Урок литературного чтения. Сказка Хаврошечка 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».

Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка''.

Задачи:

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

-смена видов деятельности;

-рефлексия.

Развивать УУД:

  • Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

  • Познавательные (поиск информации, извлечение информации)

  • Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).

Оборудование:

Презентация Power Point, приложения для групп и пар к уроку, «наливные яблоки», листики и цветочки.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание учебного материала,

деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

1.Орг. момент.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Речевая разминка. На слайде.

Произнести фразы: «Дай мне игрушку!», «Не дам!», как гром, дождик и мышка.

2.Актуализация знаний о сказках.

- игра в парах «Четвёртый лишний»

Петушок - золотой гребешок, боярин, братья, жерновцы.

Иванушка - дурачок, Царевна - лягушка, пшеница, Сивка - бурка.

- что объединяет все эти слова?

- чем они похожи?

- Что такое сказка?

- какие виды сказок знаете?

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

Учащиеся находят лишнее: братья, Царевна-лягушка.

-Сказки.

- русские народные сказки.

- сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок (дети отвечают)

-Волшебная, бытовая, о животных.

3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.

- С какой целью мы повторили материал по сказкам?

Объясняют цель

4. Целеполагание, тема урока.

- Правильно, мы сегодня изучаем русскую народную сказку стр.42.

-Давайте определим цель, которую мы ставим перед собой?

-Что означает слово Хаврошечка, как вы думаете? (*стр. 169) Попробуйте поработать с именем как бы еще называли человека с таким именем?(Пример: Лена, Елена,Ленуша, Леночка…)

- Подберите синонимы к слову хавронья.

Хавронья`Толковый словарь Даля`

искажен. имя, Февронья. | Свинья.

Хавронья`Толковый словарь Ожегова`

-и, род. мн. -ний, ж. (разг шута.). То же, что свинья (в 1 знач.). Вывалялось в грязи

Хавронья`Словарь синонимов`

хавронья

хрюшка, свинья, чушка, грязнуля

-А что хотели бы узнать вы из сказки с таким названием?

- Хаврошечка.

-Проанализировать произведение с точки зрения магии чисел, слов должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, вознаграждение героя.

Февро́ния (также Евфросиния; разг. Февро́нья; прост. Хавро́ния, Хавро́нья) - женское русское личное имя; восходит к др.-греч. букв. «благомыслящая, радостная».

Производные: Февро́ньюшка; Февро́ня; Фе́ва; Фе́ша; Хавро́нья; Хавро́ха; Хавро́ша; Хо́вря (Хо́вра); Хо́ря.

Ответы детей.

5. Постановка учебной задачи.

Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать?

Читать, отвечать на вопросы. Проанализируем сказку и докажем, что она волшебная.

6. Открытие новых знаний.

Словарная работа.





Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,

Укажи быстрее:

К кому нитка привела?

Сказку слушать нам пора!

Сейчас вы прослушаете сказку. Будьте внимательны и запоминайте: Отмечайте непонятные слова.

восприятие текста, проверка первичного восприятия текста.

Разбор сложных слов после прочитанного.

А сейчас поработаем в парах сменного состава и начнем анализировать сказку.

Затем продолжение анализа сказки на местах

Еще несколько вопросов возникло ребята.

- Какая эта сказка по виду? Докажите.

Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?

( Как выполняла трудную работу Царевна - лягушка? В чём разница?)

Вы уже обратили внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?

- Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?

С какими древними представлениями связано то, что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого? ( если затруднения стр.170*)

- От чего засыпают обе сестры?

- Почему из косточек коровы вырастает дерево?

- Случайно ли это яблонька, да еще такая необычная? Зачитайте.

-Понравилась вам сказка?

(Чтение подготовленными учениками).

Разбирают непонятные слова.

Работают в парах сменного состава над вопросами.

-волшебная

Магия волшебного слова.

Волшебный помощник...


8.Применение способа действия.

В парах поработайте над вторым вопросом на стр.47.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Какой урок может дать нам эта сказка?

Сравнивают сказки «Хаврошечка» и «Сивка - бурка»

9.Рефлексия


-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным, интересным?

-Достигли поставленной цели?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

У вас на столе лежат наливные яблочки, зеленые листочки и розовые цветочки. Если у вас настроение хорошее и все получилось на уроке поднимите яблочки, были небольшие затруднения - цветочки, пока трудно делать выводы -покажите зеленые листики.

Рефлексируют свою работу на уроке.

10.Домашнее

задание на выбор


  1. Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.

  2. Попробовать придумать свою волшебную сказку.

  3. Стр.47 последние два вопроса.

-Урок окончен!

Выбирают домашнее задание по силам.










© 2010-2022