- Преподавателю
- Начальные классы
- Фестиваль школьных наук. Слова-омонимы. 2 класс
Фестиваль школьных наук. Слова-омонимы. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Верзилова Н.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок занимательного русского языка
во 2-а классе
« Слова - близнецы»
( омонимы)
- Ребята, вы знаете, что слово может иметь несколько значений. А сегодня вы познакомитесь со словами-близнецами.
И.Туричин « Есть!»
- Поднять якоря!
- Есть поднять якоря!
- Полный вперед!
- Есть полный вперед!
Ветер развевал на мачте красный флаг. Корабль плыл зеленым морем среди травы и цветов. Его построили жильцы нашего дома из досок и фанеры и покрасили в голубой и красный цвет.
Капитаном был Боря. Первым помощником - Вася-Шарик. Матросами - Костя с Гошей и Сережка. Света была коком, пекла пироги из песка. Ей помогал Вова.
- Матрос,- приказала Света,- доставь мне 100 мешков муки!
- Муки? - удивился Вова.
- Неси ведерко песку,- подсказал Сережа.
- Сейчас.
- Надо просто ответить « Есть!»,- остановила его Света.
- Чего есть? Песок? - спросил Вова.
- Да не песок есть, а « Есть принести песок!».
- Принести я принесу, а есть не буду, - обиделся Вова. - Я раз ел. Он во рте хрустит.
- Не во рте, а во рту, - фыркнула Света.
- В зубах, - мрачно сказал Вова.
- Чудак, - вмешался Боря-капитан. - Когда отвечаешь « есть», это не значит есть. Это значит « Есть!». Понял?
- Понял. Можно есть, а можно не есть, - сказал Вова.
Ребята засмеялись.
- Вот смотри, - сказал Боря. - Матросы, полный вперед!
- Есть полный вперед! - хором ответили матросы.
- Прочистить трубу!
- Есть прочистить трубу! - дружно крикнули матросы.
- Понял теперь? - спросил Боря.
- Понял.
- Тогда неси песок.
- Сейчас.
- Да ты ответь по правилам, как надо, - сказал Вася.
- Есть нести песок! - лихо отчеканил Вова и добавил потише: - Только я его все равно есть не буду …
- Почему засмеялись ребята? Что означают слова есть и есть?
- В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но значение имеют разное. Это СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ, ИЛИ ОМОНИМЫ. Найдите такие слова в стихотворениях.
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса,
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Кости травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
( Б.Гольдберг. Сколько кос на свете?)
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
( В.Лифшиц. Два ключа)
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка - возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка - здесь, а норки - нет!
( А.Шибаев. Норка у норки.)
- Составьте со словами-омонимами из стихотворений предложения.
А теперь докажите, что пары слов, записанные на доске, - это омонимы. К первому из каждой пары дано краткое объяснение. Следует назвать значение другого слова. (Слова овсянка и норка с объяснением записываются в тетради.)
Пеночка - птица. Норка - животное.
Пеночка - ? Норка - ?
Овсянка - каша. Бокс - стрижка.
Овсянка - ? Бокс - ?
- А сейчас разгадайте загадки и назовите слова-омонимы к отгадкам.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки -
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. ( Лук.)
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся. ( Очки.)
Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».
- Почему мальчики долго не понимали друг друга?
- Какие слова называются омонимами?
Занимательный календарь
Внимание! Говорит Напоминайкин
Вот вы и узнали, что это за слова- близнецы ( омонимы). Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Таких слов в русском языке немного, но очень важно знать смысл каждого слова- близнеца, чтобы не ошибиться в разговоре и на письме.
Проверьте себя, хорошо ли вы их различаете.
1.Угадайте!
Найдите слова- близнецы в четверостишиях. Что они обозначают?
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
( М.Митрейкин.)
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
( Я.Козловский.)
Звезды вспыхнули на башнях.
Кмиру мир они зовут.
Эти звезды наше счастье
Сберегли и сберегут.
( Г.Кузичев.)
О каких звездах говорится в этом стихотворении?
Села мушка на ружье -
Не спугнуть ничем ее!
Дали выстрел, дали сто!
Все сидит, и - хоть бы что!
( А.Шибаев.)
- О какой мушке говорится в стихотворении? А какую вы еще знаете?
2. Ответьте на вопросы!
1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из каких ноготков нельзя собрать букет?
4. В каких лесах нельзя заблудиться?
5. Из какого крана нельзя брать воду?
6. Какой лук не кладут в суп?
Узелки на память
-
Слова - близнецы ( омонимы) одинаково произносятся и пишутся, но имеют разный смысл, например: лук ( растение) и лук ( оружие).
-
Омонимов может быть не два, а больше, например: коса ( прическа), коса ( сельскохозяйственное оружие) и коса ( песчаная отмель).
-
Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
Дополнительный материал
Лисичка и рак.
Лисичка предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лисица добежала до места. Обернулась лисичка, а рак отцепился и говорит: « А я давно тут тебя жду».
- Что предложила лисичка раку?
- Как перехитрил рак лису?
- Как перехитрил рак лису?
Большая или маленькая
-
Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.
-
Наш (Ш,ш)арик поймал воздушный Ш,ш)арик.
-
Не боится (М,м)орозов Сережа (М,м)орозов.
-
Наша (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.
-
Домик для (С,с)кворцов делал Алеша (С,с)кворцов.
-
Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков..
Из данных словосочетаний составить предложения:
прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ; острая коса, длинная коса, песчаная коса; острые ноготки, душистые ноготки; меткий лук, зеленый лук; хвойные леса, строительные леса; неглубокая норка, пушистая нор