Урок русского языка на тему Слова, близкие по значению (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект урока русского языка в 1 классе

по теме: «Слова, близкие по значению»











Составила : учитель начальных классов

Мещерякова Людмила Федоровна



г. Волгоград



Тема урока: «Слова, близкие по значению»

Цель: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.

Задачи:

образовательные: -познакомить учащихся со словами, близкими по значению;

-отработать у учащихся умения подбирать слова-сининимы;

развивающие: -способствовать формированию правильного речевого поведения;

- развитие ассоциативного и логического мышления;

воспитательные: -воспитание уважительного отношения к товарищам; умения слушать и слышать;

-воспитания интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения: урок с применением ИКТ, групповые технологии.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение.





Планируемые результаты урока:

Предметные:

Уметь различать слова, близкие по значению;

Уметь подбирать слова, близкие по значению;

Понимать роль синонимов в речи;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение контролировать свою деятельность (самоконтроль), деятельность одноклассников (взаимоконтроль).

Познавательные:

  • умение применять на практике ранее изученные знания;

  • умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • умение добывать новые знания;

  • поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

  • планировать учебное сотрудничество (реализовать в процессе групповой работы правила совместной деятельности);

  • умение слушать и понимать речь учителя;

  • умение вступать в учебный диалог с одноклассниками;

  • соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные:

  • умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

  • умение выражать свое мнение;

  • умение работать над адекватной самооценкой;

  • умение осознать необходимость учения.

Ресурсы: основные - рабочая тетрадь «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 1класс, изд. « Просвещение»;

Дополнительные - персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, раздаточный материал: задания для работы в группах, листы достижений.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах


Этапы урока

Содержание урока

1




2


















3




4



5

Организационный момент.

Цель для учителя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; создание благоприятного психологического микроклимата.

Цель для учеников: позитивно настроиться на урок; подготовиться к восприятию новых знаний.

Методы организации урока: рефлексвный круг,вступительное слово учителя



Изучение нового материала

2.1Создание проблемной ситуации для определения темы урока и постановки учебной задачи

Цель для учителя: способствовать созданию проблемной

ситуации для постановки учебной задачи.

Цель для учеников: учится анализировать представленный учителем материал с целью решения поставленной задачи и определения темы урока

Методы, использованные учителем при изучении нового материала: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий, беседа по вопросам; создание проблемной ситуации.





2.2 Аналитическая работа

Цель для учителя: создание ситуаций для развития ассоциативного и логического мышления;

создание ситуаций для формирования понятия о правильном поведении.

Цель для учеников: учится находить причинно-следственные связи между предметами и словами.

Методы, использованные учителем при аналитической работе:активизация познавательной деятельности;

Создание ситуации успеха с учетом индивидуальных способностей обучающихся, частично-поисковый, практический;

метод стимулирования


2.3 Работа по группам

Цель для учителя: создание условий для исследовательской деятельности;

развивать коммуникативные способности учащихся в совместной деятельности

Цель для учащихся: учиться решать поставленную задачу в группах

Методы, использованные учителем при организации работы в группах: активизация познавательной деятельности; работа в группах;

стимулирование.






2.4 Работа с текстом.

Цель для учителя: формирование исследовательских умений.

Цель для учащихся: убедиться в значимости изучаемого материала .

Методы, использованные учителем: наблюдения с элементами исследования;

стимулирование.



Закрепление учебного материала

Цель для учителя: учить работать самостоятельно;организация проверки и взаимопроверки

Цель для учащихся: учиться работать по инструкции;уметь подбирать синонимы к словам;

учиться осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Методы, использованные учителем: методы мотивирования и стимулирования ; выявление познавательных затруднений , формирование навыков самооценки и взаимооценки, рефлексия.


Рефлексивно-оценочная деятельность.

Цель для учителя: выявить степень усвоения обучающимися полученных знаний;формирование самооценки учащихся.

Цель для учащихся: осмыслить возникшие трудности при выполнении заданий; осознать степень усвоения материала

Методы, использованные учителем: познавательно-рефлексивный

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивам лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Доброе утро, дети!

Доброе утро гости!

- Ребята, а вы умеете быть внимательными?

Знаете ли вы, что внимание похоже на луч?

Этот луч перебегает с одного предмета на другой, то он становится ярче,то бледнеет, то совсем гаснет. Некоторые люди умеют управлять этим лучом, как лучом фонарика.

Иногда это им очень помогает. Я предлагаю направить ваш лучик на урок и быть очень внимательными..

( Слайд №1)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)


  • Послушайте стихотворение:

  • Гиппопотама бегемот

  • Однажды повстречал:

  • -Вы кто?-спросил.

  • - Я бегемот,-

  • Гиппопотам сказал.

  • Тут возмутился бегемот:

  • -Кто же я тогда такой?!

  • -А вы, ему ответил тот,

  • Гиппопотам простой.

  • Гиппопотаму бегемот

  • Сказал:- Вы просто лжец!

  • С гиппопотамом бегемот

  • Рассорился вконец.

  • Они уже который год

  • И здесь шумят и там-

  • Все не решат:

  • Кто бегемот,

  • А кто гиппопотам.


  • А вы как думаете, ребята?

  • Кто из них бегемот, а кто гиппопотам?

  • -Как же так? Слова разные, а изображения животных одинаковое? Оказывается, в русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. Слово одно, а значений несколько.

  • -Кто догадался, какая тема нашего урока?

  • Формулировка темы урока: «Слова близкие по значению»

Что вы знаете об этих словах?

-Значит, цель нашего урока : научиться подбирать слова близкие по значению.

Использование информационно-коммуникационных технологий

Посмотрите на иллюстрации сказочных героев

(Слайд 2)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

-Как зовут этих героев? Золушка, Дюймовочка, Незнайка.

- Какие слова можно отнести к каждому из героев? (слова: работает, маленькая, шалун,трудится,проказник,корпит,крошечная, озорник,миниатюрная,сорванец )

-Прочитайте, что получилось?

Дюймовочка-общий признак:очень маленький размер; обозначает признак предмета.

Золушка-общий признак слов: выполняет работу;слова обозначают действие предмета.

Незнайка-общий признак слов:не очень хорошее поведение;обозначает предмет.

( Cлайд3)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

Вывод: слова, имеющие общее значение и отвечающие на один и тот же вопрос называются синонимы.

- Давайте узнаем, что еще могут показывать синонимы. Проведем исследование.

А сначала, отгадайте загадку.

(Слайд 4)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

-Что за чудо-коромысло,

После дождика повисло,

Очень яркое,цветное,

А красивое какое? ( Радуга)

- Из каких цветов состоит радуга? (7цветов)

А вот слова-синонимы могут не только цвет называть, но и уточнять оттенки цветов.

-Предлагаю вам рассмотреть гаммы цветов.

Работаем по группам..Вспомним правила работы в группе.( обратить внимание на схему)

У каждой группы свой цвет.

Ваша задача подобрать слова -синонимы, обозначающие оттенки данных цветов.

( на доске таблица цветов)

1гр.-зеленый (изумрудный, малахитовый)

2гр.-красный(багровый,алый.пурпурный,рубиновый)

3гр.-желтый(золотистый,лимонный,янтарный)

4гр.-синий(васильковый,голубой,небесный, лазурный)

(Слайд 5)-таблица оттенков.

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

- Рассмотрите любую гамму цветов, и вы заметите, что все цвета имеют оттенки и помогают в этом синонимы.

Но, оказывается, синонимы могут показывать оттенки и других слов, которые обозначают предметы, действия предметов и признаки предметов.

(Слайд 6)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

Вспомните сказку А.С.Пушкина о Золотой рыбке.

И скажит,как меняется название дома у старухи..

Жил старик со своею старухой

У сам ого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичной, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.

Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху.

Все эти слова обозначают жилище.

Попробуем самостоятельно подобрать синонимы к словам

В рабочей тетради на стр. 12 в упр.9 вам нужно записать пары слов,близких по значению,т.е. сининимы.

- Отметьте цветом трудность этого задания для вас.

- Запишите слова.

.( Взаимопроверка)

-Поменяйтесь тетрадками и цветом отметьте правильность выполнения

-Кто легко справился? Кто испытал трудности?

-Как вы думаете, ребята, а зачем так много слов для обозначение одного предмета?

-Синонимы помогают сделать нашу речь образной, красивой, яркой.

-С помощью синонимов мы можем избегать повторов.

-Но не все слова нашего языка имеют синонимы И КАК ЖЕ ИХ УЗНАТЬ? На помощь придет словарь синонимов, который так и называется: Словарь синонимов русского языка.

-Итак, над какой темой мы работали на уроке? Что мы узнали нового? Чему учились?

(Слайд 7)

Урок русского языка на тему Слова,близкие по значению(1 класс)

На листе достижений отметьте ваши новые знания и умения.

Я УЗНАЛ.....

Я НАУЧИЛСЯ...




© 2010-2022