Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Начальная школа 21 века ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с нормативными документами, регулирующими составление и реализацию рабочих программ учебных курсов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004; Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 253от 31.03.2014; Письмо Министерства образования и науки РФ от 01. 04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования России 2005г № 9); Приложение № 1, 2 к письму Министерства Образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24\4.1.1-4851\14; Приказ МО РО от 09.06. 2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории РО на 2015-2016 учебный год»;
Письмо Отдела Образования Администрации Волгодонского района от 02.09.2014 № 2231;

Авторская программа «Окружающий мир. 1 - 4 классы» Н.Ф. Виноградовой;

Основная образовательная программа МБОУ: Большовская ООШ.

На основании:

п. _____ Устава МБОУ: Большовская ООШ -

Приказ №_____ от ___________ «Об утверждении Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения: Большовская основная общеобразовательная школа»
Место предмета в базисном учебном плане: В соответствии с действующими вариантами базисного учебного плана программа по окружающему миру рассчитана на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю). В соответствии с графиком-календарем и расписанием занятий МБОУ: Большовская ООШ на 2015-2016 год рабочая программа составлена на 63 часа.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011г.) и авторской программы «Окружающий мир. 1 - 4 классы», разработанной Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)». Рабочая программа по окружающему миру разработана с учетом обучающихся3 класса со средней степенью мотивации к процессу обучения.
Основная цель обучения: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В результате обучения детей окружающему миру предполагается достижение следующих результатов:
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: - готовность и способность к саморазвитию и самообучению, - высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; - личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: - под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); - под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; - под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Функции предмета «Окружающий мир»: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьника понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младших школьников терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. 4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. 5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.

Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся: - характеризовать условия жизни на Земле; - устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; - описывать свойства воды (воздуха); - различать растения разных видов, описывать их; - объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; - объяснять отличия грибов от растений; - характеризовать животное как организм; - устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; - составлять описательный рассказ о животном; - приводить примеры (конструировать) цепи питания; - характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох; - называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; - работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: - ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; - приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; - проводить несложные опыты по размножению растений. - проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; - рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена - ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание учебного предмета Земля - наш общий дом (7 ч) Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4 ч) Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения
жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Универсальные учебные действия Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч) Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора гримов. Предупреждение отравлений грибами. Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Растения - царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11ч) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину (12 ч) Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Как трудились в старину (7 ч) Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб - главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Календарно - тематическое планирование


п\п

Дата

Количество

часов

Тема урока

Основные виды деятельности/ формы контроля

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Планируемые результаты

по плану

по

факту

Земля - наш общий дом

(7 часов)

1

02.09.


1

Где и когда ты живёшь.

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими

цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь».

Работает с текстом учебника.

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.

Характеризовать условия жизни на земле вода, воздух, тепло, свет).

Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы.

Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

2-3

07.09.-09.09.


2

Солнечная система.

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления.

Характеризует главную звезду Солнечной системы.

Составление высказываний на тему «Что расскажут о Солнце люди разных профессий»;

Работа со схемой «Солнечная система»;

Обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир»;

Рассматривание и анализ рисунков «Горизонт».

4-7

14.09.-16.09.-21.09.-23.09.


4

Условия жизни на земле

Мини-дискуссии: «Может ли человек жить без солнечного света?»; «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?»;

Проведение опыта «Свойства воздуха»;

Учебный диалог: воздух - условие жизни на Земле;

работа со схемой «Погода»;

работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле»;

проращивание семян фасоли; роль света в жизни растений.

Человек изучает Землю

(4 часа)

8-11

28.09.-30.09.-05.10.-07.10.


4

Человек познаёт мир.

Контрольная работа

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты школьный двор и др.). Знакомство с компасом.

Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей).

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы

(26 часов)

12

12.10.


1

Бактерии

Обсуждение проблемы «Какие животные существуют на Земле самые маленькие?»

Работа с текстом учебника.

Приводить примеры разнообразия бактерий.

Приводить примеры образа жизни бактерий.

Характеризовать грибы как живые организмы.

Объяснять отличия грибов от растений.

Различать грибы съедобные и ядовитые.

Сравнивать грибы по внешнему виду.

Классифицировать виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения.

Характеризовать представителей разных видов растений: название, особенности внешнего вида, условия жизни.

Характеризовать значения (функции) разных органов растений.

Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природы.

Описывать представителей растительного мира родного края.

Классифицировать растения (культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека).

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать животное как организм.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

Приводить примеры (конструировать) цепи питания.

Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России».

Перечислять причины исчезновения животных.

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни.

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.

Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные».


13-14

14.10.-19.10.


2

Грибы

Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему).

Чтение и обсуждение текста «Чем грибы отличаются от растений», мини-дискуссия на эту тему.

Рассказ-описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки) (работа в парах).

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

15

21.10.


1

Растения культурные и дикорастущие

Обсуждение темы «Места обитания растений».

Моделирование схемы мест обитания растений.

Обсуждение вывода «Растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях».

Работа в группах: описательный рассказ о растении (по выбору с использованием справочной литературы).

16

02.11.


1

Если бы на земле не было растений

Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?»

Индивидуальное задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему «Какие растения «кормят», «лечат», «одевают» человека».

Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».

Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду».

17

09.11.


1

Растения прекрасные, но опасные

Обсуждение текста «Растения прекрасные, но опасные».

Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила».

Рассматривание рисунков, составление рассказа-описания «Ядовитые растения».

18-19

11.11.-16.11.


2

Разнообразие растений на Земле

Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле».

Чтение и обсуждение текстов учебника.

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

20-21

18.11.-23.11.


2

Как живёт растение

Обсуждение предположения «Верно ли высказывание, что у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?».

Индивидуальное задание: работа с иллюстрациями, рассказ-рассуждение.

Опыты: листья держат влагу.

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Характеристика плодов разных растений.

22-23

25.11.-30.11.


2

Размножение растений

Работа с учебником, обсуждение текста «Размножение растений».

Индивидуальное задание: рассматривание рисунков, описание вегетативного размножения растений.

Опыт: выращивание растений.

Обсуждение вывода: «Размножение - способ увеличения количества растений и распространения их на новые территории».

Обсуждение способов распространения растений (с ориентировкой на рисунки и подсказку).

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Как долго живут растения» (на основе анализа текста и сравнения рисунков).

24-25

02.12.-07.12.


2

Культурные растения в жизни человека

Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло земледелие».

Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на схему).

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Индивидуальное задание: анализ отрывка из текста летописи.

Чтение и обсуждение текста «Хлеб - великое чудо земли».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

26-27

09.12.-14.12.


2

Красная книга России

Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Обсуждение темы «Причины исчезновения растений».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукции А.Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

28-29

16.12.-21.12.


2

Разнообразие мира животных

Работа с рубрикой «Вспомни» (тела природы).

Мини-дискуссия: «Может ли природа жить без животных?»

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе» (с опорой на рисунки).

Обсуждение предположений «Разнообразие животных в природе».

Работа в парах: подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика.

30-31

23.12.-28.12.


2

Животные - живые существа (организмы)

Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются в окружающей среде».

Индивидуальное задание: классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку).

Работа с текстом рубрики «Жил на свете человек».

Работа с рубрикой «Вспомни» (примеры животных, которые передвигаются разными способами).

Обсуждение темы «Какое значение для жизни животных имеет способность быстро передвигаться?».

Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

32-33

11.01.-13.01.


2

Беспозвоночные животные

Чтение и обсуждение текста «Каких животных называют беспозвоночными».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-описание «Насекомые» (по предложенному плану).

Индивидуальное задание: анализ рисунков «Части тела насекомых».

Работа с текстом рубрики «Жил на свете человек».

Мини-дискуссия: обсуждение предположений «Почему разные насекомые имеют различное строение?

34-35

18.01.-20.01.


2

Позвоночные животные

Работа с рубрикой «Вспомни»: выбор доказательств для решения учебной задачи (животные позвоночные и беспозвоночные).

Работа в парах: выбор правильных утверждений.

Обсуждение темы «Особенности строения хищных рыб».

Наблюдения: особенности рыбы как животного.

Чтение и анализ текстов «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери».

Рассматривание иллюстраций и составление рассказа-описания «Пресный и солёный водоёмы».

Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукция картины А.Рылова «В голубом просторе»). Обсуждение темы «Почему зверей называют млекопитающимися».

Классификация животных по способу питания.

Чтение и обсуждение текста «Общаются ли между собой звери?».

36

25.01.


1

Природные сообщества

Чтение и обсуждение текста«Природные сообщества».

Обсуждение темы «Цепи питания» (с опорой на иллюстрации).

37

27.01.


1

Почему люди приручили диких животных.

Контрольная работа

Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили диких животных».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование

«Витя-подпасок».

Мини-дискуссия: «Почему создают заповедники» (работа со схемой).

Беседа на основе иллюстративного материале («Заповедники»).

Наша Родина: от Руси до России

(11 часов)

38

01.02.


1

Как люди узнают о прошлом

Работа с рубрикой «Вспомни».

Сюжетно-ролевая игра: «На раскопках древнего города».

Построение схемы «Как люди узнают о прошлом».

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.

Узнавать символы царской власти.

Знать имя президента современной России.

Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

39

03.02.


1

Восточнославянские племена

Работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?»).

Чтение и анализ текста «Почему славяне объединялись?».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация «Мир древних славян».

Рассказ-описание по картине: «Что можно сказать о внешнем облике и характере героев этой картины?»

40-42

08.02.-10.02.-15.02.


3

Первые русские князья

Работа по карте - расположение Древнерусского государства.

Работа с рубрикой «Вспомни»: «лента времени».

Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья».

Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Рису» (с опорой на иллюстрации).

Словарная работа: объяснение выражений «Ярослав был сторонником книжного почитания», «строил школы для людей всякого сословия».

Мини-дискуссия по тексту «Владимир

Мономах»: можно ли наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему?

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева.

43

17.02.


1

Как Москва стала столицей

Чтение и обсуждение текста «Как Москва стала столицей».

Словарная работа: объяснение выражения «На перепутье торговых дорог».

Работа с картой «Московское государство»: поиск ответа на вопрос «Какие земли были присоединены с 1462 по 1503 год к Москве?».

Построение «ленты времени»: «Образование Московского государства».

44

20.02.


1

Иван IV Грозный - первый русский царь

Работа с рубрикой «Жил на свете человек».

Составление рассказа-описания: «Портрет Ивана Грозного» (по репродукции картины И.Глазунова «Иван Грозный»).

Обсуждение вывода по изученному материалу.

45

24.02.


1

Пётр I Великий

Чтение и обсуждение текста «Пётр I Великий», «Создание русского флота», «Санкт-Петербург - новая столица России».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Рассматривание репродукции В.Серова «Пётр I»; описательный рассказ - сравнение героев картины.

Работа в парах: ответ на вопрос «Почему ПетраI называют Великим?».

Обсуждение итога урока : «Жизнь Петра I была посвящена служению общему делу процветания своей родины».

46

29.02.


1

Екатерина II Великая

Беседа по тексту «Екатерина II Великая»; составление рассказа-описания «Какой была Екатерина Великая?».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Портрет Екатерины Великой» (на основе сравнения двух репродукций картин А.Антропова и В. Боровиковского); рассказ-рассуждение «Какой портрет можно назвать парадным и почему?».

47

02.03.


1

Последний российский император Николай II

Контрольная работа

Анализ текста «Последний российский император Николай II».

Рассматривание фото «Николай Романов с семьёй»; составление рассказа-описания «Портрет Романовых».

Беседа по теме «Какой была Россия при Николае II?» (на основе репродукции картины В.Маковского «Крестьянские дети»).

48

09.03.


1

Советская Россия. СССР.

Беседа на основе анализа текста «Российская Федерация» и имеющихся представлений.

Работа с рубрикой «Вспомни».

Работа в группах: работа со справочной литературой - поиск ответа на вопрос «Какие республики входили в состав СССР?».

Как люди жили в старину

(13 часов)

49

14.03.


1

Из истории имён

Беседа по теме «Как рождалось имя».

Работа с рубрикой «Картинная галерея» (В.Васнецов «Три богатыря») и текстами былин.

Работа в группах: по отрывкам из былин предположить происхождение имён былинных героев.

Мини-дискуссия: «Имена и сословия».

Работа с рубрикой Жил на свете человек».

Работа в парах (ответы на вопросы учебника).

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «какими были наши предки?».

Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы россияни.

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

50-51

16.03.-28.03.


2

Какими людьми были славяне

Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: «Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина (с использованием иллюстрации)?».

Работа с рубрикой «Картинная галерея» (репродукции картин А.Рябушкина «Боярышня XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви»): рассказ-описание с использованием опорных слов.

Беседа на основе анализа текста учебника: «Какими были наши предки - славяне?».

52-53

30.03-04.04.


2

Скажи, какой у тебя дом…

Чтение и анализ текста «Скажи, какой у тебя дом?».

Анализ последовательной серии рисунков, составление рассказа-рассуждения на тему «Как менялись на Руси постройки».

Анализ отрывка из произведения В.Короленко;

Объяснение выражения «топить по чёрному».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: воображаемая ситуация по картине А.Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времён».

54-56

06.04.-11.04.-13.04.


3

По одёжке встречают

Чтение и анализ текста «По одёжке встречают…».

Беседа на рассматривании иллюстраций: сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют нательной одеждой?».

Пересказ текста «Валенки, валенки…».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: анализ одежды изображённых персонажей, классификация по признакам «зажиточный», «богатый», «бедный».

Работа в парах: анализ иллюстраций и классификация головных уборов; выдвижение предположения - поиск ответа на вопрос «Какие головные уборы носили богатые люди, а какие - простолюдины?».

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

57

58

18.04.-20.04.


2

Русская трапеза

Беседа: объяснение значения пословиц «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо варит», «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Чтение и обсуждение текстов «Хлеб да вода - крестьянская еда» и «Богатый дом - обильная еда».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крестьянское семейство за обедом» (по картине Ф. Солнцева) и «Снедь московская: хлебы» (по картине И.Машкова).

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Работа с рубрикой «Вспомни» (ответ на вопрос «В какой сказке говорится о каше полбе?».

59

25.04.-27.04.


1

Верования языческой Руси

Чтение и обсуждение текстов «Масленица - народный праздник» и «Иван Купала».

Рассматривание репродукции картин В.Сурикова «Взятие снежного городка» и Г. Семирадского «Ночь накануне Ивана Купала»: рассказ-описание.

Обсуждение вывода: «До принятия христианства наши предки верили во многих богов».

60

04.05.


1

Принятие христианства на Руси

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Крещение Руси» (по картине В.Васнецова).

Беседа: поиск ответа на вопрос «Какому событию посвящён праздник Рождества Христова?».

Разыгрывание картинок христианского народного праздника «Рождество Христово».

Рассматривание и описание сюжета картины К.Трутовского «Колядки в Малороссии».

Чтение и анализ текста «Пасха - Светлое Христово Воскресение».

Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России», рассказ-рассуждение о своей национальности и вере.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание «Пасхальный натюрморт» (по картине С.Жуковского).

Как трудились в старину

(7 часов)

61

11.05.


1

Что создавалось трудом крестьянина

Контрольная работа

Работа с рубрикой «Вспомни»: обобщение известной информации.

Чтение и анализ текста «Труд в крестьянском хозяйстве».

Работа с иллюстрациями: рассказ-описание «Какую работу мог выполнять крестьянин с помощью этих сельскохозяйственных орудий?».

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «Существовали ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?» (с опорой на рисунки).

Работа с рубрикой «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир».

Обсуждение проблемы «При каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: обсуждение проблемы «Можно ли продавать людей?»; рассказ-повествование «Торг» (по картине Н.Неврева).

Обсуждение вывода: «Самостоятельный, свободный труд земледельца поможет развитию России».

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия.

Классифицировать труд крестьянина, ремесленника, рабочего.

Характеризовать крепостное право (особенности, причины отмены).



Различать ремёсла и их результаты (продукты).

Составление описательных рассказов на темы: «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создавали первый автомобиль».

62

16.05.


1

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках

Чтение и обсуждение текста «Что такое ремесло».

«Чтение» схемы «Ремёсла России XVII-XVIII веков».

Работа с иллюстративным материалом: рассказ-описание «Русская народная игрушка».

Работа с рубрикой «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир», «Знакомься: наша Родина».

Игра «Узнай игрушку»: сравнение игрушек (натуральных объектов или рисунков); рассказ-описание.

Чтение и обсуждение текста «Маленькие ремесленники».

Рассказы учащихся о разных ремёслах (по выбору) с использованием справочной литературы и текстов учебника.

63

18.05.


1

Повторение пройденного материала.





Программа обеспечена следующими учебно-методическими изданиями:

  1. Обучающие:
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2/ Н.Ф.Виноградова, -3 изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа 21 века).

  1. Вспомогательные.
Окружающий мир:3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф.Виноградова - 3 изд., дорабраб. - М.: Вентана-Граф, 2013. -(Начальная школа 21 века).








СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета _____________ С.В.Поцикайло МБОУ:Большовская ООШ 28.08. 2015 года № 1 от 26.08. 2015 года

© 2010-2022