- Преподавателю
- Начальные классы
- Инновационный проект Методическое сопровождения введения ФГОС
Инновационный проект Методическое сопровождения введения ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Спицина А.Н. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конкурс образовательных учреждений, реализующих новые требования к содержанию, условиям и результатам образования (федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, федеральные государственные требования)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС
Автор проекта:
методист начальных классов
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Спицина Антонина Николаевна
2012 год
Содержание
стр.
-
Актуальность проекта
3
-
Необходимость
3
-
Цели и задачи
4
-
Новизна
4
-
Практическая значимость
4
-
Этапы проекта
5
-
Описание проекта
6
-
Участники проекта
6
-
Кадровое обеспечение
6
-
Материально-техническое обеспечение
7
-
Информационное обеспечение
7
-
Основные направления реализации
7
-
Рабочий план реализации проекта
7
-
Системы мониторинговых исследований за ходом проекта
10
-
Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратегии «Наша Новая школа»
11
-
Формы представления результатов
12
-
Тиражируемость результатов проекта
12
-
Финансовое обоснование проекта
13
-
Смета проекта
-
Приложения
-
Приложение 1. Портрет образовательного учреждения
-
Приложение 2. Регулирование хода реализации проекта под воздействием внешних или внутренних причин (риски и пути их преодоления)
- Актуальность проекта
- новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
- новые подходы к организации труда учителей-предметников;
- новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
- новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
- поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
- использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
-
Цель проекта
-
Задачи
- Создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС школы.
- Обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок
- Создать методическое обеспечение введения ФГОС школы.
- Создать творческую группу по внедрению ФГОС НОО.
- Создать консультативный пункт
- Новизна проекта
- Практическая значимость проекта
- Активно перейти к введению ФГОС НОО через изучение тех изменений,
- Отслеживать достижения целей образования (планируемых результатов).
- Заниматься отбором содержания образования и организации образовательного
- Правильно организовать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной,
- Пройти курсы повышения квалификации, аттестацию (высшая и I
- Использовать инновационное оборудование.
- Уметь применять инновационные технологии.
- Узнают особенности организации образовательного процесса и условий его
- Узнают требования к ожидаемым результатам обучения ученика, системы
- Родители станут активными участниками образовательного процесса: они могут
- Изменение формы проведения родительских собраний: из пассивных
- Смогут осуществлять выбор курса вместе с детьми.
- Выступать в роли тьюторов: присутствуют на уроках с целью оказания помощи
- Присутствовать на уроках по собственному желанию.
- Могут совместно участвовать в проведении уроков.
- Осуществление партнерства «учитель - родитель - ребенок»
- Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы,
- Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы,
- в течение учебного года адаптироваться к работе по новым требованиям ФГОС
- увеличение количества учащихся, у которых сформированы ключевые
-
Организация предметно-пространственной среды начальной школы в условиях
внедрения новых ФГОС.
Кроме этого:- новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
- новые подходы к организации труда учителей-предметников;
- новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
- новые технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
- поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
- использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
-
Планируемые результаты
- Создать нормативная база введения ФГОС.
- Отработать преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней.
- Методическое обеспечение введения ФГОС школы.
- Разработка рекомендаций для учителя, воспитателей ДОУ, детей и родителей.
- Организовать преемственность между ДОУ и начальной школы при переходе к ФГОС НОО.
- Привлечение к активному участию к жизни в школе родителей.
- Ресурсы проекта
Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников: Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:
- учителя (классного руководителя), отвечающего за организацию условий, при
- учителя - предметника, отвечающего за организацию условий для успешного
- психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития
- социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное
- педагога-организатора, отвечающего за организацию внеучебных видов
Материально-техническое обеспечение реализации проекта: При реализации проекта предусматривается создание:
- организованных 1-х классов
- специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников,
- кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)
Информационное обеспечение проекта: 1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютер, учебная литература, дидактические материалы. 2. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него - к глобальной информационной среде. 3. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.
Для реализации поставленной цели использован комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретические: анализ литературы по ФГОС НОО, анализ образовательных стандартов, программ, учебников начальных классов, изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании;
- эмпирические: систематические наблюдения в школьной практике;
- социальные: опросы, беседы с учителями, дискуссии по выбору УМК.
Проект реализовывался на базе МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1». Информация о проекте была представлена на заседании районной творческой группы Нижневартовского района, заслушана на заседании районного методического семинара для заместителей директоров и методистов школ района.
- Партнеры
- Спицина Антонина Николаевна - автор, руководитель проекта, учитель,
- Обучающиеся - выполняют учебную, исследовательскую и практическую
- Учителя Нижневартовского района - участники районной творческой
- Воспитатели ДОУ - участники введения ФГОС второго поколения.
- Родители учащихся - участники введения ФГОС второго поколения
- Педагоги дополнительного образования - участники введения ФГОС второго
- Педагог-психолог школы - осуществляет диагностику развития мышления
- Администрация школы - оказывает материальную поддержку в приобретении
- Организатор внеклассной работы школы, социальный педагог, наблюдают за
- Методическое объединение учителей начальных классов, оказывают помощь в
- Социальные партнеры.
- Целевая аудитория
- Основные направления по реализации проекта:
- Система повышения квалификации педагогов школы.
- Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
- Формирование информационного пространства школы.
- Система сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
- Работа творческой группы.
- Консультативный пункт.
- Методический час.
- Преемственность между ДОУ и ОУ начальной школы.
- Работа в районной творческой группе.
- Этапы инновационного проекта
Первый этап - подготовительный:
- Изучение методистом начальных классов всех документов ФГОС НОО.
- Разработка подходов к организации методического сопровождения кадрового
- Повышение квалификации учителей начальных классов, участвующих в
- Разработка программы деятельности учителей начальной школы, направленной
- Реализация программы деятельности учителей начальной школы в части
- Определение влияния методического сопровождения кадрового ресурса в
- Анализ промежуточных итогов проекта.
- Оценка, обработка и анализ результатов деятельности.
- Выявление влияния методического сопровождения кадрового ресурса в
- Выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в
- Распространение опыта школы методического сопровождения кадрового
- Ожидаемые результаты:
Продукты деятельности автора проекта
- Презентация «Организация внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров в условиях введения ФГОС НОО». (см в приложении)
- Пакет разработанных рекомендаций по внедрению ФГОС.
- Оформление папок по ФГОС в методическом кабинете для учителей, воспитателей д/садов, учащихся.
- Разработки уроков.
- Мультимедийные презентации опыта по данной теме.
- Доклад «Научно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение введения ФГОС и организация методической работы в образовательном учреждении». (См в приложении).
Продукты деятельности учащихся
- Мониторинг учебной и внеурочной деятельности.
- Портфолио учащихся и учителей.
- План реализации проекта
Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:
В школе работает методический совет, руководит которым заместитель директора по методической работе. В состав методического совета входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом. Для повышения эффективности методической работы постоянно осуществляется взаимосвязь с районным методическим кабинетом.
После изучения всех документов по ФГОС НОО и выполнения всех необходимых первых шагов по введению ФГОС НОО в школе создана творческая группа из учителей 1-х и 4-х классов. Организован консультативный пункт, где учителя смогли проконсультировать по вопросам введения новых стандартов, изучить необходимую литературу по новым стандартам, которую я подготовила в виде папок с основными документами по ФГОС. Мною предложены учителя, работающим в 1-х классах рекомендации по оптимальному информационно-методическому ресурсному обеспечению учебного процесса в ОУ по целям и задачам, по деятельности учителя в условиях введения ФГОС НОО, по деятельности учащихся, по результатам образовательного процесса. Я разработали структуру методической работы по школе по сопровождению внедрения ФГОС НОО. В структуре методической работы я организовала постоянно действующий методический час - педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы. Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:
- реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в
- современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная
- технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества
- ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими
- новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики
- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся,
Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе стали:
Организационные
Дидактические
-
тематические методические и
педагогические советы;
-
тематические заседания ШМС,
ШМО, микрогрупп;
-
диагностика, педагогический
мониторинг;
-
индивидуальная работа;
-
аттестация;
-
самообразование педагогов;
-
семинары - практикумы;
-
педагогические лектории;
-
открытые уроки;
-
взаимопосещение уроков;
-
круглые столы;
-
предметные недели;
-
творческие отчеты;
-
групповые и индивидуальные
консультации;
-
практикумы по конструированию
уроков;
-
информирование и обсуждение
методических новинок;
-
презентация методических
наработок.
Коллективные и индивидуальные: Делегирование - передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы. Ротация - перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности. Участие в работе проблемных групп - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами Супервизии - мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения.
На заседании методических часов была организована учеба учителей по введению новых стандартов. На них мы рассмотрели:
- новые задачи педагогической деятельности учителя по введению стандартов
- модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях
- организация введения ФГОС начального общего образования;
- планируемые результаты начального общего образования».
- рассмотрели алгоритм действий команды ОУ по введению ФГОС НОО;
- рассмотрели алгоритм действий учителя ОУ при переходе на новые стандарты
- учителя получили рекомендации по разработке индивидуальных планов
На методический информационный час могли придти все желающие из числа учителей работающих по новым стандартам и не только. Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, городские и школьные семинары, самообразование. Наши учителя прошли различные курсы повышения квалификации. На заседаниях методических часов они рассказывали о приобретенном опыте, проводили консультации по прослушанным темам курсов. Поделились информацией на электронных носителях. Из числа наиболее опытных учителей была создана творческая рабочая группа, в задачи которой входило наиболее подробное изучение всех материалов, самообследование проектов образовательных программ, разработки рабочих программ с учетом проектов примерных учебных программ, примерных программ по отдельным предметам вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Члены рабочей группы неоднократно заслушивались на заседаниях Методического Совета школы, где обсуждались основные пути модернизации школьного образования, УМК, соответствующие новым ФГОС, условия для качественного перехода к внедрению в начальную школу ФГОС нового поколения. Члены творческой группы совместно с представителями администрации школы выступали на общем родительском собрании для будущих первоклассников, проводили индивидуальные консультации для родителей в плане выбора УМК. Большая работа проведена с воспитателями ДОУ. В октябре состоялся семинар по преемственности между ДОУ и начальной школой. На нем я выступила с докладом «Стратегия преемственности между начальной школой и ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты второго поколения». Воспитателей познакомили с новыми задачами их деятельности в условиях введения ФГОС НОО. Им было предложено рассмотреть новые подходы, изменения в работе с детьми, показатели сформированности УУД на ступенях предшкольного и начального образования Даны методические рекомендации и дидактические материалы (см. в приложении). При введении ФГОС в школе организована широкая разъяснительная работа не только среди педагогической, но и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом наша школа провела работу с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов. Учителя 4-х классов провели родительские собрания в детских садах в сентябре-октябре, где также познакомили воспитателей и родителей воспитанников с новыми требованиями, а в апреле проведены повторные собрания и встречи, где родителей будущих первоклассников познакомили с новыми стандартами второго поколения.
Для учителей я разработала методические рекомендации:
- по организации мониторинга УУД;
- приемы формированияУУД;
- методические рекомендации по организации и структуре урока по ФГОС
- по работе с технологическими картами;
- типовые задания по развитию УУД;
- алгоритмы самооценивания учащихся и. т. д. (см. в приложении)
Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Важно отметить, что требования к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования являются основой социального заказа. Уровень профессиональной готовности педагогов работающих и планирующих работать по новым ФГОС находится на достаточном урорвне: (1, 4 классы): высшая категория - 2, на 1 категорию планируют пройти аттестацию - 4 педагога. Охват вариативными программами учащихся начальной школы - 100%, что говорит о готовности педагогов к инновациям. Имеется достаточная учебно-методическая база для реализации программ развивающего обучения; педагогами начальной школы разрабатываются и апробируются авторские программы по дополнительному образованию и воспитательной работе. Однако имеются и определенные риски реализации Стандарта. К ним можно отнести возможное негативное отношение педагогов к внедрению Стандарта; негативное отношение родителей; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности. Чтобы устранить данные риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции администрации и педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников, что мы и проводим в нашей школе.
Что же изменилось на сегодняшний день в плане профессиональной компетенции учителей начальной школы:
- положительная мотивация заметно растет;
- все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
- повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
-
Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта
Показатели эффективности проводимых изменений: Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп: 1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения; 2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом. К первой группе относятся следующие показатели:
- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям
- результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
- степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников,
- изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной
- возрастающее желание родительских, педагогических объединений,
- успешность учащихся при обучении в начальной школе и при переходе в
- успешность педагогического коллектива;
- разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и
- рост имиджа школы в образовательной сети муниципального округа и района
- степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов
- степень востребованности инновационного опыта
- результаты участия в инновационных образовательных проектах и программах,
- результаты социальной экспертизы.
-
Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратеги
Направления
Ожидаемые результаты Обновление и совершенствование качества образования
Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС
Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Качественное улучшение образовательных результатов учащихся при переходе из начальной школы в основную. Развитие системы поддержки талантливых детей
Расширение реальных возможностей для самореализации личности ребенка. Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов). Развитие и обновление педагогического потенциала Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем. Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения. Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие). Современная образовательная инфраструктура Организация пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы. Значительное улучшение материально-технической базы школы, создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий. Расширение самостоятельности школы Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы (выпускники школы, родители партнеры из различных областей социальной сферы и т.д.).
-
Формы предоставления результатов:
-
Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
-
Выступления учителей начальных классов на конференциях и семинарах ( доклады, тезисы).
-
Статьи в периодических изданиях.
-
Методические рекомендации.
-
Специальная страница на сайте школы
-
Тиражируемость результатов проекта:
-
Финансовое обоснование проекта
Направления расходования средств в рамках конкурса ПНПО
Направления реализации проекта
Предполагаемые приобретения
Предполагаемые
ожидания
Предполагаемые источники финансирования
Приобретение лабораторного оборудования Обеспечение системы сопровождения образов. и воспитат. процесса
Сканер, принтер
Расширение применения информ-х технологий в образ-й деятельности
За счет средств гранта конкурса ПНПО
Приобретение программного и методического обеспечения
Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
Закупка новых УМК по предметам, учитывающих новые ФГОС
Разработка содержания и технологий обр-я для достижения желаемого уровня раз-я обуч-ся
За счет внебюджетных источников
Закупка программного обесп-я для провед тест.контроля
Новые подходы к измерениям образ-х резул-ов школ-в
Формирование информационного пространства
Привлечение специалистов по созданию электронного журнала
Повышение эффективности взаимодействия с родител и общест и орг.
Обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса
Закупка диагностик по проведению психологического мониторинга
Повышение эффективности работы службы псих-педаг. сопровождения, разработка метод-х реком.по работе с участниками обр-го процесса
Программное обеспечение для проведения разл. видов мониторинга
Разработка критериев для оценки изменений в обр-м процессе
Модернизация материально-технической и учебной базы
Организация предметно-простр-й среды для учащихся начальной школы
Для учебных кабинетов
Персональные шкафчики для хранения уч принадлежн
Повышение комфортности образовательной среды
За счет средств гранта конкурса ПНПО
Формирование информационного пространства
Мини-типография
Форм-е социально-открытого уклада шк-й жизни (издание информац-х бюллетеней, шк-х газет, метод-х разработок)
Подключение кабинетов к сети Интернет
Расширение числа участников информационной сети
За счет внебюджетных
источников
17