Конспект урока во 2 классе по марийскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Марийский язык во 2 классе Тема: Тиде ко? Тудо могай? Цели:

  • йоча- влакым Ко? Могай? йодыш дене палдараш да чын шынден мошташ туныкташ;
  • изи, кугу, поро, ушан, онай, йолагай да але мут-влак дене палымым ышташ, нуным шке йылмыштышт кучылташ туныкташ;
  • чын да тичмаш предложений-влакым чонаш туныкташ, йылмыштым лывырташ;
  • ава деке пагалымаш шижмашым лукташ да вияндаш.
Оборудование: презентаций, сурет-влак, учебник, слова: КО? МО?

Урокын эртымыже

  1. Орг.ужаш
- Кидым кушко нолтена. Вара улык волтена Кок векла шаралтена Кидкопанам перена Икте-весым ончална Да изиш шыргыжалына. Те уроклан ямде улыда? - Ямде улына! 2. Ушештарымаш -Тетрадьдам почса да мут-шамычым возен шындыза. Откройте тетради и запишите слова, которые у вас там есть. Запомните, как они пишутся. Теперь пишем число и классысе паша. Чылан возена числам да классысе пашам. Ида вашке, йонылыш деч посна возыза. С доски списываем без ошибок. - А кызыт мутер пашам эртарена. Сейчас мы будем писать слова с переводом. Я буду говорить на марийском языке, а вы пишите на русском языке. Парня, коча, удыр, рвезе. А теперь наоборот: я на русском, а вы на марийском. Кошка, мышка, сестра.
  1. Пенгыдемдымаш
а) Правилым шарналтымаш -Кодшо урокын ме тендан дене мом ышташ тунемна? -На прошлом уроке чему мы учились? Слайд2. - Кунам ко? йодышым шындена? Кому мы этот вопрос ставим? - показать КО?Слайд2 - А этот вопрос?- показать МО?слайд2 В первой строчке подчеркните те слова, которые отвечают на вопрос ко? Какие слова вы подчеркнули. б) Модыш «Ко? але мо?» - А сейчас мы поиграем. Модышын лумжо «КО? але МО?» Мый суретым ончыкташ туналам, а те йодышым шындеда. Я буду показывать рисунки и говорить тиде…А вы будете ставить нужный вопрос. Работаем по хлопку.
  1. Урокын темыжым да цельжым увертарымаш.
- Как вы думаете, чему мы будем учится на этом уроке? - Еще мы будем учиться ставить вопрос КАКОЙ? МОГАЙ? и познакомимся с новыми словами, отвечающими на вопрос МОГАЙ? 5. У темым тунеммаш -СЛАЙД 3 А сейчас открываем учебники на с.40, находим 1 упражнение. Чылан 1 пашам муына. Сначала прочитайте. А теперь ответьте на мои вопросы. Тиде КО? -/Тиде йоча/ -Тудо МОГАЙ? -/Тудо изи/ -Изи значит КАКОЙ? Переведите на русский язык. -/Маленький/ СЛАЙД 3 -Тиде КО? -/Тиде рвезе/ - Тудо могай? - /Тудо кугу/ -Кугу значит КАКОЙ? -/Большой /СЛАЙД 3 -Ребята, а какие вопросы я ставила? -/КО? МОГАЙ?/ -А теперь вы попробуйте правильно ставить вопросы и отвечать на них. - /Тиде ко? тиде ава. Тудо могай? тудо поро/ -Поро как будет по-русски? - /Добрый/ СЛАЙД 3 - /Тиде мо? Тиде пий. Тудо могай? Тудо ушан./ - Слово ушан переводим на русский язык - -/Умный/ Слайд3 -/Тиде мо? Тиде пырыс. Тудо могай? Тудо йолагай/ -Йолагай значит КАКОЙ? -/Ленивый/ Слайд 3 -/Тиде мо? Тиде книга. Тудо могай? Тудо онай/ - Как будет по-русски? Найдите на 42-й странице в 6 упражнении и ответьте на мой вопрос: онай по-русски как будет? -/Интересный/ - С какими новыми словами познакомились? Перечислите. -/Изи, кугу, поро, ушан, йолагай/Слайд 4 - Давайте еще раз прочитаем: изи, кугу, поро,ушан, йолагай. Запишите эти эти слова в тетрадь в столбик и запомните. - С каким вопросом мы еще познакомились? -/МОГАЙ?/ Слайд 4 и Слайд 5 6. Пенгыдемдымаш

1)2-шо паша,40 с. - Прочитайте. Что вы будете делать? -/Отвечать на вопросы/ - Эту работу мы будем выполнять в парах. Один спрашивает, второй отвечает, а потом второй спрашивает, первый отвечает. Слова вы можете взять из 1 упражнения. Дети готовятся - Какая пара готова отвечать?

Диалог у детей.

Ф/М СЛАЙД 6

СУРЕТ - Тиде мо? -/Тиде шогертен/ -Тудо могай? -/Ола-вула/ ОЛА-ВУЛА ПЫСТЫЛНА МЕМНАН ЛУМНА ШОГЕРТЕН МОМ ПУЭДА-ЧУНГЕНА ЯЛ ВОКТЕНЕ ИЛЕНА.

2)Слайд 7 /работа в группах/ - Каждая группа должна придумать как можно больше слов, характеризующих животных и чтобы ваши слова отвечали на вопрос КАКОЙ?, т.е. МОГАЙ? Первый ряд придумывает слова к слову ПЫРЫС, 2 ряд - к слову КОЛЯ, а 3 ряд - к слову ПИЙ. Посмотрим, какой ряд больше придумает слов.

Дети думают и говорят.

3) 5 паша, 41 с. СЛАЙД 8 - Сначала прочитайте про себя. Прочитайте и перевод, чтобы понять содержание. - О ком это стихотворение? -Послушайте это стихотворение. Я вам прочитаю. -Какое у мамы сердце?/Теплое/ Авамын могай шумжо?/шокшо, пушкыдо, ласка/ - Мама для нас какая?/Близкая/ Авана могай?/лишыл, сае, шокшо кумылан, ласка/ -Автор маму с чем сравнивает?/с солнцем/ - Кто автор этого произведения? Слайд 9 -Василий Рожкин - марийский писатель, поэт. Родом он из Советского района, а жил и работал в селе Кужмара Звениговского района. Он был учителем. В основном он писал стихи. Вот одна из его книг.

Выставка - А сейчас несколько предложений составим о своей маме. Расскажете, как ее зовут, какая она, где работает, как вы к ней относитесь. Но это все нужно говорить на марийском языке. Начало предложений у нас есть. Слайд 10.

Дети рассказывают.

4) 3-шо паша.Слайд11 - Эту работу выполняем самостоятельно. Какие слова вам нужно поставить вместо точек, вы должны догадаться сами. Посмотрите на эти слова. Прочитайте, и начинаем писать в тетрадях.

Пишут. Как записали, проверим после уроков. 7.М/П - А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание на пятницу.Слайд 12 8. Иктешлымаш -Йоча-влак, могай у мут-влак дене пашам ыштышна? С какими новыми словами мы сегодня познакомились? Давайте повторим. Я буду называть слова на русском языке, а вы будете говорить на марийском языке: Ленивый- йолагай слайд 13 Добрый- поро слайд 13 Умный- ушан слайд13 Большой -кугу слайд 13 Учились ставить какой вопрос? /МОГАЙ?/ СЛАЙД 13 А еще какие слова пропустили? /Онай, изи/ Молодцы. Понравился вам урок? Кому понравился - встали. Как вы себя оцените? Все ли поняли? Покажите карандаши. Спасибо за работу. Чеверын. Можете выйти.Слайд 14



© 2010-2022