- Преподавателю
- Начальные классы
- Адаптированная рабочая коррекционно-образовательная программа по математике для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2 класс (VII вид)
Адаптированная рабочая коррекционно-образовательная программа по математике для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2 класс (VII вид)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергунина М.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Адаптированная
рабочая коррекционно-образовательная программа
по математике
для детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития (ЗПР)
и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2 класс (VII вид)
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа-образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ст.2 п.28 Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Данная адаптированная рабочая коррекционно-образовательная программа по математике разработана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития, составлена на основе Программы Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Учебник Чекин, А. Л. Математика. 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. - М. : Академкнига/Учебник, 2011 Рабочая тетрадь Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Методическое пособие для учителя Чекин, А. Л. Математика. 2 класс : методическое пособие для учителя / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
- Домашнее задание задается индивидуально, в журнале прописывается отдельной строкой со звездочкой.
Характеристика класса
(на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)
В классе обучается 14 человек. Из них 4 девочки, 10мальчиков. Имеют рекомендации территориального ПМПК на обучение по программам коррекционных школ VII вида 1человек:
№
п/п
Ф.И.О.
ДАТА рождения
Результаты обследования
(№ и дата протокола
Рекомендации ПМПК
1.
Вишняков
Дмитрий
Юрьвич
20.04.2006
Пр.№1121/48от 30.08.2013.
Обучение по программе образовательной школы, классов VII вида Занятия с логопедом. Наблюдение в динамике.
. Уровень подготовки учащегося Вишнякова Дмитрия позволяет начать освоение курса математика во 2 класс и требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, выработке произвольного внимания, памяти как наиболее проблемных для детей с ОВЗ. В силу своих особенностей (низкий уровень познавательных процессов, очень низкая работоспособность, невозможность сосредотачивать длительное время свое внимание на задании, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость, логопедические проблемы) он допускает ошибки при решении задач, решении примеров на сложение и вычитание. Вызывает затруднение самостоятельное правильное оформление работы, ориентироваться в тетради, осуществлять самоконтроль. Мелкая моторика не у всех развита не достаточно. Необходимо закреплять по математике следующие темы, вызывающие трудности в изучении решение задач на разностное сравнение, на увеличение или уменьшение на несколько единиц, решение задач на нахождение площади, отработка вычислительных навыков.
1. Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по математике. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда - необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения математике детей с ЗПР и ОВЗ. Потребность в разработке новой адаптировной программы по математике, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.
2. Цель программы: адаптированная программа по математике для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ограниченными возможностями здоровья в условиях МБОУ СОШ №10 в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи этим детям в освоении образовательной программы по математике. Социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предмету с учетом возможностей ребенка.
Цели обучения математике: развитие и совершенствование всех видов вычислительной деятельности; формирование элементарной математической компетентности.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
-
Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации и др.
-
Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
-
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании,
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога,
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
4. Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
5. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
6. Повышения общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
7. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
8. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
9. Формирование учебной мотивации.
10. Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
1. Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на уроках, правил общения;
- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
3. Задачи: Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Методы и формы решения поставленных задач
На урока математики используются классическая и нетрадиционная формы проведения уроков.
Типы уроков:
*урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урока усвоения новых знаний
*урок комплексного применения знаний, комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
*урок обобщения и систематизации знаний, урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
*урок проверки, оценки и коррекции знаний, урока систематизации и обобщения знаний и умений
*тренировочный урок, урока контроля знаний и умений
* контрольный урок,
*урок самостоятельной работы,
* комбинированный урок, комбинированного урока
*урок - деловая игра, соревнование, КВН, викторина, аукцион знаний, урок-турнир, урок-эврика,
*интегрированный урок, урока коррекции знаний, умений и навыков
*урок-зачёт,
*урок - исследование,
*урок взаимообучения.
Формы организации практической деятельности:
-
фронтальная,
-
групповая (бригадная, звеньевая, кооперировано-групповая, дифференцированно - групповая),
-
парная,
-
индивидуальная.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей учеников, характера имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как онтогенетически наиболее ранних базовых составляющих психического развития;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
* принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Адаптированная программа на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
* диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, ЗРР, ОВЗ и др., проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБОУ СОШ №10;
* коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии ребенка с ОВЗ, ЗПР в условиях ЦПМСС; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
* консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР, ОВЗ и др. и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития, социализации обучающихся.
* информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса - обучающимися, их родителями.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-
развитие навыков каллиграфии;
-
развитие артикуляционной моторики
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-
развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
развитие зрительной памяти и узнавания;
-
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-
развитие пространственных представлений и ориентации;
-
развитие временных понятий;
-
развитие слухового внимания и памяти;
-
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
3. Развитие основных мыслительных операций:
-
формирование навыков относительно анализа;
-
развитие н6авыка группировки и классификации(на базе овладения основными родовыми понятиями);
-
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-
формирование умения планировать свою деятельность;
-
развитие комбинаторных способностей
4. Развитие различных видов мышления:
-
развитие наглядно-образного мышления;
-
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
7. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
8. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
9. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
10. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов ЦПМСС (врачей, дефектологов, логопедов, психологов).
6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
* репродуктивные;
* проблемно-поисковые
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.
Общее количество часов за год 136
.
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Всего часов
Практическая работа
Самостоятель-ная работа
Контрольная работа
Проектная деятельность
1
Что мы знаем о цифрах
16
2
Сложение и вычитание до 20
17
3
Наглядная геометрия
10
4
Вычисления в педелах 100
17
5
Знакомство с действиями умножения и деления
14
6
Измерение величин
10
7
Учимся умножать и делить
26
8
Действия с выражениями
18
9
Повторение и обобщение изученного
8
Итого:
136
*Проектная деятельность не входит в общее количество часов, отведённых на изучение математики. Этот вид деятельности вынесен за рамки предмета. Занятия проходят вне уроков. К проектной деятельности привлекаются дети по желанию и интересам.
Распределение общего количества часов по четвертям
№ п/п
Раздел программы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итог за год
1
Что мы знаем о цифрах
16
16
2
Сложение и вычитание до 20
16
1
17
3
Наглядная геометрия
10
10
4
Вычисления в педелах 100
17
17
5
Знакомство с действиями умножения и деления
1
13
14
6
Измерение величин
10
10
7
Учимся умножать и делить
16
10
26
8
Действия с выражениями
18
18
9
Повторение и обобщение изученного
8
8
Итого
32
29
39
36
136
Формы контроля и варианты его проведения
Форма контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итог за год Контрольная работа
Самостоятельная работа
Проверочная работа
Другие формы работы
Содержание учебного предмета Числа и величины (15ч.) Название, запись, последовательность чисел от 1 до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни). Время. Единицы времени. Метрическое соотношение между изученными единицами времени. Арифметические действия(60 ч.) Таблица сложения в пределах 20. Письменные приёмы сложения, вычитания (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток. Сложение и вычитание с числом 0. Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых, ножителей).Проверка результатов вычитания сложением. Умножение и деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0, 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением. Название компонентов действия умножения и деления. Текстовые задачи(30)ч.составление краткой записи условия. Составление выражения по условию задачи. Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, произведения, деление на равные части и по содержании., увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Геометрические фигуры и величины (15ч.) угол, виды углов (прямой, тупой, острый). Виды треугольников (Прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, ромба, квадрата (обзорно). Единицы длины: миллиметр, сантиметр, километр. Измерение длины отрезка. Соотношение между изученными единицами длины. Единицы площади: квадратные метр, километр, сантиметр.
Работа с данными (16ч.) Представление текста в виде схемы (моделирование). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы. Интерпретация информации, представленной в виде схемы или таблицы.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения предмета «Математика»
У учащихся будут сформированы:
-
положительное отношение и интерес к изучению математики;
-
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
-
умение признавать собственные ошибки
У учащихся могут быть сформированы:
-
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
-
адекватная самооценка;
-
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
-
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
-
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
-
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
-
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
-
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
-
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
-
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
-
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знания алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приёмов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
-
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
-
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
-
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
-
сопоставлять разные способы решения задач;
-
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
-
осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановления условия по рисунку, схеме, краткой записи);
-
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
-
понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы:
-
дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы:
-
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;
-
использовать обобщённые способы решения текстовых задач;
-
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задач в несколько действий;
-
решать задачи разными способами;
-
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
-
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
-
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
-
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
-
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
-
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
-
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
-
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расход материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
-
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение; объединять полученные результаты (при решении комбинированных задач);
-
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
-
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты Учащиеся должны знать:
- название разрядов (единицы, десятки, сотни);
- переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения;
- названия компонентов сложения, вычитания, умножения;
- табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
- названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное);
- порядок выполнения действий в числовых выражениях;
- названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник)
- названия единиц измерения длины, площади, времени.
- считать двойками, тройками, четвёрками, пятёрками в пределах таблицы умножения;
- устно выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток;
- письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
- проверять результаты вычисления обратным действием;
- выполнять умножение и деление с числами 0,1;
- находить значение числового выражения, содержащего 3-4 действия;
- сравнивать значения числовых выражений;
- решать простые текстовые задачи на умножение и деление;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата;
- различать прямой, тупой и острый углы:
- определять время по часам.
- названия компонентов действия деления;
- табличные случаи умножения на 6,7,8,9,10;
- признаки делимости на 2,5,10;
- изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника, ромба, квадрата;
- отдельные свойства прямоугольного треугольника;
- вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональными способами (с помощью изученных свойств сложения, умножения, вычитания и деления), в том числе и со скобками;
- складывать и вычитать сотни;
- производить простейшие письменные вычисления в пределах 1000;
- округлять данные, полученные путём измерения;
- решать задачи в 2 - 3 действия на сложение и вычитание.
Программа и материал УМК рассчитан на 136 часов в год, 4 часов в неделю.
1четверть - 32 часов (8 недель)
2 четверть - 28 часов (7 недель)
3 четверть - 44 часа (11 недель)
4 четверть - 32 часа (8 недель) УМК Учебник Математика. 2 класс: в 2 ч / Башмаков М.И., Нефёдова М.Г., - М.: АСТ «Астрель», 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» в2ч / Башмаков М.И., Нефёдова М.Г., - М.: АСТ «Астрель»,2013.
Методическое пособие для учителя Обучение во 2 классе по учебнику «Математика»:программа, методические рекомендации, тематическое планирование/М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова - М. АСТ: Астрель, 2010.
Математика
Тематическое планирование
136 часов (4 часа в неделю)
№ урока
Дата
Тема урока,
страницы учебника
Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности
Характеристика деятельности учащихся
Основные понятия
план
факт
Что мы знаем о числах (16 ч)
1
Рисуем цифры
Часть 1
С. 4-5
Названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры; обозначение цифрами чисел; состав однозначных чисел. *Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. *Сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи. *Читать, записывать и сравнивать двузначные числа. *Решать задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц. *Формулировать вопрос задачи в соответствии с условием. *Обсуждать роль знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке.* Сравнивать цифры, которые использовали разные народы. *Сравнивать разные обозначения. *Расшифровывать числа, записанные с помощью пиктограмм, и шифровать числа. *Решать логические задачи, составлять анаграммы. *Распределять работу при выполнении заданий в паре, объединять полученные результаты. *Пользоваться справочником на форзаце учебника.
Цифра, число, чётное число, нечётное число, круглое число, десяток, сотня, числовой луч, разрядный состав числа, равенство, неравенство.
2
Вычисляем в пределах десятка
С. 6-7
Приемы вычислений с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, с помощью перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел.
3
Собираем группы
С. 8-9
Названия круглых чисел, чтение, запись. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами.
4
Считаем десятками
С. 10-11
Счёт десятками и сотнями. Круглые числа. Знакомство с записью цифрами нескольких сотен.
5
Записываем числа
С. 12-13
Однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел.
Способы сравнения чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство». Последовательность чисел. Названия двузначных чисел, последовательность, расположение на числовом луче.
6
Сравниваем числа
С. 14-15
7
Закрепление. Математический тренажёр.
С. 16 - 17
8
Прибавляем и вычитаем однозначное число
С. 18-19
Сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел без перехода через десяток.
9
Считаем до 100
С. 20-21
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. *Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. *Устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии .* Восстанавливать пропущенные цифры в равенствах и неравенствах.* Устанавливать закономерность в чередовании чисел и продолжать ряд чисел. *Моделировать условие задачи на числовом луче.* Ориентироваться в таблице, восстанавливать условие задачи по табличным данным, заполнять пропуски. *Комбинировать числа для получения заданной суммы
Таблица, табличные случаи сложения и вычитания.
10
Задачи принцессы Турандот
С. 22-23
Использование схем при решении задач; формирование умения составлять краткую запись условия задачи. *Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь).
*Дополнять краткую запись условия числовыми данными. *Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. *Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как частей к целому.* Анализировать условие задачи, вычленяя существенные данные.* Рассуждать при дополнении схемы числовыми данными. *Придумывать задачи в соответствии с заданной схемой, табличными данными, решением по действиям, алгоритмом вычислений. *Сотрудничать при выполнении заданий в паре
Краткая запись, рисунок, схема, условие, решение, пояснение, ответ.
11
Придумываем задачи
С. 24-25
Формирование умений восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку.
12
Семь раз отмерь
С. 26-27
Длина, площадь, объём.
Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб». *Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках. *Определять площадь геометрических фигур в единичных квадратах. *Определять объём геометрических фигур в единичных кубиках. *Ориентироваться в рисунке-схеме. *Соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах)
Периметр, площадь, объём, единичная мера.
13
14
15
16
Входная контрольная работа.
Работа над ошибками . Как считали в древности
С. 28 - 29
Повторение изученного. Математический тренажёр
С. 30-31
Закрепление знаний
С. 32 - 35
Определение уровня остаточных знаний.
Работа над ошибками.
Повторение изученного.
Закрепление пройденного материала. Коррекция частых ошибок. Развитие кругозора.
Знакомство с комбинаторными задачами. Решение логических задач, развитие смекалки, способности применять имеющиеся знания в новой обстановке. *Записывать числа цифрами. *Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд. *Сравнивать числа и результаты вычислений. *Решать задачи в 1-2 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы. *Выбирать правильный ответ из предложенных. *Определять свои интересы и выбирать задания из вариативной части (расшифровывать слова; участвовать в учебных играх, устанавливая очередность действий, соблюдая правила общения при работе в парах; решать комбинаторные и логические задачи; устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии). (выполнять вычисления, заданные с помощью схем, рисунков, цепочек) Применять умения в нестандартной ситуации
Сложение и вычитание до 20 (17 ч)
17
Почему 20?
С. 36-37
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. *Складывать и вычитать числа в пределах 20 c переходом через десяток: 1) с опорой на таблицу сложения; 2) с опорой на состав числа 12; 3) дополняя одно из слагаемых до десятка. *Складывать числа рациональным способом, группируя слагаемые. *Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и остатка. *Составлять краткую запись условия задачи.* Соотносить модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрировать на моделях состав чисел.* Моделировать условие задачи с помощью схемы. *Придумывать задачи в соответствии со схемой, формулировать условие задачи. *Ориентироваться в таблице сложения. *Комбинировать несколько слагаемых для получения заданной суммы, предлагать разные варианты.
Рациональный способ вычислений, группировка слагаемых, таблица сложения.
18
Волшебная таблица
С. 38-39
Таблица сложения . Использование таблицы сложения при вычислениях.
Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения.
19
Двенадцать месяцев
С. 40-41
Состав числа 12. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12.
20
В сумме XV
С. 42-43
Состав числа 15. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15.
21
От года до полутора
С. 44-45
Состав числа 18. Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18.
22
С девяткой работать легко
С. 46-47
Сложение и вычитание с числом. Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9.
23
Вокруг дюжины
С. 48-49
Состав чисел 11. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13.
*Складывать и вычитать числа в пределах 20, ориентируясь на запоминание, наглядность, свойства чисел, свойства арифметических действий.* Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. *Решать задачи в 2-3 действия на нахождение суммы, остатка, слагаемого. *Наблюдать за свойствами чисел при сложении, делать выводы .* Использовать результаты наблюдений при сложении чисел. *Рассуждать при анализе условия текстовых задач. *Комбинировать данные при решении нестандартных задач, предлагать разные варианты. *Находить разные способы заплатить требуемую сумму при покупке.
*Ориентироваться в календаре (дни недели, даты, рабочие и выходные дни). * Ориентироваться в рисунках, схемах.
*Выбирать маршрут на рисунке-схеме, определять его длину, сравнивать разные маршруты.
*Оценивать свои умения складывать числа с переходом через десяток.* Организовывать взаимопроверку при отработке вычислений.
Дюжина.
24
Считаем глазами. Математический тренажёр
С. 50-51
Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20.
25
Две недели
С. 52-53
Состав числа. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 14. Формирование временных представлений.
26
Кругом 16
С. 54-55
Состав числа 16. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 16.
27
Между 16 и 18
С. 56-57
Состав числа 17. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18.
28
От 16 до 20
С. 58-59
Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20.
29
Работаем с календарем
С. 61-60
30
Решаем задачи
С. 62-63
Составление краткой записи условия задачи.
31
32
33
Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание до 20».
Работа над ошибками
С. 64 -65
Повторение изученного
С. 66 - 69
Повторение, обобщение изученного.
*Складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами. *Сравнивать результаты вычислений.
*Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение суммы и остатка. *Выбирать правильный ответ из предложенных. *Находить неверные ответы.
*Выбирать задания из вариативной части: обозначать числа символами; разбивать прямоугольник на части в соответствии с заданным условием; решать комбинаторные и логические задачи.
Наглядная геометрия (10 ч)
34
Геометрический словарь С. 70-71
Названия геометрических фигур, изученных в 1-м классе. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20.
*Различать многоугольники, называть их. *Вычислять длину ломаной. *Различать прямые, острые и тупые углы. *Чертить прямой угол с помощью угольника.* Различать прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. *Определять площадь треугольника в единичных квадратах.
*Находить выражения с одинаковым значением. *Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение слагаемого, суммы, остатка. *Распознавать геометрические фигуры, вычленять их на рисунке.* Сравнивать геометрические фигуры, находить общее и различия. *Конструировать и разрезать геометрические фигуры в соответствии с условием задания. *Выполнять чертёж в соответствии с инструкцией. *Задавать маршрут движения с помощью обозначений, прослеживать заданный маршрут. *Исследовать простейшие свойства четырёхугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах. *Моделировать квадрат и ромб с помощью конструктора,
Квадрат, круг, шар, цилиндр, прямая, кривая, ломаная, треугольник, прямоугольник, многоугольник…
35
Геометрические фигуры С. 72-73
Различение геометрических фигур на рисунках. Формирование умения чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков.
36
Углы С. 74-75
Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунках. Формирование умения чертить прямые углы с помощью угольника.
Прямой угол, тупой угол, острый угол, вершина, сторона угла
37
Проектируем парк Винни-Пуха С. 76-77
Вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков. Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника».
38
Четырёхугольники С. 78-79
Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений.
Ромб, диагональ, квадрат, прямоугольник
39
Треугольники С. 80-81
Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунках.
Прямоугольный , остроугольный, тупоугольный , равносторонний, треугольник
40
41
42
43
Контрольная работа по теме « Наглядная геометрия».
Работа над ошибками.
Выбор темы проекта.
Закрепление пройденного
С. 82-89
Повторение, обобщение изученного.
Вычисления в пределах 100 (17 ч)
44
Складываем и вычитаем по разрядам С. 90-91
Сложение и вычитание чисел по разрядам. Знакомство с понятием «разряд». Знакомство с формой записи вычислений столбиком .
*Складывать и вычитать двузначные числа по разрядам: 1) устно; 2) записывая вычисления в строчку; 3) записывая вычисления в столбик.
*Выполнять сложение рациональным способом.
*Решать задачи в 1-2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка.* Составлять краткую запись условия задачи. *Анализировать условие задачи, отбрасывать несущественное, выделять существенные данные. *Моделировать условие задачи на схеме «целое - части». *Сравнивать эффективность краткой записи и схемы при решении нетиповых задач. *Находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии. *Восстанавливать деформированные равенства. *Прогнозировать результат сложения (количество десятков в ответе). *Ориентироваться в таблицах, заполнять пустые клетки в таблице. Рассуждать при решении числовых ребусов, обосновывать своё решение. *Предлагать разные способы вычисления суммы.* Использовать взаимосвязь сложения и вычитания при вычислениях. *Знать алгоритм вычислений в столбик.* Проверять результат вычитания сложением.* Сравнивать числа и величины,* Решать задачи разными способами. * Дополнять условие задачи вопросом. *Составлять краткую запись условия взаимообратных задач, наблюдать за их решением, сравнивать и делать выводы.
Разряд, сложение столбиком, алгоритм
45
Тренируемся в вычислениях С. 92-93
Продолжение формирования умения выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
46
Переходим
через разряд
С. 94-95
Тема. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
Цель. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
47
Складываем двузначные числа С. 96-97
Формирование умения выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
48
Дополняем до десятка С. 98-99
Знакомство с рациональным способом сложения чисел с переходом через десяток.
49
Выбираем
способ вычисления
С. 100-101
Закрепление изученного.
Закрепление умения выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
50
Закрепление . математический тренажёр
С. 102 - 103
51
Вслед за сложением
идёт вычитание
С. 104-105
Вычитание из круглого числа. Формирование умения выполнять вычитание из круглого числа.
52
Занимаем десяток С. 106-107
Вычитание однозначного числа с переходом через десяток.
53
На сколько больше?
С. 108-109
Разностное сравнение .
Формирование умения решать текстовые задачи на разностное сравнение.
54
Вычитаем и переходим через разряд С. 110-111
Вычитание двузначного числа с переходом через десяток. Познакомить с письменным приёмом вычитания с переходом через разряд.
55
Туда и обратно
С. 112-113
Взаимосвязь сложения и вычитания. Формирование представлений о тесной связи действий сложения и вычитания. Знакомство с обратными задачами.
56
Продолжаем вычитать
С. 114-115
Закрепление изученного.
57
Играем с автоматом
С. 116-117
Тема. Закрепление изученного.
Цель. Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток.
58
59
60
Контрольная работа по теме «Письменные вычисления в пределах 100».
Работа над ошибками.
Систематизация и закрепление изученного. Выбор темы проекта
С. 118 - 125
Цель: Повторение, обобщение изученного.
*Складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно).
*Решать задачи на разностное сравнение.
*Планировать свою работу с опорой на шаблон в рабочей тетради.
Знакомимся с новыми действиями (14 ч)
61
Что такое умножение
Часть 2 С. 4-5
Смысл действия умножения.
Запись суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения.
*Использовать знак умножения для записи суммы одинаковых слагаемых.* Вычислять произведение чисел с помощью сложения. *Записывать решение задачи двумя способами (используя сложение и умножение). *Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. *Проверять верность записанных равенств. *Знать переместительное свойство умножения. *Придумывать задачу на нахождение произведения.* Увеличивать числа и величины вдвое. *Находить половину числа подбором, записывать результат с помощью знака деления.
*Различать увеличение/уменьшение «на 2» и «в 2 раза», сравнивать результаты вычислений.
*Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза.
*Делить на равные части: 1) число, подбирая ответ (одинаковые слагаемые); 2) отрезок на глаз, проверяя себя измерениями.
*Доказывать, что умножение и деление - взаимно-обратные действия, составляя равенства. *Знать свойство чётных чисел «делиться на 2» *Находить произведение с помощью сложения. *Увеличивать/уменьшать числа в 2 раза. *Выполнять умножение с числами 0 и 1. *Находить результат деления, зная результат умножения.* Выполнять вычисления в 2 действия (без скобок) с действиями 1 и 2 ступени. *Наблюдать за свойством умножения (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится). *Исследовать изменение площади квадрата при увеличении его сторон в 2 раза.
Решать нестандартные задачи. Комбинировать данные (составлять пары из данных с помощью графов, таблиц, перебором) в соответствии с условием задания.
*Работать с указателем имён в конце учебника: находить сведения об известных людях, героях произведений, упоминаемых на страницах учебника (рубрика «У нас в гостях»).
*Устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд, соблюдая закономерность.
Умножение, деление, множитель, произведение, делимое, делитель, частное, кратное, таблица умножения, увеличение и уменьшение в несколько раз.
62
Что вдоль,
что поперёк
С. 6-7
Перестановка множителей. Знакомство с понятиями «множители», «произведение»; переместительное свойство умножения.
63
Используем знак умножения
С. 8-9
Использование действия умножения при выполнении заданий, при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях.
64
Вдвое больше
С. 10-11
Увеличение в 2 раза. Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза».
65
Половина
С. 12-13
Знакомство с действием деления. Формирование первоначальных представлений о делении. Знакомство со знаком деления. Формирование умения уменьшать числа вдвое.
66
Делим на равные части
С. 14-15
Формирование первоначальных представлений о делении на равные части.
67
Как раздать лакомство
С. 16-17
Формирование представлений о делении как действии, обратном умножению.
68
Все четыре действия
С. 18-19
Смысл арифметических действий. Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1.
69
Умножение и деление в задачах
С. 20-21
Решение задач на умножение и деление. Выбор действия в соответствии со смыслом текстовой задачи.
70
Варианты. Как умножали в Древнем Египте.
С. 22-25
Решение нестандартных задач.
Знакомство с графическим способом решения комбинаторных задач и с представлением данных в виде таблицы. Формирование первоначальных представлений о решении комбинаторных задач с помощью умножения.
71
72
73
74
Контрольная работа по теме: « Новые действия: умножение и деление».
Работа над ошибками. Математический тренажёр.
С. 26 - 27
Закрепление пройденного С. 28 - 31
Презентация проектов.
Цель: Повторение, обобщение изученного.
Измерение величин (10 ч)
75
Среди величин С. 32-33
Величины и единицы измерения величин
(время, расстояние, объём, масса), названия единиц измерения.
*Измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины. *Переводить сантиметры в миллиметры и обратно. *Вычислять площадь прямоугольника по числовым данным.
*Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
*Находить результат умножения (сложением) и деления (подбором). * Восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче. *Соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу. * Решать задачи на разностное сравнение, определение длительности событий.
*Соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура).
*Ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме. * Использовать умение вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием. *Определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток.
*Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы старшим.
*Выбирать задания из вариативной части: исследовать зависимость между скоростью, временем, расстоянием; решать нестандартные задачи.
Время, расстояние, объём, масса, сантиметр, миллиметр, километр, кв. метр, кв. сантиметр, кв. километр.
76
Измеряем длину С. 34-35
Измерение длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины. Сантиметр и миллиметр.
77
Вычисляем расстояние С. 36-37
Вычисление длины пройденного пути.
Формирование пространственных представлений и первоначальных представлений о скорости.
78
Вычисляем площадь С. 38-39
Площадь прямоугольника. Знакомство с названиями единиц площади. Формирование представлений о вычислении площади прямоугольника с помощью умножения.
79
Определяем время С. 40-41
Определение времени по часам . Формирование временных представлений, умений определять время по часам, длительность событий.
80
Работаем диспетчерами
С. 42-43
Продолжительность событий . Формирование временных представлений: длительность событий; соотнесение времени событий с временем суток.
81
82
83
84
Обобщение и закрепление знаний
С. 44 - 45
Проверочная работа по теме « Измерение величин».
Работа над ошибками. Закрепление пройденного
С. 46 - 49
Презентация проектов С. 50-51
Повторение, обобщение изученного.
Учимся умножать и делить (26 ч)
85
Таблица умножения С. 52-53
Знакомство с таблицей умножения. Наблюдение над числами, расположенными в таблице.
*Соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника. *Выполнять вычисления в 2-3 действия (без скобок).* Использовать таблицу умножения в качестве справочника.
*Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. *Наблюдать за числовыми закономерностями.
*Самостоятельно составлять таблицу умножения на 2, на 3.* Умножать и делить числа на 2 и на 3.
*Решать задачи в 1 действие на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию.
*Моделировать с помощью схем задачи на деление.
*Самостоятельно составлять таблицу умножения на 4.
*Умножать и делить числа на 4.* Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в … (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями.
*Исследовать изменение площади прямоугольника при увеличении его сторон вдвое.
*Восстанавливать задачи по табличным данным, по схемам .* Самостоятельно составлять таблицу умножения на 5. *Умножать и делить числа на 5.
*Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение).
*Планировать решение задачи в 2 действия.
*Умножать и делить числа в пределах 50.
*Комбинировать данные для проведения вычислений.
*Выбирать задания из вариативной части: решать примеры и числовые ребусы, выполнять вычисления по цепочке, рисовать прямоугольники заданной площади, группировать числа; решать нестандартные задачи.
Таблица умножения, таблица Пифагора.
86
Квадраты
С. 54-55
Умножение одинаковых чисел от 1 до 5.
Запоминание квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии).
87
Разрезаем квадраты на части С. 56-57
Формирование представлений о делении числа на 1 и на себя.
88
Умножаем
и делим на 2
С. 58-59
Умножение и деление на 2, умение удваивать числа и делить пополам. Составление таблицы умножения на 2. Знакомство с признаком деления чисел на 2. Формирование умений решать текстовые задачи на деление.
89
Умножаем на 3
С. 60-61
Умножение и деление на 3. Составление таблицы умножения на 3. Формирование умений умножать и делить числа на 3.
90
Двойки и тройки
С. 62-63
Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3.
91
Тройки и двойки
С. 64-65
Увеличение и уменьшение в 2 (в 3) раза .Формирование первичных представлений об операциях увеличения и уменьшения чисел в несколько раз, умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3.
92
Считаем четвёрками
С. 66-67
Составление таблицы умножения на 4. Формирование умений выполнять умножение чисел на 4.
93
Как разделить Число на 4 С. 68-69
Деление на 4. Знакомство с приемом деления чисел на 4. Формирование умений выполнять деление чисел на 4.
94
Проверочная работа по теме «умножение и деление» С. 70 - 71
Повторение, обобщение изученного.
95
Увеличиваем и уменьшаем... С. 72-73
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
96
...в несколько раз
С. 74-75
Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.
97
Счёт пятёрками
С. 76-77
Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5.
98
Опять 25 С. 78-79
99
Тренируемся в вычислениях С. 80-81
Закрепление изученного.
Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5.
100
Умножаем
и делим на 10
С. 82-83
Знакомство с приемами умножения и деления чисел на 10. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5.
101
Закрепление. Математический тренажёр
С. 84 - 85
102
Решаем задачи
по действиям
С. 86-87
Решение составных зада в два действия.
103
Умножаем на 9
С. 88-89
Приемы умножения на 9.
Цели. Знакомство с приемом умножения числа 9. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5.
104
Большие квадраты
С. 90-91
Умножение одинаковых чисел от 6 до10. Знакомство с квадратами чисел 6, 7, 8, 9 и 10.
105
Трудные случаи
С. 92-93
Знакомство со случаями умножения
6 7, 8. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5.
106
Ещё раз про деление С. 94-95
Закрепление изученного.
107
Умножение
в геометрии
С. 96-97
Решение нестандартных задач, применение знания таблицы умножения при решении нестандартных задач.
108
109
110
Контрольная работа по теме «Умножение и деление» .
Работа над ошибками.
Тренировочные упражнения
С. 98-105
Повторение, обобщение изученного.
*Применять полученные знания на практике.
Действия с выражениями (18 ч)
111
Сложение
и умножение
С. 106-107
Переместительные законы сложения и умножения Формирование умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи.
*Правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий.
*Сопоставлять свойства сложения и умножения (переместительные законы, действия с числами 0 и 1)..
*Выполнять вычисления в 2-3 действия (без скобок).
*Решать задачи на все арифметические действия.
*Составлять взаимообратные задачи.
*Комбинировать данные для проведения вычислений. *Выполнять вычисления в несколько действий.* Сравнивать значения выражений.
*Составлять задачи с опорой на схемы. *Составлять выражения для решения задач. *Сопоставлять выражение с условием задачи.
*Определять порядок действий в выражениях со скобками.* Группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений.
*Решать задачи в 2 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение/уменьшение в несколько раз, разностное сравнение.
*Составлять выражения для решения задач разными способами.
*Пользоваться справочными материалами в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем).
Переместительный закон сложения и умножения, обратные действия, выражения, порядок действий, скобки, равенство выражений, сочетательный закон, группировка слагаемых и множителей.
112
Ноль и единица
С. 108-109
Сложение и умножение с числами 0 и 1.
Повторение и обобщение знаний о правилах сложения и умножения с числами 0 и 1.
113
Обратные действия
С. 110-111
Обобщение знаний о вычитании и делении как действиях, обратных сложению и умножению. Формирование представлений об обратных задачах. Отработка вычислительных навыков.
114
Выражения
С. 112-113
Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0.
115
Выполняем действия
по порядку
С. 114-115
Порядок действий в выражении без скобок
Обобщение знаний о правилах действий в выражениях без скобок.
116
Тренируемся
в вычислениях
С. 116-117
Составление выражения при решении задач. Формирование умений выполнять вычисления в выражениях без скобок.
117
Выражения со скобками С. 118-119
Знакомство с выражениями, содержащими скобки. Формирование первоначальных представлений о порядке действий в выражениях со скобками.
118
Порядок действий С. 120-121
Порядок действий в выражении со скобками
119
Равные выражения С. 122-123
Порядок действий в выражении со скобками. Формирование умений выполнять вычисления.
120
Сравниваем выражения С. 124-125
Сравнение значений выражений. Формирование умений выполнять вычисления.
121
Группируем слагаемые и множители С. 126-127
Сочетательные законы сложения и умножения.
Обобщение накопленного опыта вычислений. Знакомство с сочетательными законами сложения и умножения.
122
Составляем выражения С. 128-129
Решение задач с помощью составления выражений.
123
124
125
126
127
128
Контрольная работа по теме «Выражения».
Работа над ошибками.
Закрепление пройденного.
Итоговая контрольная работа за 2 класс.
Работа над ошибками.
Повторение, обобщение изученного.
Повторяя пройденное 8ч
129
Решение задач.
Закрепление и систематизация знаний.
130
Письменные приёмы вычислений.
131
Единицы измерения.
132
Периметр и площадь.
133
Порядок действий.
134
Выражения .
135
Презентация проектов.
136
Математический КВН.