Материалы выступления на открытой областной конференции педагогов Карагандинской области 12. 05. 2015

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональное развитие педагогов, через внедрение в практику преподавания новых подходов обучения

Выступление на открытой областной отчётной конференции педагогов Карагандинской области

Подготовила: Такуова Светлана Ивановна учитель первого (продвинутого) уровня КГУ «ОСШ №19 города Темиртау»

2015

Светлана Такуова

город Караганда

  • 12.05.2015

Тема: Профессиональное развитие педагогов, через внедрение в практику преподавания новых подходов обучения



По многочисленным данным международных исследований прослеживается явная зависимость между успехами в развитии образования и качеством педагогических кадров. С 2012 года в школах республики Казахстан начал реализовываться инновационный проект по внедрению в практику новых подходов в обучении детей, разработанных Центром Педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета. Цель Программы повышения квалификации: дать учителю профессиональное понимание - глубокие теоретические основания знаний об обучении и учениках и о том, как использовать результаты исследований, чтобы понять и усовершенствовать собственную практику.
Выработать совместно с учителем практические навыки преподавания - технические и практические навыки и способы работы, расширить диапазон подходов, улучшить планирование последовательности урока.
Сформировать совместно с учителем профессиональную целостность - знания об этических и моральных сторонах профессии учителя, ясно сформулированные ценности о преподавании и убеждениях. После окончания курсов обучения учителей по программе первого (продвинутого) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров республики Казахстан, основной моей деятельностью является профессиональное развитие педагогов моей школы, через внедрение в практику преподавания новых подходов обучения. Как учитель первого уровня - моей целью было начать работу по развитию сетевого профессионально-педагогического сообщества. Для развития сетевого взаимодействия учителей нашей школы с учителями других школ, лидерской группой (в которую вошли три учителя первого уровня и четыре учителя третьего уровня) было принято решение о создании блога, где учителя могли бы делиться опытом своей педагогической деятельности. После изучения модерирования блоговой платформы, лидерской группой школы внесено предложение для координационного совета города о создании единой информационной площадки на уровне города. Где каждая школа будет иметь возможность представить опыт свой педагогической деятельности, осветить результаты внедрения инновационных подходов, получить необходимую информацию для реализации собственных возможностей. Учителями нашей школы был создан блог «Учитель Темиртау» schkola2015.blogspot.com/ . Цель создания данной площадки, на экспериментальном этапе: ознакомление учителей с возможностями интернет ресурсов для обмена опытом учителей города. Чтобы облегчить посетителям блога реализацию собственных возможностей по освоению интернет ресурсов, в блоге сделаны ссылки на конструктор по созданию блогов и созданию персонального учительского сайта. Кроме этого, в блоге указаны адреса сетевых сообществ, созданных координационным советом нашей школы на образовательных порталах cpm и bilimal, где созданы группы «Керемет диалог». Участники сообществ имеют возможность ознакомиться с наиболее важными и интересными материалами коллег, принять участие в обсуждении педагогических тем, пополнить методическую копилку, транслировать опыт своей работы, участвовать в дискуссиях, форумах на международном, республиканском и областном уровнях. Таким образом, осуществилась реализация плана по созданию методической и информационной площадки не только на уровне нашей школы, но и всего города. Сейчас, наш блог «Учитель Темиртау» schkola2015.blogspot.com/ уже посетили более 1000 человек и положительные отзывы учителей свидетельствуют о том, что наша работа проделана не напрасно, учителя хотят с нами сотрудничать по расширению информационного и методического взаимодействия, поэтому в дальнейшем наша творческая группа намерена усовершенствовать платформу блога и привлекать к сотрудничеству не только учителей нашего города, но и педагогов Карагандинской области. Одной из проблем по внедрению новых подходов в преподавании и обучении в нашей школе является отсутствие учителей второго уровня. Поэтому моя деятельность заключается так же в наставничестве для своих коллег в начальной школе. Это изучение и внедрение семи модулей программы в практику повседневной работы. Для того чтобы активизировать деятельность коллег, пробудить в них стремление к использованию новых подходов в процессе обучения в течение года были проведены коучинг-сессии, способствующие улучшению практики, в условиях создания коллаборативной среды. Следует отметить, что на протяжении учебного года активными участниками коучинг-сессий являлись все учителя начальной школы. Наиболее удачными, по мнению коллег, были коучинги: «Организация групповой работы на уроках в начальной школе» (запланированный вначале в форме круглого стола) и коучинг «Метод «Шесть шляп» (изначально незапланированный). В процессе занятий учителя изучили необходимый теоретический материал и в ходе выполнения практических заданий смогли на себе ощутить достоинства и недостатки групповой работы, а так же научились смотреть на проблему с разных точек зрения. Положительные отзывы о проведённых коучингах позволяют судить о целесообразности их проведения. Форма проведения коучингов заинтересовала коллег тем, что при работе с предлагаемым теоретическим материалом в ходе совместного обдумывания, обменом идеями, побуждением к диалогу, участники коучинга совершенствуют свои профессиональные знания, переходят на новый более высокий уровень понимания отдельных аспектов своей практики. Эффективным показателем деятельности по преобразованию школьной практики можно считать проведение менторинга. Моя лидерская поддержка заключается в содействии профессиональному развитию подопечных учителей параллели 3-х классов - это учителя высшей категории, педагогический стаж 16-18 лет. Процесс менторинга включал в себя изучение практики менти - посещение традиционных уроков с последующим подробным анализом. Далее совместная разработка и проведение уроков с новым подходом «Диалогическое обучение». Учителя-менти при составлении краткосрочного планирования учились ставить SMART цели, так же ими были разработаны задания для учащихся, содержащих в себе критериальную систему оценивания. Посещённые мной уроки показали, что учителя-менти систематически применяют групповые формы работы на своих уроках (при закреплении и обобщении изучаемого материала). Учителя проводят исследование в действии, результаты которого отражают в отчётах и анализах уроков, тем самым используют рефлексивный анализ собственной деятельности. Своими наработками и открытиями мы поделились с учителями области на областном семинаре, проводимом на базе УМЦ города Караганды 30 января 2015 года. Цель семинара: познакомить учителей с методикой постановки смарт-целей и раскрыть их значимость для достижения успеха в обучении и преподавании. Учителям были продемонстрированы фрагменты уроков, на которых применялись групповые формы работы, были предложены задания с использованием технологии критериального оценивания. Каждый учитель, как правило, стремится к созданию благоприятной среды, способствующей достижению максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одарённых учеников данная задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начальной школы и «расширенного» школьного подхода на последующем уровне, усложняя школьные стандарты обучения всех учеников. (Руководство для учителя, первый уровень/Обучение талантливых и одарённых учеников, 2014, с. 119). 26 марта 2015 г. на базе КГУ «ОСШ№19 города Темиртау» состоялась XVII городская олимпиада учащихся 4-х классов. В рамках мероприятия для учителей начальных классов был проведён семинар- практикум по теме "Обучение талантливых и одарённых учащихся». Цель семинара: познакомить учителей с видами одарённости, с подходами многоаспектного определения интеллекта детей и необходимости комплексного обучения. На семинаре присутствовало 37 учителей школ города. Вывод, к которому пришли участники семинара, заключается в том, что образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта. Следующим этапом работы семинара было выступление учителя-менти с демонстрацией видеофрагментов уроков-исследований. В выступлении говорилось о том, что использование уроков с подходом Lesson Study плодотворно влияет на развитие творческого, креативного мышления учащихся. Учителя имеют возможность наблюдать за работой учеников разного уровня способностей и выделять активные методы работы на уроке, способствующие активизации познавательной деятельности детей. Обратная связь мероприятия показала, что тема семинара актуальна, теоретический и практический материал был интересен и познавателен. Большинство коллег отметили, что для них наиболее значимым и интересным была практическая работа в группе с коллегами, пожелания и предложения носили позитивный характер. Рефлексия проведённых мероприятий позволяет судить не только об объёме информации, полученной учителями, о новых подходах преподавания и обучения, но и оценить насколько повысилась их самооценка в ходе проведённых мероприятий. Критериями успешности проведённой работы является смена логики мышления коллег, их позитивное отношение к внедрению инновации, желание повышать свой профессиональный уровень и применять новые методики для изменения свой педагогической деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в систему повышения квалификации Кембриджской программы, использование интеграции международного и отечественного опыта способствует эффективной реализации системы непрерывного педагогического образования.

Список используемой литературы:

  1. Пшенова Т.Н. Батырбаева Н.К. Профессиональное развитие современного учителя в системе непрерывного педагогического образования [онлайн на:centre.ipksko.kz/index.php/search-solutions-experience?id=55] (получено 9 мая 2015г.)
  2. Подзолков, В. Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования.
[онлайн на:dissercat.com/content/professionalnoe] (получено 9 мая 2015г.)
  1. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях после дипломного образования. [онлайн на:moluch.ru/archive/26/2863/] (получено 9 мая 2015г.)
  2. Руководство для учителя, первый уровень/ 2014, с. 107, с. 119, с. 139.








© 2010-2022