Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жанбекова Жулдыз Батыровна Портфолио учителя Отчёт В 2

Группа № 4 3- го уровня

город Петропавловск 16.04.2015 год

Отчет В2

Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков После прохождения первого этапа «Лицом к лицу» я узнала, что наиболее популярными, получившими высокое мировое признание из числа современных научных подходов, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях обучения. Данный подход предполагает активное и ответственное участие самого ученика в процессе своего обучения. Эта ответственность осознается учеником, благодаря образовательной среде, в которой он обучается. И своей задачей, как учителя, я считаю создание благоприятной образовательной среды, которая улучшит процесс обучения. При планировании своих уроков я попыталась создать комфортную среду для самостоятельного обучения учащихся. Во время прохождения практики в первом классе я провела серию последовательных уроков по познанию мира, по разделу «Весна», внедряя все идеи программы. В своем отчете я решила остановиться на анализе второго урока из серии последовательных уроков по теме «Дикие и домашние животные весной». Цель данного урока: ученики узнают о жизни диких и домашних животных весной, смогут их классифицировать. В 1 классе обучаются 4 ученика. Из них 1 ученик с высоким уровнем, 2 ученика со средним и 1 ученик с низким уровнем знаний. Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (7-8 лет) я старалась на своих уроках использовать больше наглядностей, т.к. у младших школьников развито наглядно-образное мышление. Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, поэтому на своих уроках старалась использовать игровые технологии в процессе которых у учащихся развиваются познавательные умственные способности, формируется внутренняя позиция школьника. Многое зависит от индивидуальных особенностей самих детей для овладения учебной деятельностью. При планировании урока я постаралась учесть все особенности и возможности класса. Однако у меня были опасения и тревога по поводу того всё ли я спланировала правильно, получится ли у меня реализовать эти планы в реальности. С целью создания позитивного настроя в начале урока была проведена вводная игра «Бабочки», которая способствовала созданию коллаборативной среды и помогла в результате поделить детей на группы. В результате игры выявились некоторые предпочтения в общении. Дети первым выбирали в игре тех, с кем они лучше общаются. Во время игры обозначился ученик, который остался без пары, но не потому, что он был отверженным, а потому, что он стеснительный, скромный и тихий, по сравнению с другими ребятами. Ему трудно было сориентироваться во время игры и найти себе пару. Для того чтобы этот ученик не испытывал отрицательных эмоций, поэтому я включилась в игру и включила в нее этого ученика. На протяжении всего урока я наблюдала за этим учеником и решила, что необходимо обратиться за помощью к школьному психологу, чтобы выявить причины закрытости этого ребёнка и попросить совета о том, как я могу ему помочь. Я решила чаще проводить различные игры и тренинги для детей, которые будут способствовать сплочению коллектива - ведь это одна из целей моей работы. Этот этап урока настроил детей на доброжелательную, непринуждённую обстановку, активизировал их внимание, помог повысить степень доверия между учениками, учителем и учениками. Это очень важно, когда дети осознают, что учитель к ним неравнодушен. С помощью проведения данной игры я увидела, что у меня в классе существует проблема нежелания общения. Но я думаю, что в процессе групповой работы и при проведении подобных игр у меня есть возможность для преодоления этих барьеров. Так как для меня очень важно включение всех учащихся в учебный процесс я решила использовать общегрупповую беседу, цель которой: выявить уровень знаний детей по пройденной теме. В этой игре прослеживается работа по внедрению элементов критического мышления. Так детям задавались вопросы высокого порядка. Например, такие как: Почему растения называются раннецветущими? Почему растение мать - и -мачеха имеет такое название? Вспомни и приведи примеры поздноцветущих растений? За каждый правильный ответ я поощряла детей звездами, что повышало их мотивацию к обучению. Я увидела, что дети легко справляются с простыми вопросами, которые не требуют развернутых ответов. При постановке сложных вопросов у многих детей возникали трудности. И я поняла, что детям необходимо как можно больше задавать вопросы на анализ, синтез, размышление, рассуждение, ведь необходимо учить детей мыслить творчески, нестандартно, где требуется проявление навыков критического мышления. Дети, выслушивая друг друга, сравнивают свою точку зрения с мнением других детей, анализируют, сравнивают, делают выводы, то есть оценивают себя, не осознавая этого.Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные Постановка вопросов очень важна в процессе урока так, как через них реализовывается диалогическое обучение, развивается речь, дети учатся высказывать собственное мнение, размышлять, а мы учимся выслушивать и принимать их мнение, внося коррективы. Продумывая вопросы к уроку, я должны ориентироваться на возрастные особенности ученика. Задавая вопросы высокого уровня, я заметила, что талантливые и одарённые дети проявляют себя активнее, чем остальные. Их ответы отличаются от ответов других детей. Так, например, когда я спросила: Почему растение мать - и -мачеха имеет такое название? И ученик К. с высоким уровнем знаний ответил: «Потому что с одной стороны у этого растения лист гладкий, как мама, а с другой стороны шершавый, как мачеха». Для большинства детей с низким и средним уровнем знаний эта информация оказалась совершенно незнакомой, хотя они высказывали свои предположения. Учитывая возрастные особенности учащихся я предложила детям отгадать загадки, которые также способствуют развитию навыков критического мышления. Отгадав загадку, ребёнок должен был найти картинку на столе с изображением этого животного и показать ее классу. Детям очень понравилась эта работа и вызвала большой интерес, так как дети младшего школьного возраста очень любят отгадывать загадки. Этот этап урока не вызвал никаких проблем. Далее с детьми была проведена беседа о том, что они уже знают по данной теме, с целью развития диалогического обучения. Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. [1, стр.145]. В беседе приняли участие все дети. На следующем этапе урока дети работали в группе по созданию «Диаграммы Венна». Учащимися заранее были составлены правила работы в группе, которые помогли организовать работу в группе в течение всего урока. Дети должны были вспомнить, как называются детёныши диких и домашних животных и выяснить, работая в группе, как же они заботятся о своём потомстве. В самом начале было важно, чтобы учащиеся смогли предусмотреть работу каждого в той или иной роли и учитывать это при распределении обязанностей в группе. При выполнении данного задания здесь возникли некоторые проблемы. Детям трудно было распределить роли, из-за чего в группе возникали спорные моменты. При составлении постера я наблюдала за работой всех детей. Меня удивило поведение двух учеников, ученик с высокой успеваемостью К. и ученик Н. с низкой успеваемостью. Наблюдая за ними, я была удивлена тому, что они сразу же вступили в разговор. Они упорно обсуждали, высказывали своё мнение, приходили к общему. Я увидела в этой работе, что ученик Н. раскрылся, стал с активностью и уверенностью выполнять предложенное им задание. Хотя на самом деле он очень скромный, тихий, стеснительный, никогда первым не вступает в разговор, боится высказывать своё мнение, боится ошибаться. Что не скажешь об ученике К. Он очень активный, уверенный, стойко переносит трудности, может выполнять задания как самостоятельно, так и совместно с ровесниками. В процессе выполнения данного задания каждый ученик четко выполнял свою роль в группе. Я считаю, что этот вид работы помог мне сплотить детей, повысить мотивацию к урокам, раскрепостить пассивных детей. По окончанию работы дети презентовали свой постер. При защите постера, я увидела в лицах некоторых детей нежелание и неохоту отвечать. После защиты я решила поощрить всех членов группы звездами и это помогло мне повысить их мотивацию. В целом все дети без исключения справились с заданием, но были внесены некоторые коррективы, так как не все дети правильно называли детёнышей животных. Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные Работу в группе я планировала с целью развития у детей коммуникативных способностей, умение слушать и слышать своих одноклассников, не бояться высказывать своё мнение, помочь ребятам научиться сотрудничать в группе любого состава.Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные Также работа в группе способствует развитию диалогического обучения. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. [1, стр.144] На уроке я использовала музыкальное сопровождение: проведение физминуток, просмотр слайдовой презентации о жизни диких и домашних животных весной. Что облегчило работу по созданию атмосферы комфорта на уроке, помогло сконцентрировать внимание учащихся, так как были задействованы одновременно несколько мыслительных процессов. На стадии осмысления, детям были предложены карточки для выполнения (индивидуальная работа). Мною был использован дифференцированный подход при составлении заданий. Детям были предложены задания разного уровня сложности. Высокого уровня сложности (предполагающие анализ): «Составить кластер об изменениях в жизни диких и домашних животных весной». Среднего уровня сложности (предполагающие применение): Нарисовать рисунок об изменениях в жизни диких и домашних животных весной. Низкого уровня сложности (предполагающие репродукцию): Из готовых картинок выбрать те, которые относятся к изменениям в жизни диких и домашних животных весной. Каждый ученик почувствовал ценность своего мнения свою значимость. По выполнению этих заданий я увидела, что сильные ученики взялись выполнять задания высокого уровня, средние ученики - среднего уровня и слабые ученики - низкого уровня. Но не все дети справились с заданием. Некоторые ученики со слабой успеваемостью не смогли выполнить задания низкого уровня. В одной из групп меня удивило то, что ученик Р., имеющий среднюю успеваемость, выполнив своё задание, принялся помогать ученику Н, ученику со слабой успеваемостью. И не просто делал за него задание, а пытался ему объяснить, приводил примеры, направлял его к правильному ответу. То есть я увидела, что такая совместная работа сближает детей, помогает им преодолевать трудности при обучении. Ведь обучая кого то, мы обучаемся сами. Некоторые ученики, меня удивили, до этого они не показывали активности, но здесь они проявили себя. Уровень их ответов улучшился, мнения стали более обоснованными, обдуманными. Я увидела, что дети могут мыслить критически, но это мышление необходимо развивать и стоит продолжать использовать данный прием в своей практике преподавания в школе. Учеников необходимо стимулировать на свободу мысли, а не поучать.Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные В конце урока была проведена рефлексия «Цветные карточки» с целью оценивания степени понимания темы урока. Благодаря ей я смогла услышать, что детям понравилось, что не понравилось, чему они научились, что больше всего запомнилось. В основном я услышала от детей, что им очень понравилось работать в парах, составлять постер по стратегии «Диаграмма Венна». Некоторые дети сказали, что им понравилась игра «Бабочки» и работа по разноуровневым карточкам. Проводя рефлексию в конце урока, я убедилась в том, что услышав мнения своих детей об уроке, я могу понять, в каком направлении движутся мысли учеников, что осталось непонятым, чтобы спланировать дальнейшую работу на будущее, а главное, что цель урока была достигнута. Необходимо запомнить, что «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель» [1].Учитель планирует урок, делая его интереснее и полезнее для учащихся, какие бы препятствия он не преодолевал. Я, как учитель, беру на себя роль лидера, но я не хочу быть единственным лидером хочу, чтобы и мои ученики тоже становились ими. Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков на тему Дикие и домашние животные После проведения этого урока, проанализировав его, я поняла, что мне есть к чему стремиться. Анализ урока показал мне, что в процессе всего урока ученики учились работать в группе, поддерживали доброжелательную и непринуждённую атмосферу, пытались самостоятельно обучаться посредством диалога, делились своими мнениями, рассуждали, развивали навыки критического мышления, участвовали в процессе оценивания, развивали творческие способности, выполняли дифференцированные задания. Я пришла к выводу, что при планировании следующего урока в серии последовательных уроков мне необходимо учитывать развитие навыков работы в группе, развитие саморегуляции детей, необходимо применять новые методы формативного оценивания, так как оно повышает мотивацию к обучению. Планирую на следующем уроке провести рефлексию в конце урока, формулирование темы и цели урока в начале самими учащимися, так как если ученик чувствует свою значимость в процессе обучения, то он предпринимает больше усилий и стараний. Обратная связь помогает учителю понять, на каком уровне находится учащийся, чтобы построить дальнейшую работу. Также необходимо в урок включить задания разнообразные по степени сложности с целью удержания внимания детей и создать условия для самомотивации не только талантливых детей, но и менее успевающих по данному предмету. Использование приёмов развития критического мышления с целью разнообразия работы учащихся и стимулирования интереса, через применение устных и визуальных данных. Несмотря на это я столкнулась с некоторыми трудностями: нежелание общаться с некоторыми детьми, нежелание некоторых принимать точку зрения одноклассников, личная неприязнь, дисциплина при ведении диалога в группе, т.к. это учащиеся 1 класса они еще не до конца умеют правильно формулировать и задавать вопросы. Поэтому также моей задачей является - установление позитивных взаимоотношений в классе, сплочению коллектива через применение психологических тренингов и различных игр. Внедряя идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» я поняла, что роль учителя состоит не только в том, чтобы обучать детей, но и в том, чтобы сплотить коллектив, т.к. создание коллаборативной среды и социального взаимодействия является основой для обучения младших школьников. Таким образом, я поняла, что такой детальный анализ урока помог мне увидеть положительные и отрицательные стороны, чтобы знать, как планировать свою работу в будущем.

Использованная литература

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (2012) 3-е издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы.
  2. ГОСО от 23 августа 2012 года №1080 утвержденного Правительством РК
  3. Учебная программа «Познание мира» для 1-4 классов общеобразовательной школы. Астана, 2013.-12 стр.
  4. Аймагамбетова К.А. , Идилова Т.С. Познание мира: учебник для 1 класса общеобразовательной школы.- Алматыкітап, 2008 г.136 стр.


7


© 2010-2022