- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Природы родного края» Р. Г. Чуракова, 2 класс, 2011
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Природы родного края» Р. Г. Чуракова, 2 класс, 2011
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власова О.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы, Москва, «Академкнига/учебник», 2012. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов. Направление внеурочной деятельности.
- общекультурное
- экскурсии,
- выставки,
- презентации,
- кружковые занятия,
- индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
- периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 45 минут;
- общее количество - 34 часа.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения). Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3-4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края». Примечание. Для занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников. Теория: 1 Практика: 2 Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения) Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края». Теория: 1 Практика: 2 Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе) Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».) Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края». Примечание. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3-4 наименований). Теория: 0 Практика: 3 Тема 4. Дикорастущие растения региона. Внеаудиторное занятие - экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов - деревьев, кустарников, их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев. Примечание. При подготовке к занятию заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков. Аудиторные занятия (3 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края». Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1.Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края). Теория:3 Практика: 4 Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона). Внеаудиторное занятие - экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов). Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона». Аудиторные занятия (3 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края». Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2.Плодовые растения региона). Теория: 1 Практика: 6 Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России. Внеаудиторное задание (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона». Внеаудиторное занятие - экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений). Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите. Аудиторные занятия (3 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона». Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3.Редкие и исчезающие растения нашего региона). Теория: 1 Практика: 6 Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение. Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба). Теория: 3 Практика: 1 4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
Количест-во
часов
Дата проведения урока
Планиру-емая
Фактиче-ская
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
3
1 Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др.) по основанию «форма листа».
1
2 Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
1
3 Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.
1
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
3
4
Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.
1
5 Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.
1
6 Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников.
1
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).
3
7
Экскурсия № 1. Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.
1
8 Викторина «Отгадываем предупредительные знаки».
1
9 Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе.
1
Дикорастущие растения региона
7
10 Экскурсия № 2 по теме: «Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям, коре, семенам».
1
11
Экскурсия № 3 по теме: «Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки».
1
12 Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми
1
13 Сушка листьев и семян деревьев.
1
14 Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян).
1
15 Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями
1
16 Оформление страниц «Определителя растений родного края» засушенными листьями и семенами
1
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
7
17 Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края.
1
18
Экскурсия №4 «Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев и кустарников».
1
19 Экскурсия №5 «Посещение сада (садового участка) с целью различения травянистых растений».
1
20 Экскурсия №6 «Посещение сада (садового участка) с целью сбора листьев, веточек и плодов».
1
21 Экскурсия №7 «Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов.
1
22 Сбор и сушка листьев.
1
23 Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».
1
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России
Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями
Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)
7
24 Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».
1
25 Экскурсия № 8 в заказник «Триречье» с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев и кустарников.
1
26 Экскурсия № 9 в заказник «Триречье» с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов травянистых растений.
1
27
Экскурсия № 10 Подготовка фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.
1
28 Отчет по результатам выполнения задания: «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края».
1
29 Отчет по результатам выполнения задания: презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона»
1
30 Оформление страниц «Определителя растений родного края». Редкие и исчезающие растения нашего региона.
1
Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
4
31 Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.
1
32
Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.
1
33
Заполнение адресов на конвертах
1
34 Итоговое занятие
1
34
5. Перечень учебно -методических средств обучения , ЭОР.
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. - М. : Академкнига.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия 1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) географические и исторические карты; 4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества; 5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал; 6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки; 7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки; 8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится: • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; Выпускник получит возможность научиться: • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения природной среде; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Выпускник научится находить примеры влияния этих отношений на природные объекты¸ в том числе на примере природных объектов Брянской области.
7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов. Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. - М. : Академкнига.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.
10. Лист внесения изменений Тема Причина корректировки Способ, форма корректировки Согласование с завучем Дата внесения изменения