- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока окружающего мира в 3 классе
Разработка урока окружающего мира в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мулдуянова Н.А. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ №6 г. Томмота МО « Алданский район»
Урок окружающего мира в 3 классе
« Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
УМК « Школа России», автор А.А. Плешаков.
Учитель: Мулдуянова Надежда Анатольевна
Урок окружающего мира « Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
3 класс
Цели деятельности
педагога
1) Ознакомить учащихся с двумя сторонами экономики и их связями с экологией, строить простейшие экологические прогнозы, воспитывать экологическую культуру с детства.
2)Отработать и закрепить приемы и операции пикировки растений .
Тип урока
Урок- проект
Методы и формы
обучения
-Объяснительно-иллюстративный, практический;
-индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Технологии
Проектные технологии, исследовательские, технология задавания вопросов.
Основные понятия
и термины понятия « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект».
Наглядно-демонстрационный материал
Учебник, мультимедийная презентация по теме, готовые домашние проекты, карточки- задания.
Оборудование
Учебник, карандаши, стаканчик с водой, палочка для пикировки, салфетка, рассадники с землёй, клеёнка, рассада.
Планируемые
образовательные
результаты Предметные умения: Знания: овладеют понятиями « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект». Умения: научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией.
Универсальные учебные действия ( УУД): Регулятивные: будут ориентироваться в связях экономики и экологии, правильно строить экологические прогнозы, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в технологических таблицах. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ, осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать схемы. Коммуникативные: овладеют формулировкой собственного мнения и позиции, умению задавать вопросы, договариваться, приходить к общему мнению.
Личностные: будут мотивированы к учебной и творческой деятельности, сориентированы на желание участвовать в обсуждении глобальных проблем человечества, в частности опасных сторон экономики и воспитания экологической культуры ( на примере школьного проекта) и личного вклада в экологическую культуру.
организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент
2 мин
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока
Работа по презентации .
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики, и как человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики.
-Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело озеленения школьного двора в рамках районного проекта « Экология начинается со двора» (пикировка рассады цветов).
-Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда).
Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию.
Фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной
и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать Яответы на вопросы
Устные ответы
11. Проверка домашнего задания
5 мин
Презентация проектов «Семейный бюджет»
Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним о теме « Семейный бюджет» Вы должны были дома приготовить мини- проект « Бюджет моей семьи».
- Что такое семейный бюджет?
- Для чего он нужен?
- Чему равна общая сумма расходов вашей семьи за 1 месяц?
- На что больше тратятся деньги в вашей семье?
- Какая наука удовлетворяет наши потребности? ( экономика)
Слушают учителя, отвечают на вопросы, презентуют свои работы через доходы и расходы.
Фронтальная
Личностные: понимают значимость семейного бюджета.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы
Устные ответы
I1I. Изучение
нового материала
16 мин
1. Самоопределение к деятельности
Работа на карточках
2.Беседа об экологической катастрофе, презентация катастрофы через иллюстрацию.
3. Технология «Задавания вопросов»
4. Беседа по представленному учителем сообщению.
5. Определение полезных и опасных сторон экономики.
6. Экологические прогнозы.
\
7. Физкультминутка.
2мин
1. Дополните предложения:
- Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется ……….( экологией);
- Удовлетворение разных потребностей людей- главная задача………( экономики).
- Как вы думаете, связаны между собой экономика и экология?
-На этом этапе урока мы с вами узнаем об экологических катастрофах, о двух сторонах экономики- полезной и опасной и решим, как мы можем помочь в разрешении таких ситуаций.
( на фоне иллюстрации из презентации- приложение 1)
Потерпело аварию судно, которое везло нефть,- нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.
Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
- А теперь , ребята, задайте мне вопросы по моему сообщению по технологии задавания вопросов.
1 тип вопросов- на уточнение.
- Правильно ли я Вас понял, что …………
( учитель отвечает только « Да» или «нет»)
2 тип вопросов- на расширение.
- Если Вы говорили о том-то, что Вы имели в виду?
или
-Что Вы имели в виду . когда говорили о том-то?
3 тип вопросов- констатация.
- Что полезного я взял из выступления…
- Ребята, а где здесь экономика и где экология?
- Где здесь полезная сторона экономики?
- Где опасная сторона экономики?
- У экономики две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде.
- Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики.
1. Сельское хозяйство
Полезная сторона-
Опасная сторона-
2. Металлургия
Полезная сторона-
Опасная сторона-
Сегодня нередки случаи отравления грибами, рыбой. Почему это происходит?
- Сделайте, пожалуйста, экологические прогнозы к следующим ситуациям:
1 группа: В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.
2 группа: На берегу озера решено было построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
3 группа: Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смог
Мы сейчас отдохнём.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть
Подписывают нужные слова,
отвечают
на вопросы
Дети слушают.
Из каждой группы дети задают вопросы согласно технологии задавания вопросов.
Дети отвечают, что экономика- это морской транспорт, природные богатства- нефть.
Экология- связь животных и растений моря с загрязнением.
Поясняют, что транспорт и полезные ископаемые- полезная сторона экономики, а опасной стороной является разлив нефти, пожар на танкерах, гибель птиц и морских обитателей.
Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов.
Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств.
Дети дают ответы, что если грибы произрастают около дороги, по которой ездит транспорт, то они накапливают в себе ядовитые вещества.
Рыба непригодна в пищу из-за слива в реки отравляющих химических веществ.
Работа в группах.
Устные ответы детей.
Физические упражнения
.
.
Работа в парах при проверке задания.
Групповая работа
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
групповая
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.
Познавательные: организовывают творческое пространство.
Письменные и устные ответы.
Слушание.
Вопросы учителю.
Ответы на вопросы учителя.
Ответы на вопросы
1V. Твор-ческая практическая деятельность
1. Просмотр мультимедийной презентации
2. Метапредметная работа.
10 мин
- Ребята, вы в данный момент можете помочь этой катастрофе?
-Наша школа реализует проект « Экология начинается со двора». Он идёт уже давно. Посмотрите презентацию.
( после просмотра презентации)
- Какую посильную помощь вы можете оказать своему родному школьному двору?
( посадить рассаду цветов, убрать осенью и весной двор от растительных остатков)
- Сегодня мы распикируем рассаду целозии.
У каждого у вас на столах рассада целозии. Вы имеете представление, какой это цветок?
-
У вас лежат листочки с описанием этого цветка.
Задача каждой группы: прочитать описание и сказать, какой тип текста у вас: описание, рассуждение или публицистический.
Внимательно прослушайте тексты каждой группы и по ним определите нужный цветок из нескольких предложенных на картинке.
1 группа- Целозия (Celosia, от греч. kelcos - «горящий, пламенный, пылающий») - многолетнее, но чаще однолетнее декоративно-цветущее растение рода Celosia семейства Амарантовые (Amaranthaceae). Название происходит из-за яркой и сочной окраски соцветий. Корни целозии в Африке, Южном Китае, Америке и Восточной Индии. В роду известно около 60 видов. Самые распространенные - целозия перистая (С.Plumosa) и целозия гребенчатая (C. cristata).
По виду и форме цветков целозии можно подразделить на: перистые, колосковые и гребенчатые.
2 группа- Целозия- очень необычный и красивый цветок. Очень красивы его удлинённые листья на высоких стеблях.Яркие соцветия напоминают яркий петушиный гребень или перья.
3 группа- Целозия- красиво- цветущее растение. Целозия бывает гребенчатой, потому что её соцветия напоминают петушиный гребень. Она бывает и перистой, так как её соцветия могут быть похожими на перья.
- А теперь подойдите к презентации и поставьте галочку около этого цветка. Молодцы!
2. Вы , наверно, слыхали такое выражение : « Экономика должна быть экономной»?
- Посмотрите на пачку семян. В ней 1 г семян. Купили мы её за 25 рублей.
Мы посадили целозию, взошли молодые побеги. И их много. Если весной купить рассаду, то каждый корень будет стоить от 5 до 15 рублей .
- У каждого из вас по 5 корешков рассады.
Ваша задача: сосчитать, сколько будет стоить весной ваша рассада при цене 1 корешка- 12 рублей.
12х5=60, 60х4=240 ( группы по 4 человека)
12х5=60, 60х5=300 ( группы по 5 человек)
- Найдите свой ответ на презентации и обведите его:
240, 300, 340.
- А теперь сосчитайте, сколько будет стоить вся наша рассада.
300+300+240=840 руб.
-Выгодно? Это полезная сторона экономики?
-
Пикировка рассады в горшочки.
- У вас, ребята, на столах горшочки с политой землёй.
Ваша задача: при помощи технологической карты
( Приложение 2) распикировать по 1 кустику рассады в цветочный горшок. Соблюдайте культуру труда.
В процессе просмотра работ организует обсуждение, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критерию: аккуратность.
- Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться
к природе, зависит наше будущее.
Дети определяют, что не в их силах помочь в этой экологической катастрофе.
Смотрят презентацию
Работают по описанию, находят нужный цветок.
Делают математические расчёты.
Пикируют рассаду.
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Групповая
индивидуальная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации о школе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.
Личностные: проявляют интерес к интересному растению Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов одноклассников, анализируют информацию.
Внимательность
Аккуратность и правильность
правильность
точность вычислений
аккуратность
v. Закрепление изученного материала.
6 мин
- А теперь закрепим наши знания.
Сделайте экологический прогноз: в нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом.
Рефлексия:
- А теперь послушайте Вику Кузнецову, ученицу 7 класса. Она пришла к вам с сообщением из своей будущей исследовательской работы о роли растений на школьном дворе.
-Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.
Устойчив к загрязнению воздуха тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха - почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.
Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5-10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.
Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества - фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы
Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных.
Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель - 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг.
Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе.
Деревья школьного двора
Тополь- 19 деревьев ( 44кг х 19=836 кг)
Черёмуха- 7
Лиственница- 14
Сосна- 22дерева ( 10 кг х22=220 кг)
Ель- 19 деревьев ( 6 кгх19=114 кг)
Осина-8
Берёзы- 16
Ива-1
Жимолость- 9
Кедр-10
Рябина-10
Шиповник-4
Смородина-15 кустов
836+220+114=1170 кг углекислого газа за 5 летних месяцев
Делают прогноз
Слушают ученицу, рефлексируют.
фронтальная
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и старших школьников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Устные ответы
V1. Итог урока
Рефлексия .
2 мин
- Какой вред окружающей среде наносит экономика?.
- Можно ли назвать наш урок проектным? Почему?
-Возьмите в руки чистый лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте.Удалось его разгладить? Нет. Вот такие следы оставляют опасные стороны экономики на «лице» Земли.
-Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы.
Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков.
Сегодня вы хорошо поработали и усвоили основные понятия урока. Оценки:………………………………..
Отвечают на вопросы учителя.
фронтальная
Коммуникативные: умеют инициативно отвечать на вопросы, делать выводы.
Устные ответы.
V11.Дом.задание.
Раздача семян кустарников и деревьев для посадки семьями учеников.
2 мин
- Ребята, нам в школу пришла посылка от бывшего ученика школы Курова В.С.. Он прислал нам семена кустарников и деревьев , произрастающих в г. Томске. Он считает, что наш город Томмот находится на одной широте с городом Томском и эти растения приживутся у нас.
Я вам сейчас раздам семена липы мелколистной, бересклета, клёна татарского, сирени венгерской, черёмухи виргинской, клёна Гинкала, туи западной, ясеня пенсильванского.
Ваша задача: посадить эти семена вместе с родителями дома по инструкции, выходить и принести в школу для озеленения школьного двора. У нас очень большая надежда на вас, ребята. Так хочется , чтобы Томмот стал городом- садом.
Слушают учителя
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к педагогическому доверию