Урок русского языка 2 класс РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

2 класс

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь и правописании слов с ними.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

На доске запись:

гроза ветер луна солнце дождь пыль ночь ?

  • Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса? (День.)

  • Что общего в словах нижней строки?

- Какую букву вы будете писать сегодня? (Букву ь.)
Показ учителем написания ь.

- Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

дь ль чь нь дъ ль чъ нь и т. д.

- Какую роль играет ь в словах нижней строки? (ь - показатель мягкости согласных.)

- Где пишется в словах ь, обозначающий мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.)

II. Работа над темой.

1. - Какую еще важную роль играет ь в словах?

- Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Игра «Разгадай кроссворд».

1

В

ь

2

У

ь

3

С

ь

4

Р

ь

5

В

ь

  1. Снежная буря. (Вьюга.)

  2. Домики для пчел. (Ульи.)

  3. Мать, отец, дети. (Семья.)

  4. Орудие для охоты. (Ружье.)

  5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Записать полученные слова.

  • Подчеркнуть ь и букву, стоящую после него.

  • Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их.

  • Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)

  • Какую роль играет мягкий знак в словах? (Он отделяет согласный от гласного.)

  • Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и)

  • Какой вывод можно сделать?

Вывод. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Устно определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

- Что заметили? (Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.)

- Почему? (Только И не имеет два звука.)

Урок русского языка 2 класс РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь

Физкультминутка

- Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши. Слова: счастье, съезд, льется, вьется, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья. 2. - Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли задание во время физкультминутки? (В словах есть твердый знак.)

  • Какую роль играет ъ в словах? (Он является разделительным.)

  • Где нужно писать ъ в словах?

  • Это мы тоже должны выяснить сегодня на уроке.

Было «сели» - стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? ... (ъ)

Твердый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать

Не сможем:

Съезд, съедобный,

Объясненье,

И подъезд, и объявленье. Игра «Составь сам».

Урок русского языка 2 класс РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь

Урок русского языка 2 класс РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь

- Записать получившиеся слова.

(Въехал, съехал, отъехал, подъехал, объехал.

Наехал, уехал, заехал, поехал.)

  • Что заметили? (В одних словах пишется ъ, а в других не пишется.)

  • Почему?

  • Выделите общую часть в словах. Как она называется? (Корень.)

  • Как называется часть, которая находится перед корнем? (Приставка.)

  • Выделите приставки в словах. Подчеркните буквы, которые стоят перед ъ и после него.

  • На гласный или согласный заканчиваются приставки? Какие буквы пишутся после ъ?

  • Какой вывод можно сделать? Когда нужно писать разделительный ъ?

Вывод. Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные, перед буквами е, ё, ю, я.
  • Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным твердым знаком? (Количество букв и звуков одинаковое.)

  • Но почему? Ведь твердый знак не имеет звука. (Потому что гласные, которые стоят после твердого знака, будут иметь два звука, один из которых [й'].)

III. Работа с учебником. Упражнение 148, с. 68 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

  • Разделить слова объедать, обедать для переноса.

  • Что заметили?

IV. Итог урока.

  • Назовите тему нашего урока.

  • Что узнали о ь и ъ?

  • Все ли ребята могут правильно писать слова с разделительными ь и ь?

  • На следующем уроке мы продолжаем разговор по этой теме.

Домашнее задание: упражнение 150, с. 69 или упражнение 153, с. 70 (по выбору).



© 2010-2022