• Преподавателю
  • Начальные классы
  • РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС НОО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС НОО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ирина Николаевна Гелетканич

Елецкий государственный педагогический университет

им.И.А. Бунина

г. Елец

[email protected]


РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС НОО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Аннотация. В статье раскрываются аспекты реализации деятельностного подхода в процессе экологического образования младших школьников, рассматриваются дидактические принципы данного подхода и технология его реализации при формировании ценностного отношения к природе младших школьников. Ключевые слова: деятельностный подход, принципы и технология его реализации, формирование ценностного отношения к природе младших школьников. Приоритетные направления современного образования направлены на формирование целостной картины мира и осознания в нем человека, на осмысление и принятие духовно-нравственных ценностей. В рамках Проекта федерального образовательного стандарта второго поколения развитие основ экологической культуры включает «принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения». Это выдвигает необходимость формирования ценностного отношения к природе, обеспечивающую практическую реализацию принципов коэволюции человечества и природы, их гармоничного соразвития. Ценностное отношение к природе нами определяется как социокультурная динамическая система субъективного духовного отражения действительности, которая включает все компоненты ценностного сознания и проявляется в эмоционально-образной, познавательно-оценочной и творческой деятельности младших школьников. В содержании школьного образования ценностное отношение к природе анализируется исследователями как компонент экологической культуры личности, характеризующийся осознанием универсальной ценности природы, заключающейся в ее эстетической, познавательной, экономической, рекреационно-оздоровительной значимости для человека (Н.Ф. Голованов, Б.Т. Лихачев, И.Д. Лушников, Н.Е. Щуркова и др.). Рассматривая ценностное отношение к познанию природы в рамках экологического образования личности, исследователями выделяется ряд компонентов, характеризующих данный процесс: когнитивный (экологически значимые знания), аксиологический (экологические ценности, оценки, отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»), нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, запреты, экологические традиции), творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной, экологически-оправданной деятельности), поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы, сотрудничество в отношениях с ней) [1]. Реализация данных компонентов формирования ценностного отношения к природе в образовательном процессе осуществляется в рамках деятельностного подхода на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Выступая методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения, деятельностный подход нацелен на развитие личности, при котором обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В рамках экологического образования при формировании ценностного отношения к природе у младших школьников деятельностный подход реализуется через активную, сознательную природоохранную деятельность и предполагает: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,освоить); - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающихзнаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач [2]. Технология деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: - принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей; - принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; - принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [4]. Технология реализации деятельностного подхода в практике начального обучения осуществляется через: - моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; - использование активных и интерактивных методик; -вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Использование методов проектно-исследовательской деятельности определено как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС нового поколения. Обращение к методу учебных проектов как технологии развития ценностного отношения к природе у младших школьников является одним из вариантов в решении проблемы реализации деятельностного подхода в экологическом обучении. Данный метод рассматривается как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Включение школьников в проектную деятельность при формировании ценностного отношения к природе учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку [3]. Межпредметный характер данного вида деятельности позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Только в процессе деятельности знания о природе и ее значении преобразуются в ценностное отношение к природе. Следует отметить, что преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается и с другими различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», что способствует развитию коммуникативного, когнитивного, творческого компонентов формирования ценностного отношения к природе у младших школьников. Подводя итог, следует отметить, что использование деятельностного подхода в процессе формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников способствует формированию основных ключевых экологических компетенций обучающихся, развитию их коммуникативных способностей, обобщению впечатлений и личного опыта младших школьников в процессе познания природы.

Библиографические ссылки: 1. Гелетканич И.Н. Формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников природе [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01/.И.Н. Гелетканич - Елец, 2011. С.198. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. С.176. 3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст] //Методист, № 1, 2004. С. 39-46. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] - режим доступа: festival.1september.ru/articles/527236/.

© 2010-2022