Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическая игра как средство развития логического мышления

младших школьников.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный.
Логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания.

Одним из важных достоинств дидактических игр является то, что в ее основе лежит интересный материал, дающий пищу для ума. А сам процесс игры развивает логическое мышление.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С.Т. Шатский

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреп­лении целесообразно проводить игру со всем классом.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использо­вать игровые карточки

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внима­ние и память. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои ин­тересы интересам коллектива.


В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирование у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.
Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем детям упражнения, которые развивают абстрактно-логическое мышление и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.


Например: игра "Логические цепочки". В процессе игры ребёнок учится отделять частное от целого. Дан ряд чисел или предметов, расположенных в определённом порядке. Его надо продолжить.
1, 4, 7, 11…

3, 5, 4, 6, 5…

Игра "Магические квадраты" развивает логическое мышление и вычислительные навыки. Вписать в пустые клетки квадрата числа так, чтобы по вертикали, горизонтали и диагонали сумма чисел была одинаковой.

7

17



9




11

Игра "Шифровка". За рисунками спрятаны числа, надо решить шифровку. Игра помогает развивать логическое мышление, учит концентрации внимания.

Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»

+ + + = 30

Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»+ + + +

+ + + = 33

Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»+ + + +

+ + + = 29

= = = =

22 25 24 21


Логические задачи - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
Вот несколько примеров задачек.
1.Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок? Ответ: ни одного - на елке яблоки не растут.
2. Если пингвин с северного полюса полетит на юг, то в каком направлении ему нужно двигаться? Ответ: пингвины не летают.
3. Если мальчик стоит на двух ногах, то он весит 12 кг. Сколько килограммов он будет весить, если сядет на стул? Ответ: 12 килограммов.
4.У двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье? Ответ:3 .
5. Маша и Саша пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша грибы не собирал. Что собирала Маша? Ответ: Маша собирала грибы.
6.Артем и Лена сели рисовать. Один ребенок рисовал красками, а девочка стала рисовать карандашами. Чем стал рисовать Артем?
7. В магазине в трех корзинках лежат разные игрушки. Мишки лежат не в синей и не в оранжевой корзинке. Слоны не в синей и не в розовой корзинке. В какой корзинке лежат собачки? А мишки? А слоны? Ответ: мишки лежат в розовой корзинке, слоны - в оранжевой, а собачки - в синей.
8. На березе не сидит белка, а на сосне не сидит сорока. Кто сидит на березе? А кто сидит на сосне? Ответ: на березе сидит сорока, а на сосне - белка.
9. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Ответ: мышка еде! в среднем вагоне, а цыпленок - в первом.

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

1. Для развития анализа, синтеза и классификации на уроках русского языка, математики, познания мира я беру игру "Найди лишнее слово (пример, уравнение, картинку, понятие и т.д.)".
Берём 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребёнок должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет. Возможны варианты ответов: лишнее- девочка, она живая, остальное-игрушки. Свой ответ ребёнок должен аргументировать.

2. Для развития анализа и синтеза на уроках литературы, познания мира, рисования играем в "Угадайку".
По очереди дети берут картинки из детского лото и описывают предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет.

3. Для развития анализа и сравнения -

-Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант.

4. Для развития анализа и обобщения.
"Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.


Кто больше?

Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме. Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать похожий на нее предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет таких соответствий.

Например, на прямоугольник похож дом, автобус, хлеб, стол и т. д.

Были-небылицы

Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные высказывания,
закладывает навыки аргументированного отстаивания
своей позиции, умения корректно спорить.
Ведущий задает детям вопросы. Например: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.

Загадки

Придумывание и отгадывание загадок также способствует развитию логического мышления ребенка . В классе мы рассматриваем предмет, определяем его основные характеристики ( форма, цвет, поверхность, его назначение), затем сравниваем его с другими предметами (на что похоже), стараемся придумать рифмованную загадку.

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

© 2010-2022