Как пробудить интерес к русскому языку. Заметки неравнодушного учителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Как пробудить интерес к русскому языку (Заметки неравнодушного учителя) Вот уже 33 лет я работаю учителем начальных классов. Работаю и с желанием, и с удовольствием. Хочу научить моих учеников не только правилам русского языка. Главной своей задачей вижу воспитание любви к родному языку, его красоте. Русский язык люблю сама, люблю и преподавать и изучать. И с первых самостоятельных учительских шагов удивляло, огорчало, а потом просто не давало спокойно жить и работать то, что дети не любят русский язык - родной для абсолютного большинства. Появилось чувство вины: может, я по неопытности что-то делаю не так, а ученики страдают. Но у коллег были те же проблемы. Да и в методической литературе обозначились те же проблемы. Не парадокс ли: ребенок воспринимает родную речь с первых недель внутриутробного развития, познает родной язык еще до школы - и... приобретает в конце концов стойкую нелюбовь? А за этим - оставшееся на всю жизнь формальное владение языком, непонимание его внутренних законов, его красоты, ужасающее косноязычие, бедность активного словарного запаса, неумение понять то, что написано в хороших книгах хорошим русским языком (ребята даже не догадываются, что они не понимают написанного или понимают не все). Представим столяра (механика, каменщика...), который не умеет владеть своими инструментами: пилой, долотом, киянкой. Достигнет ли он высот профессионального мастерства, будет ли вообще иметь кусок хлеба? А родной язык - инструмент каждого человека! И вдруг оказывается, что неумение владеть им - чуть ли не достоинство: «Я говорить не умею...» - начинает свою речь с трибуны очередной выступающий... Мне же всегда хотелось, чтобы ученики любили русский язык, гордились им, чтобы их собственная речь была выразительной, образной, чтобы слово в тексте не воспринималось ими только как «одежда мыслей», но и было эстетически значимо. Я, как педагог, стремилась создать определенную среду обучения, которая бы пробуждала и формировала интерес к русскому языку у ребят. Радостной находкой стала для меня работа по учебно методическому комплекту «Планета знаний» Изучив подходы к изучению русского языка, которые предлагают авторы программ, я поняла, что нашла единомышленников. Вот уже 8 лет наша школа работает в тесном сотрудничестве с институтом новых образовательных систем (инос) г.Москвы по реализации УМК «Планета знаний». Около 250 учеников начальной школы занимаются по данному комплекту, новым для нашей школы. У меня есть возможность в течение года встречаться на семинарах с авторами учебников. Каждая встреча - это интересные диалоги, обмен опытом, практические занятия, открытые уроки учителей г.Москвы. Работая на семинарах с авторами учебников, заряжаешься их энергией, желанием творить, созидать, любить родной язык. Весь курс изучения русского языка по УМК «Планета знаний» воспитывает интерес, любовь, уважение и бережное отношение к языку. Интересно само построение урока: он содержит новый материал, обязательный для усвоения всеми учащимися, а также материал, изучаемый на опережающем уровне, но обязательный для ознакомления всех учащихся. Большая часть курса отводится пропедевтике как основе изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Эта часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы. Другая часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме, материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. Это задания на дополнительное закрепление обязательного материала, блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение знаний в нестандартных ситуациях; на развитие логического мышления; на формирование информационной грамотности. Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих преставлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. У ребят особый интерес при изучении русского языка вызывает проектная деятельность. С большим желанием, интересом, фантазией, творческим подходом они создают проект, который становится результатом их поисков, наблюдений и исследований Это и красочные кроссворды, и творчески оформленные мини-сочинения, эссе, стихи, рассказы, сказки собственного сочинения. Дети создают книжки - малышки, выпускают свой классный журнал. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер, но желание выступить в роли учителя, в роли Знайки, желание показать свое творчество, креативность есть у многих ребят, поэтому всегда много желающих защитить свой проект перед классом, а иногда, самые удачные проекты, мои ученики представляют учащимся других классов. Хочу дать несколько советов учителям и родителям, выбравшим учебник русского языка автора Л.Я. Желтовской УМК «Планета знаний». Мои советы носят общий характер и имеют цель дать возможность сравнить и обдумать свои представления об учебнике. 1.Процесс обучения важнее результата. Это означает, что эффективность выбранной системы обучения должна определяться не суммой конкретных умений и навыков, а тем насколько полно она позволяет раскрыть и развить интеллектуальные возможности ученика. Это развитие осуществляется в процессе учебной деятельности. Приобретение учеником опыта содержательной разнообразной деятельности должно стать основной учебной целью. 2. Учебник - это щедро накрытый стол. По моему убеждению, учебный комплект должен напоминать пиршественный стол. Каждое блюдо на этом столе полезно и вкусно, и доступно. Ни одно из них не должно быть признано строго обязательным. Все съесть нельзя. Совокупность блюд превышает возможности любого ученика, и нет нужды стремиться даже попробовать каждое из них. 3. Наши ученики умнее нас. В обучении русскому языку на первый план выступает понимание. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик понимал то, что он делает и о чем он говорит. Самое вредное, это ссылаться на слабость класса и неподготовленность отдельных учеников. У наших учеников еще все впереди и нельзя ставить барьеры на пути их умственного развития. Не бойтесь давать ученику трудные задания, возьмите его за руку, сделайте с ним первые шаги, похвалите за каждое сделанное им усилие. Работая по УМК « Планета знаний» мы увидели, что дети любят уроки русского языка. При ответе на вопрос, «Какой у тебя любимый урок?», ученики большинством выбирают не урок труда, ИЗО или физкультуры, а урок русского языка. В предлагаемых условиях: составить расписание на одну неделю, они включают урок русского языка каждый день, а иногда и по два урока в день. Проработав 2 года в инновационном режиме, я поняла, что моим ученикам тесны рамки даже этого замечательного учебника. Поэтому возникла необходимость их расширения. Учитывая повышенный интерес к предмету, я написала авторскую программу « Секреты русского языка». Цель программы: активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению. Задачи данной программы:
  • раскрыть творческие способности детей;
  • стимулировать интеллектуальное развитие детей;
  • формировать эффективную речевую деятельность;
  • активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
обучения. . Занятия провожу во внеурочное время для учащихся 3-4 классов, где готовлю учеников к школьным и городским турам олимпиад по русскому языку, к всероссийскому конкурсу по русскому языку «Русский медвежонок». О результатах работы по программе «Секреты русского языка» уже можно говорить сегодня. У детей, развиваются познавательные способности, формируется наблюдательность, что позволяет самостоятельно находить решение в нестандартной ситуации. У детей формируется высокая мотивация к учебе, ошибка не вызывает у них боязни, так как сама ошибка тоже является результатом работы, повысился творческий потенциал. Дети развиваются в соответствии со своими биологическими ритмами, проявляют активность на уроках, свободно сотрудничают с учителем и друг с другом. Интерес к русскому языку проявляется и в предметных неделях, которые становятся традиционными в начальной школе. Неделя русского языка открывается линейкой, где организаторы знакомят детей с планом работы на неделю. Разнообразны формы работы с детьми. Это - выставки рисунков, конкурсы творческих работ, создание плакатов, газет с интересной информацией о языке, лингвистические ринги, уроки-путешествия по разделам русского языка, защита проектов, олимпиады и открытые уроки для родителей. Лучшие творческие работы учеников публикуются в школьном журнале. А работы - победители отправляются на городские конкурсы. Победители конкурсов, олимпиад, выставок отмечаются памятными сувенирами и грамотами. Самые активные участники предметной недели получают благодарность от учителей и администрации школы. О результатах недели мы обязательно сообщаем в школьных радиолинейках. Дети любят, когда об их достижениях становится известно другим. Поэтому результаты всех конкурсов обязательно должны быть гласными. Можно и нужно приобщать ребят к участию в «больших» конкурсах: например, «Русском медвежонке», в тех, которые объявляют «Учительская газета», «Русский язык», «Литература», «Первое сентября» и другие издания. В этом году мои ученики уже не в первый раз стали участниками всероссийского конкурса по русскому языку «Русский медвежонок». Каждый год ребята занимают призовые места, у ребят есть желание изучать русский язык, есть желание принимать участие в конкурсе и показать свои знания, а это верный признак того, что дети любят свой родной язык.
© 2010-2022