- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание в 1 классе
Родительское собрание в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костенко Т.Н. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №16, г.ФЕОДОСИИ, РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Родительское собрание в 1 классе
"Адаптация первоклассников"
Подготовила учитель начальных классов,
1 категория
Костенко Татьяна Николаевна
Цель: Познакомить коллектив родителей с особенностями адаптации первоклассников. Предложить практические рекомендации, обеспечивающие благоприятное течение адаптации младших школьников к обучению в школе. Задачи собрания: 1. Установление контакта с родителями учащимися; 2. Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к воспитанию своих детей для сохранения их физического, психического и социального здоровья; 3. Организация совместной работы учителя и родителей, направленной на создание следующих психолого-педагогических условий: - режима школьной жизни первоклассников. -учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. - внеурочной жизни первоклассников. 4. Практические рекомендации родителям для создания условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации ребенка к школе. Участники: родители Подготовительная работа к собранию: - Дети рисуют на тему «Что мне нравится в школе»; - проводится анкетирование детей - анкетирование родителей Ход собрания
- Организационный момент
2.Вступительное слово учителя. Сегодня мы в необычной форме проводим родительское собрание. Учитель предлагает вырезать ёлочные игрушки. Посмотрите на игрушки, они все разные непохожие друг на друга. И точно такие разные ваши детки пришли в первый класс Тема нашего собрания "Адаптация первоклассников". 3. «Микрофон» Мне очень хочется, чтобы мы с вами поближе познакомились. Предлагаю ответить на несколько вопросов. а) Назовите имя своего любимого учителя б) Вспомните яркое событие в вашей школьной жизни в) Назовите недостатки современной школы г) Продолжите фразу: Если бы я был учителем ,то . . . 4.Теоретические сведения об адаптации На прошлом родительском собрании мы с вами начали разговор об адаптации первоклассников ,говорили о необходимости соблюдения режима дня. Термин «адаптация» обозначает естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении(привыкании) к новым условиям жизни. Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Характер протекания процесса адаптации во многом зависит от здоровья детей Выделяются группы детей, дающих мягкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При мягкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение сентября - октября месяца. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Критериями благополучной адаптации детей к школе предлагает считается благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. 5.Работа в группах. 1 вопрос: «Как вы считаете, следует ли ставить оценки в 1 классе. Почему? Обоснуйте свой ответ?» Ответ классного руководителя: в младшем школьном возрасте отметка - это не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно принимается ребенком как оценка всей его личности. «Ты плохой, потому, что ты плохо учишься» - говорят ребёнку. Он соглашается и возникает неразрушимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе различными страхами! Именно поэтому важно использовать специальные оценки, максимально подробно объясняя ребёнку, за что и почему его хвалят или делают замечания. Оценивать нужно не всю деятельность сразу, а определенные ее элементы, особенно успешные. Важно показать ребенку, что его ценят вне зависимости от его успехов. Это позволяет не ориентироваться на результат, относится спокойнее к собственным успехам и неудачам. Я предлагаю вместе с детьми написать письмо любимому сказочному герою и рассказать в нем, что захочется. Цель: выяснить, что волнует ребенка, о чём он думает, чего хочет. Сам ребёнок - не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. А эти слова ласкают душу ребенка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?
Процедуры диагностики и способы обработки данных
-
Опрос родителей
Уважаемые родители первоклассников!
Просим Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе. Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь ребенка психологически комфортной. Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия. Ф.И. ребенка_________________________Класс______ Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________ Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку. 1.Охотно ли идет ребенок в школу?- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
- долго не может заснуть, хотя очень устал
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения________________________________________________________________________
- да______________________________________________________
- нет
- встает в ______
- в школу идет самостоятельно
- в школу ребенка отводит ______________
- посещает группу продленного дня с________до_________
- из школы возвращается самостоятельно
- из школы ребенка забирает______________в___________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
- делает уроки дома с_________до__________
- гуляет с___________до____________
- смотрит телевизор с__________до___________
- играет с______________до______________
- ложится спать в ___________________
- Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
- имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________ 2. Анализ данных медицинской статистики. Нас интересует следующая информация: Болезни первоклассников в адаптационный период 3. Экспертный опрос учителя. Психолог просит учителя оценить деятельность детей: первоклассник усваивает школьную программу полностью первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота) первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать - не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.) 4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики". Для проведения методики необходимы следующие материалы:
Лист ответов
Лист ответов к тесту «Домики»
Фамилия, имя класс дата
1 задание
1 2 3 4 5 6 7 8
2 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ 10 ________________________________________________________________________ Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю. Исследование лучше проводить с группой первоклассников -10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут. Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее. Задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия. Задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них - необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. Обозначения домиков: №2 - твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 - твое настроение на уроке чтения, №4 - твое настроение на уроке письма, №5 - твое настроение на уроке математики №6 - твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 - твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 - твое настроение, когда ты находишься дома, №9 - твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 - придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка). Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор). Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле: ВК= (18 - место красного цвета - место синего цвета) / (18 - место синего цвета - место зеленого цвета) Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 - 0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 - 0,91 - компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92 - 1,9 - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 - перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) - аутогенная норма - является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом: Больше 20 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. 10 - 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Менее 10 - Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично. Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации. Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций - в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные - коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: Счастье-горе - блок базового комфорта, Справедливость - обида - блок личностного роста, Дружба - ссора - блок межличностного взаимодействия, Доброта - злоба - блок потенциальной агрессии, Скука - восхищение - блок познания. При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций - например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе. Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1). В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания - горе-скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей: с положительным отношением к школе с амбивалентным отношением с негативным отношением Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера. Далее заполняется сводная таблица Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям: достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс) недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс) Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника. И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный частичный недостаточный (или дезадаптация) Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей: первоклассников с недостаточным уровнем адаптации первоклассников с частичной адаптацией Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя. Вторая группа - первоклассники с частичной адаптацией - чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Знакомство
Анкета для родителей
-
Фамилия и имя ребенка_________________________________________________
-
Дата рождения________________________________________________________
-
Умеет ли ваш ребенок читать?___________________________________________
-
Умеет ли писать?______________________________________________________
-
Какие знания имеет по математике?__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Особенности поведения(спокойный, подвижный, скромный, активный ит.д.)______________________________________________________________
-
Состояние здоровья____________________________________________________
-
Фамилия, имя, отчество родителей____________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Профессия, должность, место работы родителей, номер телефона_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Домашний адрес__________________________________________________
_________________________________________________________________
11.Кто еще принимает участие в воспитании ребенка?___________________________________________________________
12.Есть ли в семье еще дети?__________________________________________ 13.Возможно ли ваше сотрудничество со школой?________________________ _____________________________________________________________________