- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. »
Урок «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гефнер О.В. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель: Гефнер Ольга Валерьевна, МАОУ СОШ № 7 город Тюмень.
Предмет: Математика 1 класс
Тема урока: Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. Цели урока: - научиться выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей; - создать условия для применения данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; - способствовать формированию умения записывать число нуль при помощи цифры 0; - развивать коммуникативные навыки учащихся. Планируемые метапредметные результаты Личностные: отношению к учению, произвольному поведению, уважительное отношение ко всем участникам урока.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, различать способ и результат действия. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаковые модели, добывать новые знания через игру, учебник и жизненный опыт учащихся. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические. Ресурсы: мультимедиа-проектор, учебник (Л.Г. Петерсон Математика: 1 класс: Учебник. - М.: Планета, 2012), маски.
Ход урока
- Организация начала урока
- Составь слова и найди «лишнее». Обоснуй свой ответ.
Ловк фиарж яцза жикё
Ученики. Волк, жираф, заяц, ёжик. «Лишнее» - жираф, все остальные лесные жители.
- Найти закономерность. Рассмотреть все варианты.
- Записать такое выражение, чтобы одно слагаемое было больше другого на 1. Доказать ответ.
- Составить всевозможные равенства. Объяснить математические свойства.
9-5=4 (если от суммы отнять одно слагаемое, то получиться
9-4 =5 другое).
-
Реши задачу:
Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? Ученик. Нисколько, т.к. остальные испугаются и улетят. Росли две вербы, на каждой по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? Ученик: ни одной, т. к. на вербе груши не растут.
III . Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи Цель: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
- Учитель: Может ли кто-нибудь из вас обозначить числом «нисколько», «ни одной»? Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?
- Запись цифры 0 по образцу.
IV. Открытие нового знания Цель: организовать постановку цели урока; составление совместного плана действий.
- Работа с числовым отрезком.
Учитель. Каким числом обозначить количество предметов в корзине? Ученик. В корзине пусто, значит числом 0. Учитель. Давайте поиграем! Первая ситуация. Я буду загадывать лесных зверей, а вы отгадывать. У вас маски, у кого маска совпадет с отгадкой, тот выходит к доске, выбирает плод и кладет в корзинку.
Вот иголки и булавки выползают из- под лавки.
(Ёжик)
Кто с веселых темных сосен в ребятишек шишку бросил?
(Белка)
Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
Ученики выходят к доске и кладут плоды в корзину. Учитель. Сколько предметов было в корзине? Ученик. 0. Учитель. Сколько плодов собрали звери? Ученик. 5. Учитель. Сколько предметов стало в корзине? Ученик. 5. Учитель. Какое выражение можно составить? Ученик. 0+5=5 Учитель. Что заметили? Ученик. Если к нулю прибавить число, то получим это же число. Вторая ситуация.
Кто зимой холодной, в лесу ходит злой и голодный?
(волк) Учитель. Ребята, как вы думаете, чем можно покормить волка, чтобы он не был голодным? Ученик. Ничем, волк - хищник. Учитель. Изменится ли число предметов в корзине, если волк не нашел в ней ничего интересного для себя? Ученик. Нет. Учитель. Какое выражение можно составить? Ученик. 5-0=5 Учитель. Что заметили? Ученик. Если от числа отнять нуль, то получиться это же число. Третья ситуация. На доске. Учитель. Ребята, посчитайте шишки на веточке. Запишите их количество графически.
Ученики. Учитель. Подул в лесу сильный ветер, все шишки упали. Изобразите - графически (ученики зачеркивают овалы). Сколько осталось на веточке? Ученик. Нисколько. Учитель. Какое выражение можно составить? Ученик. 4-4=0 Учитель. Что заметили? Ученик. Если от числа отнять это же число, то получиться нуль. Учитель. Интересно, если в получившихся выражениях с нулем, будут стоять другие числа, изменятся ли наши выводы? (Все выводы, которые делали дети, записаны на доске)
V. Первичное закрепление Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Работа в парах по учебнику. Учащиеся сравнивают собственные выводы с правилом в учебнике. На доске появляются записи: а+0=а а-0=а а-а=0
VI. Рефлексия деятельности Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной деятельности. Учитель. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Какую ставили учебную задачу? Удалось ли её решить? Каким способом?