Конструкт урока на тему Согласные звуки [ф] [ф], буквы Ф, ф

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к уроку.

УМК «Школа России» Урок по теме «Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф.» , проводится по курсу «Русский язык» (обучение грамоте), место учебного предмета в учебном плане в 1 классе - 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка. Составлен по учебнику В.Г.Горецкого и др., Азбука (2 часть) с использованием ИКТ (мультимедийная презентация). Урок проведен в 1 «б» классе (январе 2016 учебном году), в котором 17 учеников (8 мальчиков и 9 девочек одного возраста). Из них на начало учебного года: посещали ДОУ -76 %, из них имели: высокий уровень готовности к школе - 23 % учащихся; средний уровень готовности - 23%; низкий уровень готовности - 29 %. Не посещали ДОУ - 23 % учащихся. Из них имели: высокий уровень готовности - 5%; средний уровень готовности - 11%; низкий уровень готовности - 5%. Обучающиеся имеют адекватное поведение, в целом класс имеет средний уровень мотивации к школе, большая часть детей активна на уроках, внимание (в основном) неустойчивое. Ко 2-му полугодию в классе 4 учащихся - читающих целыми словами , - 9читающие по слогам и целыми словами, 4 - по слогам. Учащиеся умеют работать в группах, любят рисовать, решать «трудные» задачи. Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit. Урок построен в соответствии с современными требованиями к проведению учебных занятий. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «Ф», согласными звуками [ф], [ф'], формирует ценностное отношение к труду и людям профессий средств массовой информации, расширяет знания детей об окружающем мире. В уроке предусмотрена работа в группах (технология деятельностного метода, игровая деятельность, технология оценивания учебных достижений учащихся). На уроке проводятся упражнения, способствующие развитию слуховой памяти, фонематическому развитию слуха. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся, на уроке проводятся физкультминутки. Урок способствует развитию речи, памяти, мышления, формирует коммуникативные навыки, навыки самопроверки. Развивается орфографическая зоркость. Для подготовки наглядного материала и оформления презентации к уроку использовала ресурсы интернета: infourok.ru, 2berega.spb.ru/user/, pedsovet.org/ и др. А так же пользовалась методическими пособиями: О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. - М.: ВАКО, 2015. -448 с. - (В помощь школьному учителю); Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Г. Горецкий., Н.М. Белянкова, - М.: Просвещение, 2012 г., -301 с., - (Школа России). Данная разработка рекомендуется учителям начальных классов на уроках обучения грамоте.

Тема. Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф.

Цель: создать условия для формирования новых знаний о звуке и букве «эф». Задачи:
  1. познакомить учащихся с буквами Ф, ф;
  2. совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  4. воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.
Планируемые результаты. Личностные умения: - формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися; - способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии; - формировать культуру общения, навыки коллективного труда; - познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за свою Родину. Метапредметные: Регулятивные: - формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: - развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: - развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные: - выделять звуки [ ф], [ ф'] из слов, характеризовать их сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, и слова с изученной буквой; - сопоставлять попарно слоги с буквами в и ф; - читать стихотворные тексты. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, история.
Универсальные учебные действия. Познавательные - развитие познавательного интереса в исследовании родного языка, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания Коммуникативные - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; Регулятивные - формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности. Личностные: - проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Организация образовательного пространства: - «лента букв»; - учебник «Русская азбука»; - плакат с буквой Ф; шнурок для конструирования буквы «Ф»; - карточки с буквами; - «письмо от Фиксиков»; - аудио - запись из мультфильма «Фиксики»; - книга со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; - карточки с изображением корабликов, для рефлексии; - плакат «морские волны»; - карточки для самостоятельной работы; - презентация к уроку. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология изучения темы. Этап I. Самоопределение к деятельности. Цель: Актуализация знаний обучающихся с опорой на жизненный опыт, мотивация обучающихся к изучению темы. Планируемые результаты. Личностные умения: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану. Познавательные умения: воспринимать предложенную тему, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию. Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. Ситуативные задания. Форма работы - фронтальная.

Деятельность

учителя

обучающихся Сегодня утром я нашла у себя на столе письмо. Кажется оно адресовано нам с вами. «Дорогие ученики 1 «б» класса! Поздравляем вас сегодня, вы отправляетесь в путешествие по островам, в конце которого вас ждёт сюрприз! Но чтобы получить этот сюрприз вам необходимо выполнить все наши задания. Желаем удачи, встретимся на островах! Ваши друзья Фиксики!» (слайд № 1) Слушают учителя. - Да, ребята, мы отправимся с вами в интересное морское путешествие, где узнаем много нового выполнив задания Фиксиков. - Думаю, у нас всё получится ведь мы: Мы - дружные! Мы - умные! Мы - внимательные! Мы - старательные! В 1 классе учимся, Всё у нас получится. (слайд № 2)

Настраиваются на урок, проговаривают слова:

Дружные!

Умные!

Внимательные!

Старательные! Всё у нас получится! Звучит песня фиксиков. - Итак, вперёд в путешествие! - А отравимся мы на красивом корабле, которым управляет: лучший друг ДимДимыча. Он самый младший в семье фиксиков. Добродушный и непосредственный Нолик любит экспериментировать. И поэтому часто попадает в необычные ситуации, из которых не может выбраться без помощи своих родных. Кто это? - Но для того что бы подняться на борт корабля нам необходимо выполнить первое задание Нолика. (слайд № 3) Произнесите чистоговорку: - Аф-аф-аф - в Африке живёт жираф. - Фа-фа-фа - мы пропели ноту «Фа». - Фе - фе - фе - пишем буквы мы в графе. - Какой звук часто встречается в словах, которые мы произнесли?

Угадывают и называют по картинке первого персонажа из мультфильма «Фиксики».





- Нолик!

Произносят чистоговорку.

Выделяют звуки [ф], [ф']. Этап II. Учебно-познавательная деятельность. Цель: Планируемые результаты. Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса. Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат. Предметные умения: формулировать тему и цели урока, развитие фонематического слуха. Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат. Учебные поисковые задания и методы работы с информацией. Форма работы - групповая.

Деятельность учителя обучающихся - Сформулируйте тему и цели нашего урока. Цели урока: - познакомиться с… - учиться отличать …. - учиться читать… (слайд № 4) - Тема урока: «Буква Ф и звуки, которые она обозначает». Цели урока: - познакомиться с новой буквой Ф, ф; - учиться отличать букву «Ф» от других букв; - учиться читать слоги и слова с буквой «Ф» - Мы вместе с Ноликом отправляемся в путешествие! - Откроем свои учебники на с. 70-71 «Азбуки». Что на них изображено? - Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далёкие годы. Морской флот бывает надводный и подводный. (слайд № 5) - Об истории флота мы узнаем от ученика, подготовившего сообщение к нашему уроку. Открывают учебники с. 70-71 «Азбуки», рассматривают иллюстрацию. Ответы детей.



Один ученик выступает с сообщением «История флота». Остальные дети слушают. - Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу, может сесть военный самолёт, как на аэродром. - Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо перевозке грузов. - Но как можно догадаться, что корабль на котором мы отправляемся в путешествие - российский? (слайд № 6) Изображение флага. (слайд № 7). Рассмотрите его. - Какие цвета у нашего флага? - Что они обозначают? - Произнесите первый звук в слове флаг. Работа с индивидуальными зеркалами. - Дайте характеристику звука [ф]. - Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины. - Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге. Дайте характеристику звука [ ф'].
Слушают, задают вопросы.

Ответы детей: так, как на корабле мы видим Российский флаг.

Красный, синий, белый.

Звук [ф] - согласный, глухой, твёрдый.

Звук [ ф'] - согласный, глухой, мягкий.

Этап III. Основной этап. Цель: подвести учащихся к пониманию значения творчества А.С.Пушкина в русской литературе; развивать речь и умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений. Планируемые результаты. Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса. Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат. Предметные умения: работать с разными источниками получения информации. Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат. Учебные поисковые задания и методы работы с информацией. Форма работы - фронтальная, групповая.



- А мы отправляемся дальше, первый остров на нашем пути «Игровой», и нас на нём встречает: старшая сестра Нолика. Она учится в школе и даже стала лучшей ученицей в классе. - Кто это ребята? - Симка довольно хорошо разбирается в технике и часто рассказывает о ней Нолику и ДимДимычу. Она всегда готова быстро и решительно прийти на помощь своим друзьям. (слайд № 8). - На этом острове мы с вами, за одно немного отдохнём. Игра «Твёрдый - мягкий» (слайд № 9) Задание: если услышите твёрдый звук [ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то отпускаете вёсла и отдыхаете. - Молодцы ребята, вы очень внимательные, Симка отправляется с нами дальше.





- Симка.



Дети выполняют задание, изображая что гребут вёслами .
- Следующая остановка на острове «Знакомств». Нас встречает саамы мудрый и строгий, замечательный рассказчик и учитель юных фиксиков? Кто это? - Как вы думаете ребята, с кем нас познакомит Дедус на этом острове?

Просмотр мультфильма (слайд № 10). - Назовите слова, с буквой «Ф», которые вы услышали в мультфильме. Вспомните ещё слова с буквой «Ф», в начале или в середине слова, назовите. - На что похожа буква (эф) Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф - как ключ из сказки. (слайд № 11) Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Филин - два огромных глаза - Букву Ф напомнит сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. - Ребята найдите в каком домике в «ленте букв», поселилась буква Ф? (слайд № 12) - Соседка какой буквы, буква Ф? - Что можно сказать про эти буквы В и Ф?

- Дедус!

- С новой буквой «Ф». Смотрят мультфильм. Дети дают ответы. Называют слова с буквой «Ф».

Дети высказывают своё мнение.

Буква Ф поселилась на первом этаже, под буквой В.

- Они парные! - Найдите новую букву. (Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами). - Встаньте, изобразите букву Ф. - На что похожа буква Ф? - Выложите букву Ф из шнурка.
Поиск буквы среди других изученных букв.

Изображают букву «Ф».

Выкладывают букву «Ф» из шнурка. Физминутка. Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.
Закройте глаза(1-2-3).. Зажмурьте их(1-2-3). Быстро поморгайте(1-2-3). Закройте глаза(1-2-3). Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительно
Этап IV. Диагностика качества освоения темы. Цель: Установить степень усвоения темы. Планируемые результаты. Личностные умения: осознание значимости своей работы для общего результата. Регулятивные умения: высказывать предложение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные умения: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной и групповой работы. Предметные умения: отвечать на вопросы, сравнивать свой результат с результатом одноклассников. Коммуникативные умения: слушать других, формулировать мысли вслух. Учебные задания и методы работы с информацией. Форма работы - индивидуальная, групповая.

Деятельность учителя обучающихся - А мы отправляемся дальше, и наш корабль подплыл к острову «Слоговой», на котором нас ждёт отец Симки и Нолика. Это фиксик высшего класса, мастер на все руки. Теперь он работает в обычной квартире и отвечает за всю технику в доме. Как его зовут? (слайд № 13) - С буквой Ф познакомились. Какие задания можем дальше выполнить? - Прочитайте сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н. С разной интонацией, пропевая. (Приложение № 1).

Чтение слогов и слов (учебник «Азбука» с. 71). -Выполним задания от Папуса на карточках - дополни слоги до слова. (слайд № 14) - Проверяем правильно ли вы выполнили задание? (слайд № 15) - Папус.





Читать слоги и слова с новой буквой! Читают слоги, сливают буквы К и Н с разной интонацией. Самостоятельно выполняют задания на карточках. - Отправляемся дальше! - Слоги мы прочитали. - Следующий остров «На волне творчества», здесь нас встречает Девочка-фикси одноклассница Симки и её лучшая подруга. Шпуля - «душа класса». Кто? (картинка) - (слайд 16). - Она предлагает нам выполнить творческое задание.(Приложение № 2). - Возьмите голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф». Что у вас получилось?



- Шпуля ГКонструкт урока на тему Согласные звуки [ф] [ф], буквы Ф, ф

отовят синий или голубой карандаш. Раскрашивают те места где есть буква Ф.

- Фонтан. - На следующем острове нас встречает мама Симки и Нолика. Она очень любит своих детей, но не всегда успевает уследить за их проделками. Кто это? (слайд 17). - Остров «Читальный», на этом острове все кто останавливаются обязательно читают разные сказки стихи, рассказы. - И мы ребята с вами будем читать. Чтение стихотворения хорошо читающим учеником (слайд 18). - Из какого произведения данные строки? Кто автор этого произведения? Хоровое чтение. - Прочитаем ещё одно стихотворение А.С. Пушкина на с. 71 в учебнике «Азбука» (слайд № 18). Чтение одного ученика, затем хором. Чтение самостоятельное. -Найти слова с буквой Ф. Есть ли такие слова?

- Мася!

Ответы детей.

«Сказка о Царе Салтане…»

А.С. Пушкин

Читает сначала один ученик , затем читают хором.

Читают самостоятельно.

Называют слова с буквой «Ф». Этап V. Рефлексивная деятельность. Цель: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. Самоанализ и самооценка ученика. Форма работы - фронтальная, индивидуальная, групповая.

Деятельность

учителя

обучающихся - Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем Фиксикам, что узнали на уроке сегодня?
- Дайте характеристику звукам! - Мы познакомились со звуками [ф], [ф'], буквой «Ф». - [ф]- согласный, глухой , твёрдый, [ф'] - согласный, глухой, мягкий. - Буква Ф имеет пару букву В. - Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - У вас на партах лежат кораблики. (Приложенение № 4). Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны. (Приложение № 5).
- Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны. - Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

- Я благодарю вас за работу. Кто желает выполнить домашнее задание, возьмите карточку, которую приготовили для вас Фиксики.


Ответы детей.

Размещают свои кораблики на волнах.

По желанию дети берут задание на дом.

Использованные ресурсы:

  1. infourok.ru. - материал о букве «Ф».
  2. 2berega.spb.ru/user/ - материал о букве «Ф».
  3. dyub.org/node/3347 - картинка «Кораблик».
  4. fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=sea&menu6=menu&n=1 - анимации.
  5. liveinternet.ru/users/3935511/post227154206/ - картинки «Фиксиков».
  6. sokoltrans.ru/download.php?xzytf=?u=1080 - портрет А.С. Пушкина.
  7. dosug.kolpino.ru/event/192 - картинка «Остров с пальмами».
  8. filefastovik.com/diel'fin-art.html - картинка «Дельфинчик».
  9. cliparts.co/clipart/3114988 -картинка «Телефон».
  10. infourok.ru/material.html?mid=32954 - картинка «Светофор».
  11. ru.clipart.me/premium-buildings-landmarks/factory-theme-image-1-eps10-vector-illustration-333766 - картинка «Фабрика».
  12. mywishlist.ru/wish/281191 - картинка «Фуфайка».
  13. playing-field.ru/coloring/картинка-раскраска-шофер/ - картинка «Шофёр».
© 2010-2022