Доклад на тему Применение технологии арт-терапии в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение технологии арт-терапии в начальных классах »


План 1. Творческие способности.

2. Портрет творческой личности. 4.Виды арт-терапии. 5.Показания для проведения арт-терапии. 6. Арт-терапия на уроках технологии и изобразительного искусства.

7. С какими проблемами помогает справиться арт-терапия.
Я, Плишкина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов с 32 летним стажем. Работаю с первых дней своей педагогической деятельности в одной школе пгт Нижнеивкино. Тема «Развитие творческих способностей младших школьников» мне интересна все годы работы в школе. Целью моей педагогической деятельности является - развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, изобразительного искусства. С 2012года м я начала работать по новой программе ФГОС. Чаще стала обращаться за помощью к школьному психологу. Узнала об арт-терапии, которую можно применить в своей работе. Когда произносят слова «творческие способности», на ум сразу приходит что-то воздушное и обязательно талантливое. Считается, что творческими способностями обладает каждый человек, просто не догадывается об их существовании. Творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Проходя мимо букета цветов, один увидит только цвет, другой, размер букета, а вот творчески одаренный художник создаст, увидев композицию, шедевр, которым впоследствии многие будут восхищаться. Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных сторон. Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта - это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы.



Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

  • одаренность;

  • талант;

  • гениальность.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что - просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.

Портрет творческой личности

- Он не боится оказаться в одиночестве, защищая свои идеи.

- Он часто предается воображению.

- Он мыслит независимо; то есть, мыслит своей головой, не опасаясь того, что о нем подумают другие.

- Он внимательно прислушивается к мнениям других, даже если они отличаются от его мнения.

- Он не пугается, если поначалу его идеи несколько неясны, так как знает: мало-помалу они прояснятся.

- Он верит в себя и в свои способности.


Творческие способности человека - это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями!
Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Ими наделены все, кто больше, кто меньше. Дети обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые; но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку. Из недавних исследований выясняется, что наиболее творческие дети - в тех семьях, где оба родителя работают. Обычно матери таких детей более нетерпеливы, они постоянно поощряют любознательность детей, верят в них и не терзают их постоянными запретами.

С творческими способностями рождаются; однако можно стать творческим человеком благодаря воспитанию, которое дало бы возможность применять свои способности, которое бы стимулировало ребенка и давало ему возможность решать задачи, а не подсказывало бы уже готовые решения. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты в будущем.

/Источник: kak-bog.ru/tvorcheskie-sposobnosti#ixzz3jFBCoWfG/



Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Виды арт-терапии Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

  1. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

  2. Музыкотерапия

  3. Драматерапия

  4. Танцевальная терапия

  5. Куклотерапия

В многолетней практике сложились следующие методики:

1) терапия созданием творческих произведений (художественных и научных);

2) терапия творческим общением с природой;

3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой;

4) терапия творческим коллекционированием;

5) терапия проникновенно-творческим погружение в прошлое;

6) терапия ведением дневника и записных книжек;

7) терапия домашней перепиской с врачом;

8) терапия творческими путешествиями;

9) терапия творческим поиском одухотворенности в «повседневном».



Описание метода Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Показания для проведения арт-терапии Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.

Задачи арт-терапии

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

  2. Проработать подавленные мысли и чувства.

  3. Установить контакт с учеником.

  4. Развить самоконтроль.

  5. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

  6. Развить творческие способности и повысить самооценку.


Арт-терапия на уроках технологии, изобразительного искусства Многим еще в детстве говорят, что не умеешь рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия - одна из составляющих широкой категории - терапии искусством. Цель арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

С какими проблемами помогает справиться арт-терапия? Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как - тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью ар-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Форму организации учебной деятельности в начальной школе стараюсь разнообразить. Работаем с учениками индивидуально, в парах, в группах. Ведь иногда простое знакомое изделие, выполненное индивидуально, в коллективной работе становится более интересно и значимо. Творчество дает человеку много радостей и счастья. Развивает в нем наблюдательность, сообразительность, быстроту ума, чувство красоты, юмор. Кроме того, дает много умений, которые пригодятся в жизни!


Кк

© 2010-2022