- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 3 классе (программа 2100) по теме Пётр 1
Урок окружающего мира в 3 классе (программа 2100) по теме Пётр 1
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кустова О.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Познакомить с личностью императора Петра Великого, с преобразованиями в жизни государства.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока. Изучение нового материала (открытия новых знаний).
Оборудование. Река времени, карточки с событиями истории, карточки информацией о Петре 1, кроссворд, презентация, учебник.
Ход урока.
Этап урока
Содержание урока
Методические приемы
1 Организационный
момент
Рапорт.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
С вами мы живём в России,
В знании истории - наша сила!
2 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Что вы видите на доске? (река времени)
- Что мы можем по ней определить? ( этапы истории и как называлось тогда государство)
- Сегодня мы будем работать в парах и в группах, вспомним правила групповой работы.
- У вас на партах карточки с описанием события , вам предстоит определить век, когда оно произошло.Расположите карточки на реке времени.
862 г Княжение Рюрика
882 г Объединение Новгорода и Киева. Возникновение государства.
988г Крещение Руси
1019г Киевский князь Ярослав Мудрый
1110г - Создание «Повести временных лет»
1147г Первое упоминание о Москве
1240г Невская битва
1242г Ледовое побоище
1380г Куликовская битва
1480г Возникновение единого независимого государства. Правление Ивана III
1547г- Венчание Ивана IV на царство
1564г Первая печатная русская книга
1612г Народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
1613г Венчание на царство Михаила Романова
- Как называлось государство с IX по XIII века?
- Перечислите основные события того времени.
- Почему река времени делает крутой поворот?
- Как называлось государство с XIV по XVII века? Перечислите основные события того времени.
- Почему река времени опять круто изменила своё направление? Что в следствие этого могло произойти?
- О чём поговорим сегодня на уроке? ( как называлось государство,какие события произошли)
Работа в парах
3 Совместное открытие знаний, поиск решения проблемы.
- После Михаила Романова государством стал править его сын Алексей. Сын Алексея Михайловича ,Фёдор, был болезненным и не смог в дальнейшем править государством. Тогда на царство венчали десятилетнего Петра. (слайд 1)
Следующий этап истории связан с этой личностью и его правлением. Сформулируйте тему урока. (запись на доске)
- Под каким именем Пётр 1 вошёл в историю России, какой вклад внёс. мы узнаем, разгадав кроссворд.
3 2
п
5
м
р
о
а
е
с
с
о
н
т
б
о
7
е
р
в
1
п
р
а
а
п
р
о
з
4
т
о
а
в
о
р
е
6
л
в
о
в
е
л
и
к
и
й
а
ф
ь
м
о
т
т
о
п
в
е
е
р
е
о
л
л
м
р
д
ь
ь
а
а
е
т
т
ц
о
о
р
р
Пётр 1 в истории страны
- У каждой группы имеются карточки с описанием этапа жизни Петра1. Вы читаете в группах, выделяете главное и на основе вашего рассказа мы подбираем 1 слово для кроссворда: «Кем был этот человек»
1 группа: слайды 2, 3, 4
Маленький царевич Пётр с детства любил играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. Вместо того, чтобы получать подобающее государю воспитание, мальчик-царь бегал по лесам и полям, играл в войну с крестьянскими и дворянскими детьми, таким образом они потешались. Из этих детей составили «потешные полки», сшив для них в Оружейной палате солдатские мундирчики тёмно-зелёного цвета и изготовив маленькие сабли и ружья. Он был своеобразным полководцем. Пётр подвергал своё маленькое войско строгой солдатской выучке по уставам нового строя, заставлял штурмовать специально для этого построенные земляные крепости, маршировать. У «потешных» солдат были свои пушки - сначала деревянные, стрелявшие кочанами капусты, а потом - настоящие. Когда Пётр подрос, из его «потешных» образовались первые полки регулярной армии - Семёновский и Преображенский. (полководец)
2 группа : слайды 5, 6, 7, 8, 9 Из Преображенской усадьбы Петр часто бегал в соседнюю Немецкую слободу, где ему преподавали арифметику, геометрию и ратное дело. Неутомимый, волевой царь всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигаци, географию, военное дело, иностранные языки.
Пётр освоил около 14 специальностей. В сарае царской усадьбы в Измайлове Пётр нашёл старый парусный ботик. Узнав, что он может ходить даже против ветра, Пётр не успокоился до тех пор, пока не научился им управлять. С этого ботика началось увлечение Петра мореходством.
Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь - простой мастеровой - это было в диковинку. (мастеровой)
3 группа : слайды 10, 11, 12, 13, 14
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Он хотел догнать развитые европейские страны.
Он ввёл новый календарь. Было принято решение о начале нового года первого января, а отсчет лет вести от Рождества Христова.
Пётр упростил азбуку - кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей - Кунсткамеру, и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук.
При Петре наладилось более тесное общение со странами Европы. Люди стали быстрее узнавать о новинках техники, достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы. Пётр - преобразователь.
Физминутка - Левой, правой слайд 15
Группа 4 : слайды 16, 17, 18, 19, 20
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Сам государь вернулся домой в заграничном немецком костюме и приказал своим подданным носить такие же. Пётр обрезал длинные рукава одежды у бояр, ссылаясь на то, что они мешают работать. В некоторых городах воеводы не впускали в храмы тех, кто был одет в старинное русское платье. На улицах можно было увидеть манекены, на которых демонстрировались образцы европейского платья. За верность Отечеству и проявленную в бою отвагу Пётр стал награждать не шубами с царского плеча, а рыцарскими орденами. Был учреждён первый русский орден Святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя России.
Из Европы царём были привезены балы, так называемые ассамблеи. Они очень тяжело приживались в России, ведь обычные люди не привыкли красиво танцевать, достойно общаться. Со временем эти балы были приняты. И мы с вами скоро посетим ежегодный Кадетский бал, на котором вы будете изумительно танцевать и достойно себя вести. Петровские реформы означали для России резкий поворот к восприятию достижений западной цивилизации. Пётр- реформатор.
- Ребята, Пётр 1 многое сделал для страны. Как вы думаете, какие были причины таких преобразований?
Работа с учебником с. 66-68
Группа 5 : слайды 21, 22, 23, 24 После выхода к морю необходимо было закрепиться на новых рубежах. Выбрав место для строительства нового города на одном из островов в устье Невы, Пётр своими руками срубил берёзу, сделал крест и, поставив его, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла». Так был заложен Санкт-Петербург, т.е. город святого Петра. Пётр - основатель. Строительство Петербурга началось с возведения деревянной крепости, которую затем перестроили в каменную. Напротив раскинулось Адмиралтейство - верфь для строительства Балтийского флота. Недалеко от неё построили «царский дворец», состоявший из двух комнаток, передней и кухни. Тут же начали возводить другие общественные здания и дома, согнав на строительство тысячи крестьян и мастеровых. Через год над новым городом прозвучал праздничный артиллерийский салют в честь прибытия первых иностранных торговых судов. Вскоре в Петербург стали переселяться купцы и бояре. Пётр принимал их очень радушно и разрешал каждому из них самому выбирать место для строительства нового дома. Для защиты Петербурга с моря на острове в Финском заливе возвели крепость Кронштадт.
Группа 5 : слайды 25, 26
При Петре появились новые заводы, были основаны новые города - Петрозаводск, Екатеринбург, Липецк.
1703 год принято считать годом основания Липецка. Русский военный флот зарождался на берегах Воронежа и Дона. Посещая здешние места, Петр 1 узнал о больших запасах железной руды близ Липецка. По указу Петра 1 в 1703 году на реке Липовке началось строительство Верхних липецких заводов. Чуть позже, строятся Нижние Липецкие железоделательные заводы. Располагались они прямо у реки Воронеж, на том месте где сегодня находится Нижний парк. В 1709 году поселение при них было названо слободой Липские заводы. От внимания Петра I не укрылась выгода, связанная с размещением «железоделательного» производства именно в этом месте. Здесь рос необходимый в то время для металлургии лес. «Энергетическую базу» обеспечивал напор речной воды. И самое главное - ниже по течению реки Воронеж располагались первые петровские верфи, на которых строились военные корабли. Для обслуживания этих верфей и предназначалась продукция липецких металлургов. - Как Сенат назвал Петра 1? ( правитель, император, отец Отечества) - Прочитайте текст на с. 71 учебника и объясните, почему современники его назвали «Отцом Отечества».
Работа по группам.
Работа с учебником
4 Самостоятельное применение знаний
- Какие преобразования в стране повлияли на то, что случился перелом в истории?
- Как стало называться государство? (Российская империя)
- Как стали называть Петра 1?
- Мы разгадали с вами кроссворд и узнали, под каким именем вошёл в историю Пётр 1 (Великий)
5 Итог урока
- Что нового узнали?
- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?Слайд 30
6 Домашнее задание
Уметь рассказывать , чем ознаменовано появление Российской империи.
Работа в тетради: Почему Петра назвали Великим?
Хотели бы вы оказаться /не оказаться во времена Петра 1 , объяснить почему?