Проект: Педагогические основы реализации здоровьесберегающих технологий хно

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Педагогические основы реализации
здоровьесберегающих технологий
в воспитательно-образовательном процессе
младших школьников




Проект

Барановской Сафие Усеиновны




г.Симферополь- 2014г





Содержание 1.Актуальность проблемы ….....................................................стр3-4.. Постановка проблемы……………….….……...................…стр. 4 3. Цель и задачи.…………………………..…………................стр.4 4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта……...стр.5-8 5. Рабочий план реализации проекта……………………….....стр. 9 6. Принципы оздоровительной работы………..........................стр. 10 7. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни ………………….….. ……………….......................................стр.11-13 8. Показатель результативности ……………............................стр.14 9.Прогнозируемый результат…………………….................…стр.15 10.Результаты практической деятельности……......................стр.15 11.Участники проекта…………………….................................стр. 16 13. Список литературы…………………………........................стр.16













Актуальность проблемы Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний. В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: -умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); -проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение; -имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья); -честен, самокритичен (нравственное здоровье); -коммуникабелен (социальное здоровье); -уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся: 1.Игровая технология обучения. 2.Технология дифференцированного обучения. 3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ). Постановка проблемы Приоритетная цель внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный деятельности: содействовать формированию в учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультуры и спором; развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов. Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете. Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий. Задачи: 1. Проведение диагностического исследования учащихся с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей, уровня сформированности их нравственных качеств; 2. Выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию; 3. Системное сопровождение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности учебно-воспитательного процесса; 4. Привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей, организации активного спортивного досуга детей; 5. Формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Стратегия, методы и механизм реализации проекта Механизм реализации проекта 1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители. 2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов: Подготовительный этап (2014/2015.) Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя: - изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий; - изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта; - определение стратегии и тактики деятельности. Основной этап (2014/2016гг.) Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы: 1) Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры; 2) Применение здоровьесберегающих технологий на уроках; 3) Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами; 4) Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению; 5) Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований; 6) Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка; 7) Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок 8) работа с семьей; Заключительный этап (2016гг.), когда проводятся анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики при выходе из начальной школы; постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья. Формы работы со школьной медицинской сестрой в процессе реализации проекта: - мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе -взаимодействие в процессе профилактики заболеваний Формы работы с учащимися в процессе реализации программы: - беседы, классные часы на тему здоровьесбережения; -динамические паузы, -подвижные игры -гимнастика для глаз -дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика - организация спортивных праздников; Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы: - родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья; - лекторий для родителей; - проведение совместных спортивных праздников; - индивидуальные консультации; -привлечение родителей к ремонту класса; -помощь в озеленении класса. Урочная деятельность: -строгое соблюдение режима школьных занятий; -построение уроков с учётом работоспособности детей; -использование средств наглядности; -смена видов учебной деятельности; - обязательное выполнение гигиенических требований; -благоприятный эмоциональный настрой; -применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики; -работа в группах и парах. Внеурочная деятельность: - занятость в кружках и секциях; - экскурсии, походы; - дни здоровья, спортивные праздники. Рабочий план реализации проекта Основной этап (практический). В течение (2014/2016гг.)

  1. Приобретение кулера для питьевой воды.
  2. Кварцевание кабинета.
  3. День начинать с проведения утренней зарядки.
  4. Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум)
  5. Каждую четверть проводить «Дни здоровья».
  6. Проводить спортивные мероприятия совместно с родителями:
  7. Катание на лыжах и санках;
  8. Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»;
  9. Для профилактики простудных заболеваний сделать «ожерелья» из футляров от Киндер-сюрприза, в которые вкладывать дольки чеснока и одевать на шею.
  10. Обеспеченность учащихся горячим питанием.


Примерные занятия родительского лектория: «Режим дня школьника», «Как преодолеть двигательный голод», «Закаливание ребёнка в семье», «Телевидение и дети», «Как помочь нашим детям быть здоровым», «Страх-друг или враг?»

Принципы оздоровительной работы:
  1. Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества)
  2. Наглядности
  3. Систематичности и последовательности ( взаимосвязь знаний, умений, навыков)
  1. Принцип «Не навреди!»
  2. Принцип повторения (выработка динамических стереотипов)
  3. Постепенности (преемственность одной ступени с другой)
  4. Доступности и индивидуализации
  5. Непрерывности
  6. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих
  7. Стиль учителя - быть примером в осуществлении здорового образа жизни


Организация деятельности учащихся по формированию здорового образа жизни Здоровый образ жизни - это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний. В своей педагогической деятельности мы все больше осознаем, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни - вот немногий перечень направлений работы школы по этому вопросу. При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам. Для успешного освоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. Этого недостаточно. Физическая активность организуется и при помощи занятий малыми формами, вводимыми в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. Физкультминутка - это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает появляться утомление. Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
  1. уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
  2. активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  3. эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Комплекс подбирается в зависимости от предмета. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника. В движении школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития. Одна из форм организации двигательной активности - это подвижная дидактическая игра. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга - это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Наблюдения показывают, что учебный материал, закреплённый в подвижных играх, лучше запоминается и применяется учениками в нестандартных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В системе внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни он проводит классные часы, уроки здоровья, подвижные игры, родительские собрания. Значительное место отводится экскурсиям, походам, участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях, различных играх. В плане воспитательной работы предусмотрены беседы с школьным врачом в целях профилактики различных заболеваний. В первом классе учитель начинает работать ещё с неорганизованной группой детей. Главная задача - помочь адаптироваться к новой для них школьной жизни и к новым условиям. Здесь дети знакомятся с первыми правилами здорового образа жизни. Во втором классе устанавливаются более тесные связи между учениками, учителем и родителями. В третьем классе каждый ребенок чувствует себя субъектом и испытывает потребность в реализации своей субъективной роли. Ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании окружающего мира, в самовыражении, самоутверждении. К 9-ти годам дети начинают сравнивать себя с другими: какой я по сравнению с другими, в чем я могу себя проявить. У детей появляется стремление понять и узнать себя. Оптимальное использование физических упражнений приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, повышению уровня метаболизма, улучшает физическую подготовленность и умственную работоспособность детей. Соревновательная деятельность способствует формированию осознанной мотивации у школьников к занятиям физической культурой. Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий. Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения. Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни. Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма. Физкультминутки по своему содержанию различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе направлено на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости детей. Искусство быть здоровым - это постоянная, ежедневная работа над расширением духовного сознания, мыслительной способности, умением контролировать себя, это достижение нравственной чистоты и постоянное выполнение физических упражнений.

Программа «Здоровье»


I этап: диагностический

Содержание работы

1

Составление плана мероприятий по формированию здорового образа жизни.

2

Создание координационного совета по вопросам формирования здорового образа жизни

3

Диагностическое исследование учащихся с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей, уровня сформированности их физических и психологических данных.

4

Введение листов здоровья учащихся.

5

Разработка концептуальной модели школы содействия здоровью.

6

Выявление неблагополучных семей. Составление банка данных детей требующих особого педагогического внимания.

II этап: организационный

Содержание работы

1

Организовать социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение.

2

Организовать педагогическую пропаганду здорового образа жизни для родителей.

3

Составить план работы по охране жизни и здоровья детей.

4

Обеспечить контроль по технике безопасности во время учебной деятельности.

5

Организация горячего питания.

6

Организация летнего оздоровления на школьной площадке.

7

Составление совместных планов работы с гос.службами.

8

Составление плана-графика проведения дней профилактики.

9

Составление плана мероприятий по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, предупреждению дорожного травматизма.

10

Организация работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся.

11

Организовать работу «совета бабушек и отцов» в направлении формирования здорового образа жизни.

12

В план работы школьного самоуправления включить вопросы по развитию культуры здоровья.

13

Организовать выпуск ежемесячной газеты «В здоровом теле здоровый дух».

14

Спланировать работу методического объединения учителей начальных классов в направлении формирования здорового образа жизни.

15

В начальных классах ввести дополнительный час уроков физкультуры.

15

Спланировать воспитательные мероприятия по развитию культуры здоровья.

III этап: развивающий

Содержание работы

1

Провести пед.совет на тему «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся начальной школы».

2

Активизировать индивидуальную работу с неблагополучными семьями и учащимися, склонными к правонарушениям, привлекая работников здравоохранения, службы по делам детей.

3

Провести месячник по безопасности дорожного движения «Внимание! Дети на дороге!»

4

Провести День здоровья.

5

Сформировать команду из школьного самоуправления для организации проведения спортивных мероприятий.

6

Использование в педагогической деятельности системного сопровождения здоровьезберегающих технологий.

7

Провести смотр-конкурс на лучший урок и воспитательное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий.

8

Вести работу по обмену опытом по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.

9

Принимать участие в государственных программах по укреплению и сохранению здоровья.

10

Проведение культурно-спортивных мероприятий.

11

Проведение недель по охране жизни и здоровья детей.

IV этап: коррекционно-итоговый

Содержание работы

1

Анализ влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье детей, определение проблем.

2

Определение дальнейших перспектив.

3

Составление программы для дальнейшего развития.

4

Определение видов деятельности работы системы.


Показатель результативности Воспитательный:
Учащиеся понимают, что здоровье - важный показатель благополучия человеческой жизни, здоровье - одна из ценностей человеческого бытия; каждый человек ответственен за свое здоровье; сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем; безопасное поведение связано с приобретением определенных умений.

Развивающий:


Учащиеся характеризуют признаки физического и душевного здоровья; называют основные правила личной и общественной гигиены; объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь). Учебный: Учащиеся узнают, что здоровье свойство их организма; о здоровье физическом и душевном; теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Результатом практической деятельности по проекту «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» можно считать следующее:

  1. Сохранение здоровья учащихся
  2. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
  3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  4. Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города. Рациональное использование свободного времени
  5. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Учителя и администрация школы, родители, ученики, учреждения дополнительного образования, медицинские работники.



























Список литературы 1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2004г. 2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г. 3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 111с. 4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2004г. Приложение1 Место проведения Время проведения Форма организации Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. Спортплощадка школы, спортзал Вторая половина учебного дня Прогулки, экскурсии, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции (плавание, футбол)
парк, спортплощадки Вторая половина учебного дня. Выходные. Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. Учреждения дополнительного образования. Вторая половина учебного дня. Выходные. Детские спортивные секции и кружки Школьные оздоровительные лагеря. Спортплощадка школы Каникулы.





Выходной день Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья - Праздник Спорта















Приложение 2

Проект : Педагогические основы реализации здоровьесберегающих технологий хно


© 2010-2022