- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «ШКОЛА РОССИИ» 2 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «ШКОЛА РОССИИ» 2 КЛАСС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федченко С.П. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- примерной образовательной программы Учебно - методического комплекса «Школа России» 2010 года,
- рабочая программа по «Окружающему миру» разработана на основе Программы
Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А.
Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
- основной образовательной программы школы,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы.
«Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и
осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми,
обществом и природой. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не
только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер
фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в
России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального
развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края.
Цели и задачи.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель -
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию
человечества.
Задачи:
Образовательная:
сформировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего
мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Развивающая:
Развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества, формируются
личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление
подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в
основной школе.
Воспитательная:
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной
и социальной среде,
Валеологические:
создание здорового психологического климата на уроках, повышение мотивации
учащихся;
соблюдение надлежащей обстановки и гигиенических условий в классе;
правильное чередование количества и видов преподавания (словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.) контроль длительности применения
ТСО (в соответствии с нормами);
включение в план урока оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки,
динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для
глаз.
Характеристика предмета.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе
и за ее стенами.
Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той
или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных
занятиях.
Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном
общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на
уроках.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать
правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому
данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в
развитии и воспитании личности.
Ведущие принципы:
Содержание и структура курса «Окружающий мир» рассматривается как особая
дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей
учащихся (психофизических интересов, склонностей);
В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип
личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-
воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными
особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных
знаний и умений;
В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон
обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся определенной
системы научных знаний и умений, но и обучение их способам учебной
деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с
применением новейших учебных технологий и форм организации учебного
процесса;
Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения
определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением
применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития
чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
Учѐт возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и
педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и
психологическим особенностям детей начального школьного возраста, для которого
ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной
деятельности - основы наук.
Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне
восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-
следственных связей.
В тематическое планирование включены следующие темы:
Раздел «Где мы живём?» 4 часа
Раздел «Природа» 20часов
Раздел «Жизнь города и села» 10 часов
Раздел «Здоровье и безопасность» 9 часов
Раздел «Общение» 7 часов
Раздел «Путешествие» 18 часов