Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Глагол (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ларионова Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя. Педагогический стаж-25 лет. Победитель II (городского) этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» в номинации «Лучший учитель». В данное время работаю в специальном (коррекционном) классе IV вида. На базе моего класса открыта Федеральная стажировочная площадка по направлению "Социализация детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного учреждения". Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяю современные модели успешной социализации детей с ОВЗ, распространяя свой опыт работы на всей территории РФ.
Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме «Глагол»
Форма проведения: Деловая игра «ЗАСЕДАНИЕ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА»
Цели урока:
  1. Обобщить изученный грамматический материал по теме.
  2. Учить детей правильно писать личные окончания глаголов.
  3. Учить правильно употреблять глаголы в речи.
  4. Формировать у учащихся коммуникативные умения.
Оборудование:
  1. Визитки каждому участнику:
Отдел писем
Отдел новостей
Отдел информации
  1. Таблички с названием отделов на столах.
  2. Плакат: ТИХО! Идет заседание редакционного совета.
  3. Плакаты - рубрики для газеты:

ГЛАГОЛ
...Школьникам, изучающим части речи
Что обозначает?
Вопросы
Постоянные признаки

Как изменяется?
Каким членом предложения бывает чаще всего?
  1. Металлофон. ТСО: интерактивная доска, проектор, магнитофон

Сообщение цели урока. Сегодня мы проводим урок русского языка в форме деловой игры. Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты «Глагол». Отделы прошу приступить к работе.
Работа по первым двум рубрикам: Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Работников всех отделов прошу пододвинуть к себе карточку № 1.
Карточка № 1 Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Глагол». Хочу рассказать вам о своем друге. Он очень не любит ленивых. Сам он трудится целый день и все волнуется: успеет ли _____________, _______________, _________________. Пусть все знают, какой у меня друг!

Отдел писем На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. Задание: Вставьте нужные по смыслу глаголы, в которых есть безударная гласная в приставке.
Отдел информации Вы даете в номер статью с фразеологическими сочетаниями. Объясните читателям, что они означают. Задание: Заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Совать нос - Бежать со всех ног - Распускать руки - Повесить голову -
Отдел новостей Прочитайте глаголы с безударной гласной в корне, проверьте ударением. Задание: Употребите глаголы правильно. Мороз (щипать) щеки. Придет зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука. Проверка выполненной отделами работы. Дополнения к ответу. Вывод: что такое глагол?
Работа над третьей рубрикой. Работаем над следующей рубрикой: Постоянные признаки глагола. Какие постоянные признаки глагола вы знаете? (вид, спряжение) проверяем работу. Вывод: На какой вопрос отвечает глагол совершенного вида, несовершенного вида? Какие глаголы-исключения относятся ко 2-му спряжению (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, держать, гнать, дышать)
Задания группам Подчеркните правильный ответ. Анкета 1.Что называется спряжением глагола? а) Изменение глагола по падежам б) Изменение глагола по родам и числам. В) Изменение глагола по лицам и числам. 2. Сколько спряжений у глагола? а) Одно. б) Три. в) Два. 3. Запишите ответ на вопрос: Зачем надо знать спряжение глагола? Чтобы ___________________________________________________.
Дополнительное задание Отдел новостей: Знакомя читателей с новым для них понятием СПРЯЖЕНИЕ, вы проводили анкету. Ответьте сами на эту анкету прежде, чем печатать ее.
Отдел писем: Ответьте на письма читателей, используя пословицы (допишите): Что в других не люб.шь ___________________(того и сам не делай) Слова не сдерж.шь - ______________________(честь потеряешь) Задание: Допишите пословицы. Укажите вид и спряжение глагола, в котором пропущена буква.
Отдел информации: Ваш отдел рассказывает о путешествии двух друзей.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. И правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой. Задание: исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Проверка выполненной работы каждым отделом. Дополнения учащимися других отделов. Вывод о постоянных признаках глагола.
Работа над четвертой рубрикой. Предлагаю отделам провести между собой эстафету. - Какие глаголы относятся к схемам? Корень+суффикс+окончание; корень+окончание; приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание
Прошу занять места.
Внимание! Группы получают карточки с глаголами и распределяют их. 1 группа 2 группа 3 группа мечтать моросит наговорил белеть рисует посветил грустить живут помечтал бежать строит подморозил звать гладишь выучил укрыть шумят затихал носить пустишь поиграл живешь любишь подбежал светит дремлет осветил огорчаться попросить задрожал мчаться погладишь изучаешь охранять наступаешь Проверка.
Работа над пятой рубрикой: Как изменяется глагол? Начинаем обсуждать материал, который поместим в рубрику: Как изменяется глагол? Вывод: Глаголы изменяются по временам, в настоящем и в будущем времени по лицам и числам; в прошедшем времени - по родам в единственном числе и числам.
Задания группам: Отдел информации: Готовя статьи, вы добиваетесь, чтобы читатели сами делали выводы, сравнивали, анализировали. А сможете ли вы справиться с таким заданием? Что общего в этих глаголах? Работал, р.совал, г.стил, св.рил, см.трел, нах.дил, окружал. Задание: Распределите глаголы на группы по орфограммам в корне. Подчеркните слова, в которых нет орфограммы в корне.
Отдел новостей: Сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. Заставьте таблицу говорить, вписав необходимое.




петь поет



заработает
Отдел писем: Ваши читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. В одном из писем замените глагол первого лица единственного числа глаголом множественного числа. Диктант. Летом на каникулах я отдыхаю в деревне. Рано утром я иду в лес. Там собираю ягоды. Закончите побудительным предложением.
Работа над шестой рубрикой. Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса). Проверка. Даем характеристику предложениям. Вывод: Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Подведение итогов.
Новый номер газеты «Глагол» подготовлен к выпуску. Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим РЕКЛАМУ.
Карточка: реклама. Пользуясь планом, написанным на доске, составьте рекламу. План:
  1. Кому адресована газета? (призыв, вопрос)
  2. Почему ее необходимо прочитать?
  3. О чем вы узнаете, прочитав газету «Глагол»?

Один человек из отдела записывает рекламу на магнитофон. Затем рекламу анализируют учащиеся всех отделов. Подведение итогов урока-игры.
© 2010-2022