- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровье и развитие первоклассников
Здоровье и развитие первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чехлыстова Т.Н. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Жан-Жак Руссо Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Под здоровьем ребёнка мы понимаем гармонию физических и духовных сил, уравновешенность нервной системы, выносливость, способность противостоять различным вредным влияниям. Здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Для этого в нашей школе ведётся работа по следующим программам:
- Образовательная программа начального общего образования (УМК «Школа России»), который формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни) ,
- Образовательная программа начального общего образования «Индивидуального обучения»
- «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»,
- «Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению»,
- «Программа «Помоги себе сам»,
- «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» (СЛАЙД № НАЗВАНИЯ ПРОГРАММ)
Организация оздоровительно- профилактической работы:
-
Начинаем работу с медико-педагогической диагностики состояния здоровья первоклассников. Дети проходят медицинский осмотр врачами - специалистами: педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом.
-
Результаты осмотра представлены в таблице:
№
Виды заболеваний
1а
1б
Итого:
1
Врожденные пороки
-
-
-
2
Заболевания сердца и сосудов
3
4
7
3
Заболевания органов дыхания
-
1
1
4
Заболевания желудочно-кишечного тракта
-
-
-
5
Заболевания внутренних органов
1
2
3
6
Заболевания эндокринной системы
-
1
1
7
Заболевания нервной системы
1
2
3
8
Кожные и аллергические заболевания
-
1
1
9
Заболевания опорно-двигательного аппарата
1
1
2
10
Нарушение осанки
1
4
5
11
ЛОР-заболевания
2
2
4
12
Зрение, слух
3
4
7
13
Кариес
-
-
-
14
Травмы
-
-
-
15
Операции
-
1
1
16
ИМБТ (инфекция микробо-бактериями)
1
-
1
В первый класс пришли дети с проблемами здоровья (в том числе заболевания сердца и сосудов, нарушение осанки, зрения и слуха). Два ребенка по состоянию здоровья обучаются на дому. По результатам обследования педиатр распределяет детей по группам здоровья и физкультурным группам (СЛАЙД № Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам.) данные помогают всем педагогам, работающим в этих классах учитывать возможности детей, правильно строить процесс обучения)
- Создаем в школе условий для соблюдения санитарно- гигиенических навыков: мытья рук, переобувания в сменную обувь и т.д.); СЛАЙД(руки моют)
- Проводим мониторинг состояния здоровья, заболеваемости 1-классников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; СЛАЙД № (таблица по состоянию здоровья - ведется классным руководителем, заполняется 1 раз в четверть. Сравнение данных по четвертям позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход и давать соответствующие рекомендации родителям)
- Медработник школы проводит профилактическую работу по предупреждению заболеваний: плановые прививки, беседы с обучающимися, рекомендации родителям о необходимости рационального питания и закаливания детей, соблюдение режима дня.
На протяжении всего учебного года ведётся следующая работа:
-
Диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
-
Обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения.
-
Контроль за посадкой обучающихся при письме;
- Обеспечение норм двигательной активности детей согласно СаНПиН
- Соблюдение режима проветривания школьных помещений
- Организация рационального питания 1-классников в школьной столовой (все обучающиеся получают горячее питание 100% охват)
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Комфортные кабинеты
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. С первых дней занятий в школе классный руководитель с родителями составляют режим дня для каждого обучающегося. (Учим родителей составлять режим дня для ребенка) Учитываются данные о нагрузках первоклассников: сколько ребенок тратит времени на дорогу в школу, занятия в школе, проводит перед телевизором и компьютером, помогает по дому, занимается спортом, посещает кружки и т.д.
Родителям ……. О режиме дня ребенка в школе ….
Учебный день обучающихся в 1-х классах начинается с утренней зарядки (8.55-9.00). (ФОТО) Начало 1-го урока - 9.00 продолжительность уроков - 35 минут; учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; наиболее трудные предметы проводятся на 2-3 уроках; для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в понедельник и пятницу; продолжительность перемен между уроками составляет 20 и 30 минут. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся учителя проводятся на уроках физкультминутки и гимнастику для глаз. (ФОТО), чередуют во время урока различные виды учебной деятельности (слушание, письмо, опрос, чтение), непрерывная продолжительность которых 5-7 минут. Двигательная активность обучающихся помимо 2-х уроков физической культуры и урока ритмики обеспечивается за счет:
- физкультминуток ; (ФОТО)
- динамических пауз;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований («Мама и я», «Веселые старты», «День зарядки», КВН и т.д.
- уроков здоровья,
- дней здоровья. (ФОТО)
После уроков дети имеют возможность посещать кружки по интересам: (слайд) «Природа и я», «Хочу всё знать», «Звукарик», «Слово», «Планета игр», «Истоки», «Танцевальный», «Хореография», «Мягкая игрушка»
В нашей школе организована логопедическая и психологическая помощь 1-классникам. Логопедические занятия с первоклассниками ведёт учитель начальных классов - Фролова О.М., (ФОТО) кружок «Помоги себе сам» и подгрупповые занятия по формированию и развитию позитивного отношения к школе. - психолог Чвокина Н.А. (ФОТО После уроков психолог ежедневно, по согласованию с учителем, приглашает отдельных детей «поиграть». Это дети, которые в течение учебного дня находились в состоянии повышенной нервной возбудимости, гипо- и гиперактивные. (ФОТО) Для проведения таких занятий психолог использует элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. В игре, незаметно для себя, ребята проживают какую-либо проблемную ситуацию вместе с вымышленными персонажами, находят из нее выход. Так же через игру и игровые упражнения ведется работа над развитием психических процессов обучающихся.
Индивидуальная работа с первоклассниками
Для определения особенностей ребенка психолог проводит индивидуальную диагностику: изучение психических процессов и личностных характеристик. В соответствии с этим учителя получают рекомендации. В результате в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка и используются такие формы работы:
- задания разной степени трудности;
- специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания и пр.
Мотивация к школьному обучению
Особенности личности
1 Б класс
1 А класс
Адаптация Вывод: на конец года мы отчётливо прослеживаем наличие положительной динамики и стабилизации психологического комфорта обучающихся.
Результаты уровня развития психических процессов
(1 четверть и 4 четверть)
В н и м а н и е
П а м я т ь
М ы ш л е н и е
Вывод: сравнивая показатели уровня развития психических процессов на начало и конец учебного года, выявляется наличие положительной динамики в процессе их развития.
Таким образом, процесс адаптации первоклассников к условиям школьного обучения прошел успешно, уровень школьной мотивации находится на достаточно высоком уровне, процесс совершенствования всех психических процессов протекает в нормальном режиме.
Взаимодействие с родителями первоклассников, просветительская работа.
В школе сложилась система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- проведение общешкольных и классных родительских собраний, на которых родителям демонстрируются фильмы и презентации ( в том числе, выполненные обучающимися школы, их родителями) под лозунгом «Мы за здоровый образ жизни!» или «Я выбираю….»;
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей,
- совместная работа по проведению оздоровительных и спортивных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В школе создана комфортная развивающая образовательная среда: Обеспечивается высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантируется охрана и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Школа создаёт условия для получения доступного, качественного образования, воспитания и развития в безопасных , комфортных условиях адаптированных к возможностям и способностям каждого конкретного ребёнка. Качество образования осуществляется за счёт дифференциации и индивидуализации содержания образования, использования современных педагогических технологий. В школе созданы условия для самореализации учащихся в урочной и внеурочной деятельности , что подтверждается качеством и уровнем участия в олимпиадах , фестивалях , конкурсах , смотрах различного вида.