Урок по русскому языку на тему Звуки и буквы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2 класс

Тема урока: Звуки и буквы.

Цель урока: учащиеся к концу урока смогут определить в словах сколько букв и звуков.

Задачи урока:

Уточнение представлений о существенных признаках гласных: и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ. умение определять количество букв и звуков в слове;

умение дать звукобуквенную характеристику слова;

повторить знание словарных слов;

развивать речь, внимание, мышление;

воспитывать аккуратность при письме,

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Оборудование, наглядность, ТСО: интерактивная доска, тетради, учебник русского языка.


Этапы и структура урока.


1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)


Слово учителя

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома - и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?» Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков (шуршание шин, скрип снега, шум дождя) вы уловили те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м] - никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь (дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складываясь в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один - меняется смысл всего слова: кот - ток, сила - лиса, аист - лист и т. д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого слова phone, что значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков. Вот и вспомним все, что мы говорили о звуках и буквах в первом классе.

2

Деление на группы

3

Чистописание, словарная работа.

- Сегодня на уроке будем работать над буквами п и т.

- На что похожи печатные буквы п и т?

- Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

(А. Шибаев)

На хоккее, на футболе

Буква П- ворота в поле.

(В. Степанов)

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

(Е. Тарлаплан)

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

- Спишите с доски: пт пт пт

- Спишите с доски следующие буквосочетания: пт пе пл ти тъ

Словарно-орфографическая работа (взаимооценивание)

Казахстан, ученик, учитель, карандаш, пенал, тетрадь, спасибо, машина, ветер. Слайд №2

4 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 19

Работа в группах (Составить из букв слова: хлеб, школа, лодка, мороз, пенал, урок, ученик, цветы, мел.) слайд №3

5

Работа по теме урока

Запишите составленные слова в тетрадь.

- Подчеркните гласные буквы. Какие звуки они обозначают? Почему они так называются? (Гласные не встречают на пути никаких преград.)

- Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

- В каких словах звуков больше, чем букв.

- Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

- Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

- Какие звуки называют согласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко».

- Подберите согласные так, чтобы получились новые слова. ...ом, ...ом, ...ом, пру..., пру..., лу.., лу...

- Подберите гласные так, чтобы получились разные слова. Д...м, д...м, д...м, с...к, с...к, ст...л, ст...л, р...ка, р...ка, в...л, в...л.

6

Упражнение в звуковом анализе слов. Слайд №6,7

Упр. 37 - комментированное письмо .

Упр 38 - устно

7

Самостоятельная работа (самооценивание)

Упр. 39 Слайд №5

Работа в группе. Прочитай текст и вставь пропущенные буквы. Слайд №8,9

8 Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Задайте друг другу вопросы по теме урока .

9 Домашнее задание.


Упр. 40

10

Рефлексия. Слайд №10


Я знаю, что звуки….

Я знаю, что буквы….

Я сегодня на уроке работал…., потому что…



© 2010-2022