Выступление по теме: Методы повышения познавательной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы повышения познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Решая задачи школы: повышение качества преподаваемых предметов, воспитания в учениках постоянной тяги к знаниям, мы учителя стараемся искать пути развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно- воспитательный процесс.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В моем классе дети 7-8 лет. Дети в этом возрасте характеризуются активностью, они энергичны, подвижны, в силу своих физиологических особенностей активно реагируют на все новое, яркое. Поэтому, я начинаю свои занятия с создания атмосферы сотрудничества. Проводя, на каждом уроке игры, «А у меня как у тебя», «Передай письмо» и другие, я опираюсь на то, что игра, еще продолжает занимать не последнее место в деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому я не встречаю барьеров в виде не желания принимать участие в играх. Стимулируемый общением, процесс игры вызывает положительную реакцию детей. Моей целью, как классного руководителя, постоянно работающего в классе, и заинтересованного в развитии дружеских отношений между членами детского коллектива, является не только продолжение работы над формированием дружеских взаимоотношений между детьми, но так же преследование и других целей. Во- первых, игра заставляет ученика анализировать, делать выводы, то есть развивается критическое мышление, во-вторых, развивает умение наблюдать, что является так же положительным критерием в процессе обучения, в-третьих, она является связной нитью с темой урока.

Например, разделившись на группы, в ходе игры, начинается работа в группах: взаимопроверка домашнего задания. Целью этой работы является определение уровня усвоения полученных знаний по теме предыдущего урока «Мягкий знак на конце слова.». Проведение этого задания, во- первых, формирует объективный подход к оцениванию друг друга, т.е. развивает навыки взаимооценивания, во-вторых, способствует закреплению своих знаний: повторяя-лучше запоминаем. После взаимооценивания работ, подводится итог, с целью анализа и систематизации имеющихся знаний о букве Ь. Эти знания послужат отправной точкой для решения проблемной ситуации: «Петя получил письмо от друга. Почему он в недоумении?»

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.
Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Таким образом, работая в группах, ученики анализируют письмо, ставят под сомнения написание некоторых слов, рассуждают, делают выводы, то есть развивают критическое мышление.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Наблюдая за учащимися в процессе обучения, отмечаю: активно включаются в процесс обучения и запоминают ту информацию на уроке, которая яркая и вызывает интерес, поэтому, включаю в свои уроки разноуровневые задания с целью определения уровня знания, понимания, применения полученных знаний; использование ИКТ, например, при работе в группах ребята выполняли упражнения, с использованием ноутбука. Выполнив задание правильно, учащиеся получали формативную отметку, от авторов задания в виде слова «МОЛОДЕЦ». Однако, мои наблюдения показали, что даже неправильно выполненное задание не вызывало негативной реакции. Так Артем Я., после выполненного задания с ошибкой попросил: «А можно я попробую ещё раз?»

Я долго сомневалась в применении на уроке приема к. м. «6 шляп». Считала, что его применение для начальной школы неприемлемо, по крайней мере во 2-м классе. Но, я решила рискнуть. Воспользовавшись правами лидера, я немного изменила прием, в силу возрастных особенностей учащихся, неразвитой речью, в целях экономии времени решила использовать 3 шляпы: белую, красную, синюю. В результате работы, каждая группа имела своё задание направленное на сбор информации, на привлечение эмоций, обобщения, в результате планировала проследить развитие этих навыков. Отметила, что задние вызвало большой интерес. В работу сразу же включились все учащиеся. Включение самих учеников в процесс обучения, в том числе одаренных и талантливых, помогает в процессе обучения. Дети по собственному желанию готовят дополнительную информацию по теме урока, а это говорит о том, что идет развитие саморегулятивных навыков, навыков к. м., диалогического обучения, развиваются творческие способности.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

© 2010-2022