Сложение. Переместительное свойство сложения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Сложение. Переместительное свойство сложения. ЦЕЛЬ Познакомить со смыслом арифметического действия сложения, сформировать табличные навыки сложения.
ЗАДАЧИ:
  1. Научить овладеть умениями записывать сложение чисел математическими знаками, изображать его на числовом луче.
  2. Познакомить младших школьников с математической терминологией (выражение, равенство, слагаемые, сумма, значение суммы).
  3. Познакомить с переместительным свойством сложения.
В этом разделе - 13 часов.
  1. Смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия сложения. 2 ч.
  2. Переместительное свойство сложения. 1 ч.
  3. Состав однозначных чисел. 8 ч.
  4. Формирование табличных навыков сложения. 2 ч.
Организация учебной деятельности по данной теме в 1 классе включает в себя следующие этапы:
  1. Усвоение предметного смысла сложения.
  2. Усвоение состава однозначных чисел.
  3. Формирование табличных навыков сложения.

Сложение - одна из важных тем программы по математике в 1 классе. Изучение этой темы направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения задачи. А главное - это возможность выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Для формирования у младших школьников представления о смысле сложения использую простейшие модели:
  1. Предметные (рисунки и действия с предметами).
  2. Вербальные (словесное описание выполняемых действий).
  3. Графические (изображение сложения на числовом луче)
  4. Символические (числовые выражения и равенства)
Опираясь на опыт детей, их подготовку к школе, возрастные и индивидуальные особенности формирую у детей представление о смысле сложения, используя простейшую модель: предметную (рисунки и действия с предметами).
В самом учебнике заложена хорошая наглядность. Очень часто на урок приходят Миша и Маша, которые помогают детям частично-поисковым методом выбрать правильное решение и сделать самим вывод. Используя наглядный материал, дети приходят к выводу, что объединить - значит сложить. На каждом уроке проводится работа в тетрадях на печатной основе, в которых содержатся различные разноуровневые задания Сложение чисел можно изобразить на числовом луче, таким образом формируется у младших школьников представление о смысле сложения через использование простейшей модели: графической. Рассматривая свойства сложения, используем шкалу обычной ученической линейки, которая поможет ребенку хорошо понять и запомнить суть этого свойства. Следующий этап - знакомство с терминологией. Большую помощь в этом оказывает наглядный материал: таблички с терминами в учебнике, таблица на доске.
В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с коммутативным свойством сложения, называя его «переместительное свойство сложения» или «перестановка слагаемых». Для его разъяснения использую наглядные пособия и задания, при выполнении которых дети узнают новое свойство сложения.
Используем линейку, так как с помощью линейки можно наглядно проиллюстрировать, почему перестановка чисел позволяет быстрее получить результат. Впервые на уроке частично-поисковым методом дети сами приходят к выводу, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Одной из важных задач курса математики является формирование навыков табличного сложения в пределах 10, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения однозначных чисел.
Одним из основных приемов активизации познавательной деятельности при формировании прочных вычислительных навыков является игра. Использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. После знакомства учащихся со смыслом сложения, с понятиями «числовое выражение», «равенство», «слагаемые», «сумма», «значение суммы» я перехожу к формированию навыков табличного сложения Наиболее эффективным является подход, нацеленный на усвоение состава каждого однозначного числа. Для достижения этой цели даю систему заданий, которая ориентирована на 4 этапа усвоения состава однозначных чисел.
1 этап. Непроизвольное запоминание. На этом этапе даю задания на классификацию предметов, на соотнесение предметных и символических моделей, на выбор рисунка, соответствующего предложенной записи равенству, и, наоборот, на выбор выражения или равенства, соответствующего рисунку . Основная цель работы на этом этапе - усвоение школьниками смысла действия сложения как объединения предметных совокупностей и приобретение навыков записи всех возможных случаев представления однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых. Выполняя такие упражнения, некоторые дети способны непроизвольно усвоить состав однозначных чисел.
2 этап. Установка на запоминание состава числа. Работаем с табличкой«Постарайся запомнить!» Изготовляются карточки, на одной стороне которых записано выражение, а на другой стороне - его значение.
3 этап. Самоконтроль и взаимоконтроль. Дети выполняют обучающие упражнения, которые помогают им запомнить состав числа, а также, пользуясь карточками, проверяют себя и друг друга, какие табличные случаи сложения они запомнили, а где допустили ошибки. На уроках использую метод дифференцированного подхода: подбираю и разрабатываю разноуровневые задания.
4 этап. Контроль сформированности навыков сложения. После прохождения темы была дана проверочная контрольная работа для учащихся 1В класса, работающих по программе «Гармония» Н.Б.Истоминой и 1Б класса, работающих по программе «Школа России» Плешакова. Работа показала лучший результат у детей 1В класса, работающих по программе «Гармония». Контрольные работы у Н.Б.Истоминой представлены на трех уровнях. После обязательного 1 уровня, некоторые дети приступают к выполнению заданий повышенной трудности, то есть к заданиям 2 или 3 уровней по своему выбору. 1 уровень выполнили все. 2 уровень выбрали 8 человек. 3 уровень выбрали 2 человека. Эти результаты позволяют мне в дальнейшем планировать дифференцированные и разноуровневые задания на уроках. Я считаю, что программа «Гармония» дает большее развитие детей, так как весь материал адаптирован для школьника, идет опережающее обучение. Так как учащимися хорошо была усвоена тема « Сложение. Переместительное свойство сложения», я выступила на школьном методическом объединении учителей начальной школы.
Научно-методическое сопровождение.
  1. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Уроки математики»
  2. Н.Б.Истомина «Математика 1 класс»
  3. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Тетрадь по математике 1 класс»
  4. Н.Б.Истомина «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах».
  5. Н.В.Волина «Праздник числа».
  6. Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах».
  7. О. А. Камалиева «Использование дидактических игр в начальной школе».


© 2010-2022