Работа кукольного кружка во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Петрова Ирина Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 11 города Евпатории Республики Крым»




Работа классного кукольного театра

Кукольный театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!


В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
Важно осознать, что детское чтение сегодня - поле битвы за души детей, а значит и за будущее страны. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.
Но на мой взгляд, только уроков недостаточно. Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Искрящиеся счастьем глаза детей после просмотра кукольного спектакля говорят о том, что малыши очень любят кукольный театр. Яркие, красочные и динамичные куклы вызывают интерес у ребят. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, лисичку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно. Но куклы в городском кукольном театре - это одно, а кукольный театр в классе - это совсем другое. И я решила в своем классе организовать во внеурочное время кукольный театр, который работает второй год. Ученики моего класса довольно впечатлительны и легко перевоплощаются, поэтому работа над пьесами не представляет для них больших трудностей, участвуют они в постановке спектаклей с большим удовольствием и это приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Участие в спектакле развивает ребенка: он учится говорить правильно и понятно, старается передать в своем чтении мысли и чувства героев. При чтении роли ребенок старается внести в свою речь живую интонацию героя: хвастливо распевает песенку Колобка, «хитро» говорит за Лису или грубым голосом за медведя. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, выразительная речь, способствуют углублению знаний, полученных на уроках литературного чтения, формируют интерес к чтению. Дети роются в книгах, приносят книги в класс, ищут самостоятельно сказки, рассказы, которые , по их мнению , можно показать с помощью кукол. Также кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников., Очень важно через работу над ролью учить ребят правдивости, хорошей и крепкой дружбе, отзывчивости, смелости, трудолюбию. Так, работая над пьесой «Репка», дети приходят к выводу, что любая работа по плечу хорошему, дружному коллективу.

Куклы в нашем театре перчаточные, небольшие по размеру, они одеваются на руку: голову на указательный палец, руки куклы -на большой и средний пальцы. Это развивает моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность . Прежде чем начать постановку спектакля, мы несколько раз читаем вслух пьесу за столом, обсуждаем характер действующих лиц, распределяем роли. Потом проводим репетиции тоже за столом, сначала читая роли , а потом наизусть. Когда роли выучены твердо, переходим к репетициям на ширме и с куклами, к тому времени интонации голоса хорошо усвоены. На ширме отрабатываем движение каждого персонажа в отдельности, а потом вместе. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Все спектакли у нас музыкальные и с декорациями. Декорации к спектаклям делают родители. Выступаем мы перед учениками начальной школы. Участвуем в городском конкурсе «Школьные подмостки» Периодически я пользуюсь кукольным представлением и на уроках литературного чтения. На разных этапах урока. Например, при чтении рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» я надела на руку куклу ежика и обращаюсь к детям: «Посмотрите, какой гость к нам пришел. Кто это? Какой он? Что вы знаете о нем? Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором действует этот герой. Слушайте внимательно, а потом расскажите, чем интересен был вам этот рассказ?» Театр можно использовать при изучении раздела «Устное народное творчество» , а также при чтении басен Крылова. Использую при первичном восприятии. Например, при изучении рассказа Носова «На горке», я прочитала начало рассказа (слова автора), а когда начался диалог героев, ребята его разыграли на ширме. Инсценирование куклами вносит в урок разнообразие, помогает развивать и совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, позволяет ярче представить героев, главную мысль произведения. Работа с кукольным театром - это большой труд, требующий много времени, сил, терпения. Но, несмотря на многие трудности, классный кукольный театр необходим моим детям. Им интересно в нём. Они заняты нужным делом, они остаются в школе во внеурочное время, чтобы подготовить для детей очередной спектакль или помочь учителю подготовить хороший урок. Они чувствуют свою нужность.

Используемая и рекомендуемая литература.


  • Журнал: « Начальная школа» №7, 1989г.;

  • Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.

  • Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград: Учитель, 2010г.

  • Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.


© 2010-2022