Открытый урок по развитию речи Научно-популярный текст

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ» Цели: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями различия научного текста от научно-популярного;способствовать умению доказательно различать научный и научно-популярный тексты способствовать обогащению словарного запаса детей;учить составлять сообщение научно- популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению научно-популярной литературы.

Задачи урока:

- выявлять и уяснять признаки научно-популярного текста, проводя исследовательскую (квазиисследовательскую) работу с текстами учебника;

- осознать, что в определении научно-популярного текста сконцентрированы его основные признаки;

- составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике.


Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД: Планируемый результат: Предметные умения: иметь представления о научно-популярном тексте.
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы. Универсальные познавательные учебные действия:формирование представления о различиях научно-популярного от научного текста, формирование познавательного интереса к ним через работу с текстом. Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами и сотрудничать в малой группе. Метапредметные умения: составлять сообщения, доклады, рефераты в старших классах. Межпредметные связи:окружающий мир, литературное чтение

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.84-87), презентация. Формы работы:фронтальная, в парах, индивидуальная.




ХОД УРОКА
1.Организационный этап. __________ Цель: подготовить учащихся к работе.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Положите свои руки друг другу на плечи и произнесите хором:

«Я желаю тебе сегодня добра

Ты желаешь мне сегодня добра

Если будет трудно, я тебе помогу»
2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.__________

Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.

-По какой части учебника работаем? Значит какой сегодня урок? (урокразвития речи)

- Определите по содержанию, по какой теме будем работать. (Научный текст).

-Откройте стр. 84 .

-Сегодня мы будем работать с упр. 36.

-Как называется текст ? (Как живут и питаются звери зимой).

- Не читая текста, можете определить, о каких животных мы узнаем? (О белке, лисе и волке)

- Что помогло вам?( иллюстрация).

- Чуть позже мы с вами убедимся, об этих ли животных пойдет речь, на основе НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА.

-Так с каким текстом будем работать? ( С научно-популярным)

- Скажите, какое понятие уже известно? (научный текст)

- Вспомните, что такое научный текст? (текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном)

-А что для вас новое? (сочетание словнаучно-популярный)

-Хотите узнать, какой текст называют Н-П? (Да) 3.Определение темы и целей урока__________

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. ( Узнать,что такое научно-популярный текст, уметьразличать научный и научно-популярный тексты, узнать о жизни животных зимой). -Какие задачи поставите перед собой?(Проверить свои знания и получить новые). 4.Этап открытия новых знаний (исследование)__________

Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

- Для того, чтобы добиться цели урока, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Что мы будем исследовать? (текст)

- Убедимся , правильно ли вы предположили, о каких животных пойдет речь?





Читает учитель

Вопросы по тексту:

-О жизни каких животных вы узнали?( белка, лиса, волк)

-Разделите этот текст на части. Карандашом поставьте точки.

-Сколько частей получили?(На триили четыре)

- Прочитайте этот текст по частям.

- Есть ли в тексте научная информация о жизни животных?(Да)

- Найдите их в тексте (Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени;Зимой волки живут стаями по 10-12 особей ; )

- А какие слова и выражения могут быть использованы в художественном тексте? (как бы в валенках, ноги ее зябнут, волка ноги кормят).

- Нужно ли быть ученым и хорошо знать мир природы, чтобы написать такой текст? Почему? (да, ведь в тексте есть научная информация)

-А талант писателя необходим? Зачем?( да, ведь в тексте просто и интересно излагаются научные сведения ).

- Обратите внимание на вопрос Маши. Прочитай вслух.

- Как вы ответите Маше? (Текст, в котором научные сведения излагаются в интересной форме, называется НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ).

- Где найдетеподтверждение нашему выводу? (на с. 36.)

- Сравните наш вывод и вывод Летучей мыши? (Выводы совпадают.Мы правильно его сделали.)


РЕБЯТА, ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ!

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
5.Первичное закрепление__________

Цель:организовать решение учащимися практико - ориентированных заданий в парах.

-Ребята, Анишит Йокоповна предложила следующее задание:

Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит сообщения. Один ученик - о жизни белки в зимнем лесу.

-А сосед по парте составит сообщение о жизни лисы зимой. Постарайтесь, чтобы ваши сообщения были одновременно и точными, и интересными.

-То есть, какой текст будете составлять? (Н-П)

- Договоритесь между собой, о ком подготовите сообщения.

В результате этой работы два сообщения (один из учеников - о лисе, а другой - о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только нужные сведения(карандашом)

- Если будет трудно, не бойтесь обратиться за помощью к товарищу или учителю

(для слабых учащихся раздаются карточки с вопросами. Учащиеся , ответив на них получат небольшое сообщение о жизни белки зимой).

ПРОХОЖУ, ПОМОГАЮ С ПЛАНОМ

Жизнь белки зимой

  1. Где зимой живет белка?

  2. Как белка подготавливает свое жилье к зиме?

  3. Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?

  4. Чем питается белка зимой?

(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе, учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного

сообщения (доклада)).

Слушаются 2- 4 ученика. (Оценивание учащимися) ПО КРИТЕРИЯМ!!!

При оценке ответа товарища руководствуйтесь следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;

  2. степень осознанности, понимания изученного;

  3. языковое оформление ответа.

«5» - без ошибок

«4»- 1-2 недочета


6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов__________ -Какую цель поставили в начале урока? (Узнать что такое научно-популярный текст, научиться различать научный и научно-популярный тексты, узнать, как живут животные в лесу зимой) - Достигли ли мы ее? ( Да) -Каким способом? (работой в паре с текстом) - Где будете применять свои знания? (писать доклады, сообщения.) 7. Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):__________ - Оцените каждый свою работу: (На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.) - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось. - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ. - Выберите красный, если вам было трудно.

- Что нужно для того, чтобы наши знания были более прочными? (Поработать над темой еще)
8.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников__________

Дома подготовьте сообщение об одном из животных по вашему выбору.

Кто испытывает трудности - предлагаю воспользоваться планом, который я оставлю у вашего учителя и подготовить сообщение по составленному плану.

Жизнь белки зимой

  1. Где зимой живет белка?

  2. Как белка подготавливает свое жилье к зиме?

  3. Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?

  4. Чем питается белка зимой?

Жизньлисы зимой

  1. Что предохраняет от холодов лису?

  2. Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?

  3. Легко ли лисе добывать пищу?

  4. Чем питается лиса?

Жизнь волка зимой

  1. Хорошо ли волки переносят сильные морозы?

  2. Как зимой живут волки?

  3. Легко ли находят волки пищу?

  4. Бывают ли зимой волки сытыми?


__________

- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок; на левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в хлопке и скажем друг другу «спасибо!»

Если мы обменяемся яблоками, у нас так и останется одно яблоко. А если мы обменяемся идеями, у нас станет две идеи.

Жизнь белки зимой

  1. Где зимой живет белка?

  2. Как белка подготавливает свое жилье к зиме?

  3. Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?

  4. Чем питается белка зимой?

Жизнь лисы зимой

  1. Что предохраняет от холодов лису?

  2. Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?

  3. Легко ли лисе добывать пищу?

  4. Чем питается лиса?

Жизнь волка зимой

  1. Хорошо ли волки переносят сильные морозы?

  2. Как зимой живут волки?

  3. Легко ли находят волки пищу?

  4. Бывают ли зимой волки сытыми?





© 2010-2022