- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по обучению грамоте Перспектива (1 класс)
Рабочая программа по обучению грамоте Перспектива (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шляжене Л.А. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обучение грамоте
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной. Программа по обучению грамоте составлена на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Цель - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь;
-
развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этничности и национальной принадлежности. Формировать ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формировать этические потребности ценностей и чувств.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
- Включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Осваивать начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использовать различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладенть следующими логическими действиями:
- Сравнение;
- Анализ;
- Синтез;
- Классифицировать и обобщать по родовидовым признакам;
- Устанавливать аналогий и причинно-следственных связей;
- Строить рассуждения;
- Относить к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
- Овладеть базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
- Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Понимать слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной функции языка.
- Овладеть первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формировать позитивное отношение к правильной устной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Обучающийся научится:
определять звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающийся получит возможность научиться:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика, Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно- символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове , различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Ъ, Ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль ( в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягких согласных звуков с помощью букв и, е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш), и слов с обобщающим значением (цветы, растения) Различение слова и предложения. Работы с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- употребление мягкого знака для обозначения на письме мягкости согласных;
- употребление ъ и ь как разделительных знаков;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Азбука. Учебник 1 класс в 2 ч.- М. Просвещение, 2011г.
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Русский язык. 1 класс. М. Просвещение, 2011г.
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Русский язык. 2 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс в 2 ч.
-
Рабочие тетради, прописи: Л.Ф. Климанова, В.И. Романина, Л.Н.Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс.
-
Л.Ф. Климанова Мой алфавит. Прописи. 1 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова, Л.Я. Желтовская. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс. М. Просвещение, 2011г.
-
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс в 2 ч.
-
Л.Ф. Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1класс.
-
Методические пособия: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 1 класс.
-
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 2 класс.
-
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 3 класс.
-
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки русского языка. 4 класс.