Урок окружающего мира в 3 классе (программа 2100) по теме Пётр 1

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII - начало XX ВЕКА. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Цель. Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Познакомить с личностью императора Петра Великого, с преобразованиями в жизни государства.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока. Изучение нового материала (открытия новых знаний).

Оборудование. Река времени, карточки с событиями истории, карточки информацией о Петре 1, кроссворд, презентация, учебник.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

Методические приемы

1 Организационный

момент

Рапорт.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

С вами мы живём в России,

В знании истории - наша сила!

2 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Что вы видите на доске? (река времени)

- Что мы можем по ней определить? ( этапы истории и как называлось тогда государство)

- Сегодня мы будем работать в парах и в группах, вспомним правила групповой работы.

- У вас на партах карточки с описанием события , вам предстоит определить век, когда оно произошло.Расположите карточки на реке времени.

862 г Княжение Рюрика

882 г Объединение Новгорода и Киева. Возникновение государства.

988г Крещение Руси

1019г Киевский князь Ярослав Мудрый

1110г - Создание «Повести временных лет»

1147г Первое упоминание о Москве

1240г Невская битва

1242г Ледовое побоище

1380г Куликовская битва

1480г Возникновение единого независимого государства. Правление Ивана III

1547г- Венчание Ивана IV на царство

1564г Первая печатная русская книга

1612г Народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

1613г Венчание на царство Михаила Романова

- Как называлось государство с IX по XIII века?

- Перечислите основные события того времени.

- Почему река времени делает крутой поворот?

- Как называлось государство с XIV по XVII века? Перечислите основные события того времени.

- Почему река времени опять круто изменила своё направление? Что в следствие этого могло произойти?

- О чём поговорим сегодня на уроке? ( как называлось государство,какие события произошли)

Работа в парах

3 Совместное открытие знаний, поиск решения проблемы.

- После Михаила Романова государством стал править его сын Алексей. Сын Алексея Михайловича ,Фёдор, был болезненным и не смог в дальнейшем править государством. Тогда на царство венчали десятилетнего Петра. (слайд 1)

Следующий этап истории связан с этой личностью и его правлением. Сформулируйте тему урока. (запись на доске)

- Под каким именем Пётр 1 вошёл в историю России, какой вклад внёс. мы узнаем, разгадав кроссворд.

3 2

п

5

м

р

о

а

е

с

с

о

н

т

б

о

7

е

р

в

1

п

р

а

а

п

р

о

з

4

т

о

а

в

о

р

е

6

л

в

о

в

е

л

и

к

и

й

а

ф

ь

м

о

т

т

о

п

в

е

е

р

е

о

л

л

м

р

д

ь

ь

а

а

е

т

т

ц

о

о

р

р


Пётр 1 в истории страны

- У каждой группы имеются карточки с описанием этапа жизни Петра1. Вы читаете в группах, выделяете главное и на основе вашего рассказа мы подбираем 1 слово для кроссворда: «Кем был этот человек»

1 группа: слайды 2, 3, 4

Маленький царевич Пётр с детства любил играть деревянными солда­тиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. Вместо того, чтобы получать подобающее государю воспитание, мальчик-царь бегал по лесам и полям, играл в войну с крестьянскими и дворянскими детьми, таким образом они потешались. Из этих детей составили «потешные полки», сшив для них в Оружейной палате солдатские мундирчики тёмно-зелёного цвета и изготовив маленькие сабли и ружья. Он был своеобразным полководцем. Пётр подвергал своё маленькое войско строгой солдатской выучке по уставам нового строя, заставлял штурмовать специально для этого построенные земляные крепости, маршировать. У «потешных» солдат были свои пушки - сначала деревянные, стрелявшие кочанами капусты, а потом - настоящие. Когда Пётр подрос, из его «потешных» образовались первые полки регулярной армии - Семёновский и Преображенский. (полководец)

2 группа : слайды 5, 6, 7, 8, 9 Из Преображенской усадьбы Петр часто бегал в соседнюю Немецкую слободу, где ему преподавали арифметику, геометрию и ратное дело. Неутомимый, волевой царь всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигаци, географию, военное дело, иностранные языки.

Пётр освоил около 14 специальностей. В сарае царской усадьбы в Измайлове Пётр нашёл старый парусный ботик. Узнав, что он может ходить даже против ветра, Пётр не успокоился до тех пор, пока не научился им управлять. С этого ботика началось увлечение Петра мореходством.

Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь - простой мастеровой - это было в диковинку. (мастеровой)

3 группа : слайды 10, 11, 12, 13, 14

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Он хотел догнать развитые европейские страны.

Он ввёл новый календарь. Было принято решение о начале нового года первого января, а отсчет лет вести от Рождества Христова.

Пётр упростил азбуку - кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей - Кунсткамеру, и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук.

При Петре наладилось более тесное общение со странами Европы. Люди стали быстрее узнавать о новинках техники, достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы. Пётр - преобразователь.

Физминутка - Левой, правой слайд 15

Группа 4 : слайды 16, 17, 18, 19, 20

Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Сам государь вернулся домой в заграничном немецком костюме и приказал своим подданным носить такие же. Пётр обрезал длинные рукава одежды у бояр, ссылаясь на то, что они мешают работать. В некоторых городах воеводы не впускали в храмы тех, кто был одет в старинное русское платье. На улицах можно было увидеть манекены, на которых демонстрировались образцы европейского платья. За верность Отечеству и проявленную в бою отвагу Пётр стал награждать не шубами с царского плеча, а рыцарскими орденами. Был учреждён первый русский орден Святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя России.

Из Европы царём были привезены балы, так называемые ассамблеи. Они очень тяжело приживались в России, ведь обычные люди не привыкли красиво танцевать, достойно общаться. Со временем эти балы были приняты. И мы с вами скоро посетим ежегодный Кадетский бал, на котором вы будете изумительно танцевать и достойно себя вести. Петровские реформы означали для России резкий поворот к восприятию достижений западной цивилизации. Пётр- реформатор.

- Ребята, Пётр 1 многое сделал для страны. Как вы думаете, какие были причины таких преобразований?

Работа с учебником с. 66-68

Группа 5 : слайды 21, 22, 23, 24 После выхода к морю необходимо было закрепиться на новых рубежах. Выбрав место для строительства нового города на одном из островов в устье Невы, Пётр своими руками срубил берёзу, сделал крест и, поставив его, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла». Так был заложен Санкт-Петербург, т.е. город святого Петра. Пётр - основатель. Строительство Петербурга началось с возведения деревянной крепости, которую затем перестроили в каменную. Напротив раскинулось Адмиралтейство - верфь для строительства Балтийского флота. Недалеко от неё построили «царский дворец», состоявший из двух комнаток, передней и кухни. Тут же начали возводить другие общественные здания и дома, согнав на строительство тысячи крестьян и мастеровых. Через год над новым городом прозвучал праздничный артиллерийский салют в честь прибытия первых иностранных торговых судов. Вскоре в Петербург стали переселяться купцы и бояре. Пётр принимал их очень радушно и разрешал каждому из них самому выбирать место для строительства нового дома. Для защиты Петербурга с моря на острове в Финском заливе возвели крепость Кронштадт.



Группа 5 : слайды 25, 26

При Петре появились новые заводы, были основаны новые города - Петрозаводск, Екатеринбург, Липецк.

1703 год принято считать годом основания Липецка. Русский военный флот зарождался на берегах Воронежа и Дона. Посещая здешние места, Петр 1 узнал о больших запасах железной руды близ Липецка. По указу Петра 1 в 1703 году на реке Липовке началось строительство Верхних липецких заводов. Чуть позже, строятся Нижние Липецкие железоделательные заводы. Располагались они прямо у реки Воронеж, на том месте где сегодня находится Нижний парк. В 1709 году поселение при них было названо слободой Липские заводы. От внимания Петра I не укрылась выгода, связанная с размещением «железоделательного» производства именно в этом месте. Здесь рос необходимый в то время для металлургии лес. «Энергетическую базу» обеспечивал напор речной воды. И самое главное - ниже по течению реки Воронеж располагались первые петровские верфи, на которых строились военные корабли. Для обслуживания этих верфей и предназначалась продукция липецких металлургов. - Как Сенат назвал Петра 1? ( правитель, император, отец Отечества) - Прочитайте текст на с. 71 учебника и объясните, почему современники его назвали «Отцом Отечества».

Работа по группам.















Работа с учебником

4 Самостоятельное применение знаний

- Какие преобразования в стране повлияли на то, что случился перелом в истории?

- Как стало называться государство? (Российская империя)

- Как стали называть Петра 1?

- Мы разгадали с вами кроссворд и узнали, под каким именем вошёл в историю Пётр 1 (Великий)

5 Итог урока

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?Слайд 30

6 Домашнее задание

Уметь рассказывать , чем ознаменовано появление Российской империи.

Работа в тетради: Почему Петра назвали Великим?

Хотели бы вы оказаться /не оказаться во времена Петра 1 , объяснить почему?


© 2010-2022