «Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем.

Выбор из стихотворений слов

7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.

Выбор из стихотворений слов

Лексикология (27 часов)

8. Имена вещей.

1

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».

Игра «Умеете ли вы здороваться?».

9. О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Работа с текстами на данную тему.

Игра «Умеете ли вы общатся?».


10. В царстве смыслов много дорог.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.

Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


11. Как и почему появляются новые слова?

1

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»

Нахождение неологизмов в текстах .


12. Многозначность слова.

1

Неологизмы в русском языке.

Игра «Угадай-ка».


13. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Признаки слов - пришельцев.

Работа над стихотворением С. Я. Маршака Игра «Шесть и шесть».

14. Об одном и том же - разными словами.

1

Знакомство со словами- синонимами Работа над стихотворением А. Барто

«Игра в слова»

15. Как возникают названия.

1

Беседа «Что обозначают слова- синонимы».

Нахождение слов-синонимов в тексте.


16. Слова - антиподы.

1

Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.Работа над стихотворением В. Орлова «Спор».

Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.


17. Фразеологические обороты.

1

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть».

Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


18. Словари «чужих» слов.

1

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.

Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.


19. Капитан и капуста.

1

Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

Игра «Исправь ошибки».

20. «Он весь свободы торжество».

1

Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Игра « Произноси правильно».


21. Мы говорим его стихами.

1

Беседа о рифмах . Работа с загадками.

Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.


22. Слова, придуманные писателями.

1

Работа со сказками разных жанров.

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .


23. Слова уходящие и слова - новички.

1

Знакомство с понятием «красноречие».

Чтение образцовых текстов и их анализ.

24. Словарь языка Пушкина.

1

Пересказы.

Собственные упражнения в создании разных речей.


25. Смуглая Чернавка.

1

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»


26. Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Выборочный диктант. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

28. Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка )


29. Словарь- грамотей.

1

Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами


30. Научная этимология.

1

Знакомство с происхождением шарад.

Составление и разгадывание шарад

31. Какие бывают имена?

1

Знакомство с происхождением логогрифов. Составление и разгадывание логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

32. Древнерусские имена.

1 Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

33. Отчество и фамилия.

1

Игры на превращения слов

34. Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Соревнование на проверку знаний по русскому языку.




© 2010-2022