- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование Занимательная лингвистика 4 класс
Календарно-тематическое планирование Занимательная лингвистика 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литвинова Т.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно - тематический план «Занимательная лингвистика» 4-й год обучения 34 часа
№ п/п
Тема учебного занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная деятельность
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1. Что такое орфоэпия?
1
Беседа о красоте и богатстве народной речи
Конкурс на знание пословиц и поговорок .
2. Что такое фонография или звукозапись?
1
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок
3. Звуки не буквы!
1
Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова»
Игра « Найди лишнее слово»
4. Звучащая строка.
1
Рассказ -загадка.
Игра «Найди заблудившуюся букву»
5. Банты и шарфы.
1
Рассказ -загадка.
Игра «Грустные превращения».Шарады.
6. «Пигмалион» учит орфоэпии.
1
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем.
Выбор из стихотворений слов
7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
1
Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.
Выбор из стихотворений слов
Лексикология (27 часов)
8. Имена вещей.
1
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро».
Игра «Умеете ли вы здороваться?».
9. О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
Работа с текстами на данную тему.
Игра «Умеете ли вы общатся?».
10. В царстве смыслов много дорог.
1
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.
Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
11. Как и почему появляются новые слова?
1
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»
Нахождение неологизмов в текстах .
12. Многозначность слова.
1
Неологизмы в русском языке.
Игра «Угадай-ка».
13. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Признаки слов - пришельцев.
Работа над стихотворением С. Я. Маршака Игра «Шесть и шесть».
14. Об одном и том же - разными словами.
1
Знакомство со словами- синонимами Работа над стихотворением А. Барто
«Игра в слова»
15. Как возникают названия.
1
Беседа «Что обозначают слова- синонимы».
Нахождение слов-синонимов в тексте.
16. Слова - антиподы.
1
Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.Работа над стихотворением В. Орлова «Спор».
Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.
17. Фразеологические обороты.
1
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть».
Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
18. Словари «чужих» слов.
1
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.
Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.
19. Капитан и капуста.
1
Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.
Игра «Исправь ошибки».
20. «Он весь свободы торжество».
1
Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Игра « Произноси правильно».
21. Мы говорим его стихами.
1
Беседа о рифмах . Работа с загадками.
Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
22. Слова, придуманные писателями.
1
Работа со сказками разных жанров.
Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
23. Слова уходящие и слова - новички.
1
Знакомство с понятием «красноречие».
Чтение образцовых текстов и их анализ.
24. Словарь языка Пушкина.
1
Пересказы.
Собственные упражнения в создании разных речей.
25. Смуглая Чернавка.
1
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
26. Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.
Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Выборочный диктант. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
28. Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка )
29. Словарь- грамотей.
1
Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами
30. Научная этимология.
1
Знакомство с происхождением шарад.
Составление и разгадывание шарад
31. Какие бывают имена?
1
Знакомство с происхождением логогрифов. Составление и разгадывание логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
32. Древнерусские имена.
1 Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
33. Отчество и фамилия.
1
Игры на превращения слов
34. Надо ли останавливаться перед зеброй?
1
Соревнование на проверку знаний по русскому языку.