Конспект урока по литературному чтению Лицей начало положил всему (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель Новожилова О.В

"Лицей начало положил всему..." Цель: Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого по­эта. Развивать умение переводить зрительную информацию в словесную, развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения. Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского поэта. Формировать коммуникативные УУД посредством выполнения задания малыми группами. Формировать духовно-нравственные качества обучающихся - умение беречь и ценить дружбу, быть патриотом своей Родины, любить и ценить природу..

Ход урока
1. Организационный момент. 2. Разминка Хоровое проговаривание:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей

(проговариваем медленно с четкой артикуляцией, затем с ускорением)


3. Мотивационный настрой

- А теперь подумайте и скажите, кто автор этих строк?

- Может вы знаете и название сказки, из которой взяты эти слова?

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

- Про А.С. Пушкина мы часто говорим и на уроках, и во внеурочное время. Мы говорили о его семье, о его произведениях, и о том, что русскую фамилию Пушкин знают все просвещенные люди в мире. Но что помогло Александру Сергеевичу стать великим человеком, поэтом, прославившим Россию? (подвожу к осознанию того, что важное место в жизни занимает школа в которой человек учится)
Итак - сегодня наш урок посвящен литературному творчеству А.С. Пушки­на и учебному заведению, которое он закончил, в котором писал свои первые стихи, познавал историю, учился дружить. - Может быть кто-то знает, как называлась школа, в которой учился Пушкин? Вот мы с вами и справились с первым заданием - сформулировали тему урока и даже практически составили план урока. Вопросы для самоанализа - Поднимите руку те, кому было сложно работать над заданием? Что вызвало затруднения? Какие умения формировались при выполнении этой работы? (развивалась речь, учились красиво излагать свои мысли) -хочу отметить, что именно этим умениям и уделялось большое значение в Царскосельском лицее, может быть там и сформировался талант Пушкина-поэта? Поговорим немножко о Пушкине как поэте и писателе 4. Самостоятельная работа по теме (чтение статьи на с.84 в учебнике) Дети читают статью в учебнике по цепочке. А теперь ответьте на вопросы по прочитанному тексту - Какие сказки Пушкина мимолетно упоминает автор? - Найдите в тексте и зачитайте как описывает автор статьи стихи Пушкина? - С чем сравнивает автор статьи стихи Пушкина? - Как называет автор А.С.Пушкина? Молодцы, с заданием справились. Вопросы для самоанализа - Поднимите руку те, кто легко справился с заданием? - Кому было сложно работать над заданием? -Что вызвало затруднения? - Какие умения формировались при выполнении этой работы? (развивался навык чтения, развивалась речь, учились красиво излагать свои мысли, учились читать внимательно, понимать прочитанное, осознавать то, что прочитали)

"Солнце русской поэзии" - так называют Пушкина во всем мире. Так называем его и мы. Представляете, ребята, а ведь когда-то Александр Пушкин был таким же как и вы совсем юным мальчиком. Родился Александр Пушкин в Москве. Когда маленькому Саше исполнилось 12 лет, его из родной семьи отправили учиться в Петербург в только что открывшуюся школу. Это была школа для молодых людей из знатных фамилий - и называлась она Лицей. Открылся он в далеком 1811 году. И учился он там целых 6 лет. Я хочу вам немножко рассказать о том, что такое Лицей, а вам предстоит проанализировать, чем жизнь лицеиста похожа на жизнь современного школьника, а чем отличается. Именно в лицее у Пушкина появились друзья, которым он был верен всю свою жизнь. Давайте проверим, умеете ли вы дружно работать, помогать друг другу в трудную минуту. Следующее задание я предлагаю вам выполнять парами. 5. Работа в парах. Карточка № 1 «Режим дня лицеиста и современного школьника» О режиме дня лицеиста рассказываю сама, дети следят по карточке. Я уже начала составлять режим дня современного школьника, вы мне помогите. Можно пользоваться подсказкой - расписание уроков на сегодняшний день. сложность выполнения этого задания еще и в том, что работать вы должны в парах. Я вам рассказывала о том, что у лицеистов превыше всего ценилась дружба. Давайте посмотрим, поможет ли вам дружба? Проверяем, что у вас получилось? - Назовите предметы, которые изучали лицеисты? - Назовите предметы, которые стоят в вашем расписании сегодня? - Что вы можете сказать сравнивая предметы? ( - Лицеисты изучали больше языков - немецкий, французский, даже совершенно неизвестный нам латинский язык. А мы изучаем только английский и русский языки - Вместо русского языка -чистописание - умение красиво писать буквы. - У нас есть математика и они тоже изучали математику. - Историю и географию мы еще не изучаем, но тоже будем изучать в старших классах школы - С часу дня вы уже свободны, уроки делаете самостоятельно, а лицеисты учились до самого вечера Давайте подведем итог - у лицеистов и современных школьников много общего, даже предметы одинаковые изучаете вы. Но лицеисты гораздо больше занимались, меньше было свободного времени, развлечений.)
Вопросы для самоанализа - Поднимите руку те, кому было сложно работать над заданием? Что вызвало затруднения? Какие умения формировались при выполнении этой работы? (развивалась речь, учились красиво излагать свои мысли, писали, анализировали). - Легко ли было работать в паре? Дружба помогала вам или мешала? Выполняя это задание вы еще учились общаться между собой - а это очень важное умение в жизни.
Лицеисты жили по одному человеку в комнате - показать иллюстрацию. В лицее большое внимание уделялось физическому развитию юношей. А в нашей школе мы тоже стараемся расти здоровыми и сохранить свое здоровье. Предлагаю выполнить несколько упражнений. Физминутка
Именно в лицее Пушкин начал писать свои бессмертные литературные произведения.
Имя А.С.Пушкина сопровож­дает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, мы попадаем в увлекательный мир сказочных приключений и повторяем наизусть слова из его сказок:

6. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

(дети должны вспомнить название сказка и продолжить ее, работают в командах)
Ветер по морю гуляет и Кораблик подгоняет.

Белка песенки поет, Да орешки все грызет
Жил старик со своею старухой у самого синего моря
Три девицы под окном

Свет мой, зеркальце, скажи
Ветер, ветер, ты могуч
У Лукоморья дуб зеленый

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...




Команде, набравшей наименьшее количество баллов предоставляется возможность сравнять счет рассказав отрывок из сказки А.С Пушкина "Руслан и Людмила" - «У Лукоморья дуб зеленый».
Вопросы для самоанализа - Поднимите руку те, кому было сложно работать над заданием? Что вызвало затруднения? Какие умения формировались при выполнении этой работы? (развивалась память, речь, умение слушать учителя, выдержка, не перебивать товарища). - Легко ли было работать командой? Помогала ли вам дружба? Выполняя это задание вы еще учились контролировать свое поведение, не перебивать товарищей. Все ли у вас получилось.
- Только ли сказки писал А.С Пушкин?
Чудесные стихи Пушкина открывают нам его благородную душу и серд­це, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям. Пушкин любил сам и научил и своих читателей любить все времена русского года, весь календарь русской природы: утреннюю свежесть весны, очарование осени, великолепные снежные зимы. В Лицее в конце занятия, если у учителя оставалось время, он предлагал лицеистам для развития их творческих способностей "пробу пера" - это означало, что можно самим попробовать сочинить что-либо на какую-нибудь тему. Мы еще с вами малы, и нет пока у нас таких способностей как у Пушкина. Поэтому я предлагаю послушать его стихи, обратить внимание на то какие красивые слова использует поэт для описания родной природы. Послушайте его стихи. Я читаю, а вы следите. Карточка № 3 Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природы Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.

- Какое время года описывает Александр Сергеевич?

- Какие красивые слова использует А.С Пушкин для описания природы?

- Не кажется ли вам, что поэт относится к природе как к живому существу? Подтвердите словами из стихотворения. Послушайте следующее описание: Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,- Журча ещё бежит на мельницу ручей, Но пруд уже застыл... И дальше: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... - Какое время года описывает поэт?

- Не кажется ли вам, что поэт и в этом отрывке относится к природе как к живому существу? Подтвердите словами из стихотворения.
Послушайте следующий отрывок Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - Какое время года описывает поэт?

- Зачитайте самые красивые слова из этого отрывка. Вопросы для самоанализа - Понравилось вам задание? Поднимите руку те, кто легко справился с заданием? Что вызвало затруднения? Какие умения формировались при выполнении этой работы? (творческое воображение, развивалась память, речь, умение слушать учителя).

Ни один поэт не создал такой задушевной и простой и, вместе с тем, такой мудрой и ясной лирики родной природы, как наш Пушкин. На многие стихи Пушкина написана музыка, некоторые из них стали народными песнями.
Яркая личность Пушкина всегда привлекала внимание худож­ников. Я предлагаю прочитать словесное описание Александра Сергеевича Пушкина составленное со слов его родственников и друзей по лицею. Карточка № 2 (Читают заранее подготовленные дети) А остальные постарайтесь в своем воображении представить то, что слышите. Вопросы для самоанализа - Как оценивают выполнение задания сами выступающие? Какое задание вам было дано? Все ли у вас получилось? Какие недочеты ты у себя заметил? Кто помогал тебе в подготовке этого задания? Поднимите руку те, кому было интересно слушать товарищей? Чье чтение вам показалось наиболее эмоциональным и выразительным? Кого можно похвалить за то, что хорошо выполнили домашнее задание, ответственно подошли к выполнению поручения? Сложно работать над заданием? Что вызвало затруднения? Какие умения формировались при выполнении этой работы? (умение слушать одноклассников, сопереживать им, умение объективно оценивать товарища). - Легко ли было оценивать работу товарища? Помогала ли вам дружба?
Создано множество художественных изображений А.С. Пушкина. А как оценивают выполнение задания сами выступающие? Все ли у вас получилось? При жизни поэта было сделано 12 его портретов. Художник Кипренский написал портрет Пушкина по заказу А.А. Дельви­га, друга поэта по лицею. Показываю портрет.

Портрет отличается подчёркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете спокоен, у него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки - любимая поза поэта. Портрет написан в коричневато- зелёных тонах, только лицо дано тёплым розова­тым тоном. Статуэтка музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта. Художнику она не была нужна, и он изобразил её приглушённо, почти не отделив от фона. Пушкину портрет очень понравился, он написал художни­ку дружеское послание, в котором есть строки: Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Образ Пушкина, созданный Кипренским, лёг в основу произведений многих художников и скульпторов последующих поколений.
Сам Пушкин за­казал портрет Василию Андреевичу Тропинину для своего друга Сергея Александровича Соболевского. Показываю портрет. Пушкин был изображён в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей от­делкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно по­вязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки изображён заветный перстень - талисман, подаренный поэту Е. К. Ворон­цовой. Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обы­денным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатс­тво и сила изображённого на портрете человека. Художник осветил почти всё лицо. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, от­кинутыми назад, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.
Итог урока. Вопросы для рефлексии:

Как называется учебное заведение в котором учился А.С Пушкин?

Какие предметы там изучались?

Чем дорожили все лицеисты на протяжении всей жизни? В заключении хочется сказать словами А. Н. Толс­того: "Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн". Так пусть же она всегда живёт и учит нас видеть и любить прек­расное, любить людей, как их любил сам Пушкин. А еще мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, как школа важна в жизни любого человека. Возможно, если бы педагоги лицея не поощряли молодого Пушкина к литературному творчеству, он бы не стал «Солнцем русской поэзии». Мы, педагоги нашей школы, стараемся сделать все возможное для того, чтобы вы выросли хорошими людьми и стали бы полезными обществу. Домашнее задание - Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке А.С.Пушкина.


















Карточка № 1


Режим дня лицеиста


Режим дня современного школьника


7.00 - подъем, одевание, умывание, повторение уроков


8.00 - Французский язык

9.00 - Немецкий язык

10.00 - Завтрак и прогулка

11.00 - Математика

12.00 - Латинский язык




1 час дня - Прогулка, повторение уроков

2 часа дня - Обед

3 часа дня - Чистописание

4 часа дня - География

5 часов вечера - История


6 часов вечера - Прогулка и гимнастические упражнения


10 часов вечера - Укладывание спать. Отбой

7.00 - подъем, одевание, завтрак, дорога в школу

7. 50 - начало школьных уроков (зарядка)

8.00 - первый урок

8.50 - второй урок

9.20 - Школьный завтрак

9.30 - третий урок

10.10 - четвертый урок

11.30 - пятый урок

12.10 - окончание занятий в школе

с 1 часу дня до 10 часов вечера - свободное время (прогулка, обед, ужин, игры, выполнение домашней работы)






10 часов вечера - Укладывание спать. Отбой

Расписание уроков

на четверг 17 октября 2013 года

во 2 классе





1. Музыка

2. Физкультура

3. Английский язык

4. Русский язык

5. Технология



















Карточка № 2

Словесный портрет Александра Сергеевича Пушкина Александр Сергеевич Пушкин был среднего роста, худощавый. В детстве у Саши были белокурые курчавые волосы, сделавшиеся, потом тёмно- русыми. У Пушкина были красивые светло- голубые глаза. У него была замечательная улыбка - насмешливая и вместе с тем приятная. Носил на умном лице отпечаток африканского сво­его происхождения, которому соответствовали живость и пылкость харак­тера, раздражительного, но доброго, чувствительного. Отличался больши­ми своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любез­ность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый весёлый рассказ делали его украшением и душою общества.

















Карточка № 4 Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природы Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,- Журча ещё бежит на мельницу ручей, Но пруд уже застыл... Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.



© 2010-2022