План работы с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске). Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.




При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости; - возрастом ребёнка; - социальным статусом семьи ребёнка; - уровнем одарённости; - активностью самого ребёнка; - профессиональной подготовкой педагога;

План работы с одаренными детьми



















Календарно-тематическое планирование

занятий по математике


п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Сроки прохождения программы

1.

Диагностическое обследование

2.

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

3.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

4.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

5

Задачи ловушки , шутки.

6.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

7.

Задачи связанные с величинами

8.

Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

9.

Решение логических задач

10

Решение логических задач

11

Задачи на упорядочение множеств

12

Задачи решаемые с помощью графов

13

Комбинаторные задачи

14

Олимпиадные задачи

15

Олимпиадные задачи

16

Олимпиадные задачи

17.

Олимпиадные задачи

Используемая литература :

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. - М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. -М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников - Просвещение 1990.-75с.

5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»











РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО Зам директора по ИМР Директор МАОУ СОШ

Протокол № 1 _________________ № 1 с. Акьяр

«___»________ 2015 Хаснова Г.М. ________________

Руководитель МО «__» __________ 2015 г. А.У.Юнусов

____________



План работы

с одаренными обучающимися

МАОУ СОШ № 1 с. Акьяр

на 2014-2015 учебный год



  1. Список рдаренных детей

ФИО уобучающихся

Сфера одаренности

1

Насретдинова Азалия

Русский язык

2

Соболев Макисм

Русский язык, математика

3

Таулбаев Тимур

Математика

4

Хамидуллина Гульфира

Музыка

5

Аккужин Данияр

Спорт



  1. План работы

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

Выход

Организационная работа

Утверждение плана и согласование плана на текущий год

06.09.2014 г.

Директор школы А.У.Юнусов, кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

План работы с одаренными детьми

Формирование банка данных интеллектуально и творчески одаренных обучающихся

1 полугодие

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Список, банк данных

Индивидуальная работа с одаренными детьми

В течение года

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Карточки, тесты

Организация деятельности с обучающимися (муниципальный уровень)

Участие в организации работы с одаренными детьми

Декабрь, май

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Участие в конкурсах, олимпиадах, НПК

По плну

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Участие на научно-практической конференции

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Учасмтие на конкурсесказителей эпоса «Урал батыр»

Апрель (поприказу РОО)

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Участие на тематических творческих конкурсах рисунков, поделок, оранизованные МАОУ ДОД ДДТ, отдела образования, Акьярским ТВ

По графику организ. конкурса

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Всероссийские конкурсы

Участие на Всероссийском конкуурсе-игре «Русский медвежонок»

По графику организ. Конкурса

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Участие на Международном конкурсе-игре «Кенгуру»

По графику организ. Конкурса

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Участие на Всероссийском конкурсе по ИКТ «Инфознайка» и др.

По графику организ. Конкурса

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.

Заявки, списки

Документация

Поплнение «Портфолио достижений» обучающихся

По графику организ. конкурса

Кл.рук. Файзуллина Л.Ф.




© 2010-2022