Урок по окружающему миру тема

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Красная Книга

Цели:

  • Познакомить детей с Красной книгой, её структурой, некоторыми растениями и животными, внесёнными в неё. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны. Совместно с учащимися выявить растения и животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию

  • Развивать мышление, речь

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и растениям, умение обобщать, делать выводы

Ход урока:

I.Организационный момент


  1. Актуализация знаний

(1 слайд)

Посмотрите на нашу планету. Сколько на ней красивых животных и растений. Не правда ли, прекрасны творения природы. Ими бы только восхищаться. Но почему они вдруг начали исчезать?

? Почему исчезают животные? (обсуждение в парах) оценивание

Урок по окружающему миру тема

(ответы детей) III. Сегодня мы и поговорим о том, как человек влияет на то, чтобы эта красота не исчезла.

В мире существует много различных организаций по охране природы. Но самые крупные - это GREENPEACE,Всемирный фонд охраны природы и Международный союз охраны природы. (слайд 2) По инициативе МСОП начался сбор информации о редких животных и растениях. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. (слайд 3) Красная книга была учреждена в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у нее красный. Ребята, а что символизирует красный цвет? (сигнал тревоги, опасности, предупреждения)

Правильно, он как сигнал светофора , предупреждает: « Осторожно! Может случится беда!» В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть навсегда. И, если мы не защитим животных и растения, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер. Именно об этой книге мы сегодня и будем говорить.

Страницы Красной книги разноцветные.

-2-

Кто знает почему?

Это сделано не для украшения.

Предлагаю вам совершим путешествие по страницам Красной Книги.


  1. Рассказ учителя и сообщения учащихся

Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. (слайд 4).(На доску прикрепляется страница) Вот только некоторые животные, которых можно встретить на этих страницах. (хааста, квага, дронт)

А об одном из них, о птице дронт , послушаем.

Дронт, или додо, - нелетающая птица, имевшая огромный клюв. Взрослая птица весила 20-25 кг, в высоту достигала метра. Истребляли её из-за вкусного мяса, а свиньи, кошки и обезьяны, разоряли гнёзда дронтов, располагавшиеся на земле. В 1680 году была убита последняя птица.

Далее идут красные страницы. На них записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. (слайд 5)

(На доску прикрепляется страница) (белый медведь, тигр, большая панда, жёлтая кувшинка-кубышка, венерин башмачок, медоед )

Послушаем сообщение о медоеде.

Медоеды активны в сумерках или ночью, однако в нетронутых человеком регионах или при прохладной погоде их можно увидеть и днём. Для сна они используют самостоятельно вырытые ямы глубиной от одного до трёх метров. В поисках пищи они передвигаются по земле, но иногда залезают и на деревья, особенно когда хотят добраться до мёда, что и дало им их название.

На жёлтые страницы занесены растения и животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. (слайд 6) (карликовый тушканчик, морж, снежный барс)

Послушаем сообщение о снежном барсе

На серых страницах записаны названия растений и животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. (слайд 7) (Беломордый дельфин, гигантский буразуб, ушастый ёж)

Одно из таких животных - ушастый ёж.

Следующие страницы Красной Книги - белые. Здесь записаны животные и растения, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках.

(слайд 8) (гималайский медведь, сахалинская кабара, амурский дикий кот)

Послушаем сообщение о диком амурском коте

Последние страницы Красной Книги - зелёные. На них записаны растения и животные, которых удалось спасти от вымирания. (слайд 9) (горная горилла, зубр, бурый медведь)

-3-

Об одном из них, всем вам известного, послушаем сообщение о буром медведе.

Мы совершили путешествие по страницам Красной книги.


- Что же такое Красная книга? И для чего она нужна?

IV. ФИЗМИНУТКА

Какие животные встретились вам в физминутке? Какие занесены в Красную книгу?

V. - Мы узнали, что существует международная Красная книга, Красная книга России. А как вы думаете, а есть ли в нашем крае такая Красная книга?


  1. Многие составляют сегодня собственные Красные Книги. Подобная книга есть и в Удмуртии. (слайд 10 )

Чтобы познакомиться со страницами Красной книги, предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат конверты с мозаикой, ваша задача собрать её и сказать, что же у вас получилось. (слайд 11)

Дети называют растения и животных.

1. Цветки желтой кубышки используют в народной медицине

Листья желтой кувшинки в свежем виде прикладывают при головной боли. Если они при этом сохнут, значит, приносят пользу. Следует помнить, что кубышка желтая - растение ядовитое.

2. Белая сова. В природе живут 9 лет, в условиях содержания - 28 лет. Их естественные враги - лисы и поморники, а также песцы, которые поедают птенцов и яйца.

3. Купальница европейская.

Весной во влажных местах встречаются золотисто -желтые цветы.

Кто знает другое название этого цветка?

Этот цветок у нас называют италмасом и считается символом Удмуртии. У купальницы цветы крупные, круглые, лепестки образуют бутон. Чаще всего эти цветы растут рядом друг с другом, образуя яркий желтый ковер. Это растение растет и у нас. Но его, к сожалению уже очень мало


  1. На Земле существует 350 видов колокольчика. В Красную книгу занесено 12 видов.

  2. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза. Поэтому его надо беречь и зря не рвать

6. Черные аисты - очень редкие и скрытные птицы, поэтому изучать их довольно

сложно. Обитают они в заросших старых лесах, в предгорьях, преимущественно у

водоемов, подальше от людских поселений.

В нашей республике более 230 видов растений и животных на грани исчезновения
Как помочь растениям и животным сохраниться? Работа в парах

У нас в Удмуртии кроме Красной книги созданы заповедники, заказники,

национальные парки. . (слайд 12)

-4-
В нашей республике есть национальный парк "Нечкинский", заказники

Кильмезский ботанический, "Валамазский",

Кокманский ботанический заказник. (слайд 13) Андреевский сосновый бор. Молодцы! Хорошо поработали.

- А теперь я предлагаю тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.

1

2

3

4

1. Почему нельзя загрязнять воду?

Потому что в ней погибают организмы. (Д)

Потому что будет некрасивый цвет воды. (М)

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Да, например комар. Он больно кусается. (Б)

Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть. (У)

Потому что их можно будет, потом взять домой. (Я)

4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Которым грозит полное исчезновение с лица Земли. (Г)

Красивые (П)


1

2

3

4

Д

Р

У

Г

- Давайте проверим, что у нас получилось?

Дети: «Слово «друг». (слайд 14)

- А это значит!

Слайд15: «Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы - дело рук самого человека».

Рефлексия: Что ты нового узнал?

Зачем тебе это надо знать?

Домашнее задание: Ребята, давайте создадим "Красную книгу" нашего класса где будут рисунки и краткая характеристика того животного или растения, которое вам больше понравилось. А взять данные вы можете в Красной книге, которая находится у нас в библиотеке.

Урок хочется закончить стихотворением.

-5-

Охраняется Красной книгой

Столько редких зверей и птиц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

А себя мы прощаем, прощаем

Но грядущее нас не простит.

Красная книга, красная

Может, значит, она, что природа умрет?

Цель у нее иная:

Все живое хранить зовет! (Слайд 16 )


© 2010-2022