Исследовательские работы учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калининская средняя общеобразовательная школа







Исследовательские работы учащихся начальных классов





Исследовательские работы учащихся начальных классов


Выполнила:

Кутукова Алина,

учащаяся 5 класса

Руководитель: Чертыкова Н.Н.,

учитель начальных классов




Анхаков - 2013


1.Тема: «Николай Федорович Катанов - этнограф. Бубен и колотушка». 2.Актуальность темы: не зная прошлого, нельзя жить в настоящем. 3.Цель: организовать поиск информации о Н.Ф.Катанове, как этнографе, и провести исследование бубна и колотушки на основе описания минусинских татар; воспитание уважения к традициям своего народа; формирование у подрастающего поколения гордости за Н.Ф.Катанова. 4.Участники проекта: Кутукова Алина, учащаяся 5 класса МБОУ Калининская СОШ, Чертыкова Н.Н., руководитель, учитель начальных классов. 5.Класс: 5 6.Характеристика (вид проекта): краткосрочный 7.Краткое содержание: сведения о Н.Ф.Катанове как этнографе; исследование бубна и колотушки на основе исследования Н.Ф.Катанова по описаниям минусинских татар. 8.Проведенное исследование в рамках проекта: поисковая работа; изучение труда Н.Ф.Катанова; экскурсия в музей под открытым небом «Улуг Хуртуях Тас». 9.Форма представления, презентации: мультимедийная презентация, папка с информационным материалом. 10. Результативность: разработан материал для проведения внеклассных мероприятий, собран материал для школьного музея.

















Используемая литература:

  1. Катанов Н.Ф.Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии. На хакасском, турецком и русском языках: Анкара, 2000.
  2. Материалы музея под открытым небом «Улуг Хуртуях Тас».



































«Н.Ф.Катанов - этнограф.

Бубен и колотушка шамана»

(По описанию минусинских татар)


Этнография - историческая наука, сравнивая данные с прошлого с современными фактами, этнограф воссоздаёт картину развития быта и культуру этноса. Основным объектом этнографии являются этносы, что нередко воспринимается как синоним понятия «народ». Этнограф - это специалист, изучающий культуру народов, его быт, культуру, традиции. Николай Фёдорович Катанов был не только лингвистом, но и фольклористом, этнографом, историком, музееведом, путешественником. Моё выступление посвящается одному из трудов Н.Ф.Катанова «Бубен и колотушка шамана». Часть этого описания составлена Н.Ф.Катановым по расспросам шаманов села Усть -Есинского ( в то время Минусинского округа). В нашем музее «Улуг Хуртуях Тас» находится одежда шамана, бубен, но колотушки нет.

Слайд « Одежда шамана»


1.Внутренность бубна. Бубен (тур) имеет в диаметре до одного метра. Обичка ( борт) его делается обыкновенно из тальника и обтягивается конской кожей. Рукоятка, стоящая вертикально внутри бубна, делается чаще всего из берёзы. В рукоятке сверлится до 12 дыр, которые называются «марс», то есть барсы, поддерживающие шамана при воздушных полётах и путешествиях к Эрлик-хану, главе подземных обитателей - эрликов. Возвышения между дырами изображают горные хребты, через которые приходится шаману переходить и перелетать. Поперёк верхней части рукоятки идёт железная палка, которая называется «кирис», то есть тетива лука, которой шаман отражает своих врагов и врагов своего больного. К этой железной поперечине привязываются железные погремушки (сунгур), отражающие нечистого духа, вселившегося в больного. Кроме погремушек, число которых может достигать до 18, навешиваются ещё 2 колокольца, изображающие собой вестников шамана. В верхней части обички изнутри подвешиваются 4-6 железных крючков, называемых «кымыс», то есть меч, которым отражается враг больного. На поперечную железную палочку навязываются также тряпички и ленточки, символы могущества шамана. Эти ленточки навязываются теми, у кого приходилось шаманить. Когда какое-либо животное ( корова, лошадь, овца) посвящается Эрлик-хану, то на это животное навязываются 2-3 ленточки, взятые с железной поперечины. Находясь на шее «ызыха», то есть освящённого животного, ленточки служат талисманом, ограждающим его от нечистых сил.



2.Внешность бубна. Наверху изображается радуга семью цветами и называется «тегир -хуру», то есть пояс неба. С концов радуги спускаются 2 широкие клетки, называемые «пасхыс», то есть лестница по которой шаман поднимается в небо, к обители Кан-Кудая (Господа Бога). Перед жилищем Кудая растут две берёзы, изображаемые на бубне обыкновенно белой краской. Шаман, поднявшись на небо, получает от Кудая-Бога приказание освятить «ызыха», исцелить или умертвить больного. Повыше лестницы изображаются белой краской 7 человеческих фигур, именно 7 горных русых девиц ( таг хыстары). Помогающие шаману отводить нечистого духа в сторону, если этот дух мужского пола. Рядом с человеческими фигурами изображаются две вещие птицы (карлык тус). На этих птицах шаман летит на небо. На бубне изображаются красной краской: конь, всадник и коза. Красный человек на красном коне едет к главе рыжих «ызыхов», одному из эрликов. Белой краской изображается человек, едущий на белом коне к Кудаю. Посредине бубна идут три черты ( 2 полосы), изображающие три слоя земли, под которыми находится подземный мир, управляемый Эрлик-Ханом через 88-99 эрликов. На нижней части бубна изображается лягушка, покровительница священных овец. Изображаются также змея и ящерица, которые уводят нечистого духана расправу и суд к Эрлик-хану, живущему за 10 (десятью) хребтами, на берегу чёрного или золотого моря, который имеет золотой водопой для «ызыхов» и золотой столб для привязывания коней. Море это находится на востоке. Лягушка (пага), змея ( чылан) и ящерица (килескин) пугают тех злых духов, которые желают прикоснуться к овцам. Изображаются ещё две вещие рыбы (сортан), то есть щуки, олицетворяющие водяных духов. Изображения щук исцеляют от брюшных болезней. Если шаман весьма силён и страшен для нечистых сил, то он может гнаться за ними до конца 9 морей, где живёт царь горных духов. Плохой шаман возвращается с полдороги, и щука снова одолевает больного. Изображаются ещё две собаки (адай): чёрная и пёстрая, которые своим лаем извещают шамана о приближении нечистых сил. Изображаются ещё внизу бубна 7 коней и 7 лошадей. Эти слуги (ангелы) Эрлик- хана. Сам Эрлик-хан, живя под землёй, является причиной всего злого. На бубне изображается также красной краской «тай кам», то есть шаман, учивший шаманить. Изображение старшего шамана, переселившегося после смерти на восток, где «течёт кипящее море», избавляет больного от чесотки. На бубне под видом зайца (хозан) изображается и «хозяин колотушки», то есть покровитель шаманского орудия. На обичке (борту) делается 6 выпуклостей, которые называются «сосцы». Эти сосцы питают духа, который покровительствует бубну, то есть орудию шамана. Эти сосцы поддерживают жизнь и шаману.





3. Колотушка. Колотушка (орба) делается из трёх веток таволожника и обшивается заячьей шкурой, из маральей кости или рога, из берёзы. К рукоятке прикрепляются лоскутки и звериные шкурки, служащие бичами для отражения демонов, нападающих на больного. 4.Заключение. Таким образом, был организовать поиск информации о Н.Ф.Катанове, как этнографе, и проведено исследование бубна и колотушки на основе описания минусинских татар. Мы в себе воспитываем уважение к традициям своего народа и гордость за Николая Федоровича Катанова. Данный материал будет полезен для проведения внеклассных, внешкольных мероприятий нашей школы.





© 2010-2022