Разработка урока окружающего мира в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №6 г. Томмота МО « Алданский район»

Урок окружающего мира в 3 классе

« Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

УМК « Школа России», автор А.А. Плешаков.

Учитель: Мулдуянова Надежда Анатольевна

Урок окружающего мира « Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

3 класс

Цели деятельности
педагога

1) Ознакомить учащихся с двумя сторонами экономики и их связями с экологией, строить простейшие экологические прогнозы, воспитывать экологическую культуру с детства.

2)Отработать и закрепить приемы и операции пикировки растений .

Тип урока

Урок- проект

Методы и формы
обучения

-Объяснительно-иллюстративный, практический;

-индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Технологии

Проектные технологии, исследовательские, технология задавания вопросов.

Основные понятия
и термины понятия « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект».

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, мультимедийная презентация по теме, готовые домашние проекты, карточки- задания.

Оборудование

Учебник, карандаши, стаканчик с водой, палочка для пикировки, салфетка, рассадники с землёй, клеёнка, рассада.

Планируемые
образовательные
результаты Предметные умения: Знания: овладеют понятиями « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект». Умения: научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией.



Универсальные учебные действия ( УУД): Регулятивные: будут ориентироваться в связях экономики и экологии, правильно строить экологические прогнозы, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в технологических таблицах. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ, осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать схемы. Коммуникативные: овладеют формулировкой собственного мнения и позиции, умению задавать вопросы, договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: будут мотивированы к учебной и творческой деятельности, сориентированы на желание участвовать в обсуждении глобальных проблем человечества, в частности опасных сторон экономики и воспитания экологической культуры ( на примере школьного проекта) и личного вклада в экологическую культуру.

организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока

Работа по презентации .

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики, и как человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики.

-Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело озеленения школьного двора в рамках районного проекта « Экология начинается со двора» (пикировка рассады цветов).

-Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию.

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной

и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать Яответы на вопросы

Устные ответы

11. Проверка домашнего задания

5 мин

Презентация проектов «Семейный бюджет»

Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним о теме « Семейный бюджет» Вы должны были дома приготовить мини- проект « Бюджет моей семьи».

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего он нужен?

- Чему равна общая сумма расходов вашей семьи за 1 месяц?

- На что больше тратятся деньги в вашей семье?

- Какая наука удовлетворяет наши потребности? ( экономика)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, презентуют свои работы через доходы и расходы.

Фронтальная

Личностные: понимают значимость семейного бюджета.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

I1I. Изучение

нового материала

16 мин

























1. Самоопределение к деятельности

Работа на карточках

2.Беседа об экологической катастрофе, презентация катастрофы через иллюстрацию.

3. Технология «Задавания вопросов»



4. Беседа по представленному учителем сообщению.





5. Определение полезных и опасных сторон экономики.





6. Экологические прогнозы.





\

7. Физкультминутка.

2мин


1. Дополните предложения:

- Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется ……….( экологией);

- Удовлетворение разных потребностей людей- главная задача………( экономики).

- Как вы думаете, связаны между собой экономика и экология?

-На этом этапе урока мы с вами узнаем об экологических катастрофах, о двух сторонах экономики- полезной и опасной и решим, как мы можем помочь в разрешении таких ситуаций.

( на фоне иллюстрации из презентации- приложение 1)

Потерпело аварию судно, которое везло нефть,- нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.

Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.

Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

- А теперь , ребята, задайте мне вопросы по моему сообщению по технологии задавания вопросов.

1 тип вопросов- на уточнение.

- Правильно ли я Вас понял, что …………

( учитель отвечает только « Да» или «нет»)

2 тип вопросов- на расширение.

- Если Вы говорили о том-то, что Вы имели в виду?

или

-Что Вы имели в виду . когда говорили о том-то?

3 тип вопросов- констатация.

- Что полезного я взял из выступления…

- Ребята, а где здесь экономика и где экология?

- Где здесь полезная сторона экономики?

- Где опасная сторона экономики?



- У экономики две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде.

- Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики.

1. Сельское хозяйство

Полезная сторона-

Опасная сторона-

2. Металлургия

Полезная сторона-

Опасная сторона-



Сегодня нередки случаи отравления грибами, рыбой. Почему это происходит?



- Сделайте, пожалуйста, экологические прогнозы к следующим ситуациям:

1 группа: В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2 группа: На берегу озера решено было построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

3 группа: Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смог

Мы сейчас отдохнём.

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть


Подписывают нужные слова,

отвечают

на вопросы


Дети слушают.


Из каждой группы дети задают вопросы согласно технологии задавания вопросов.


Дети отвечают, что экономика- это морской транспорт, природные богатства- нефть.

Экология- связь животных и растений моря с загрязнением.

Поясняют, что транспорт и полезные ископаемые- полезная сторона экономики, а опасной стороной является разлив нефти, пожар на танкерах, гибель птиц и морских обитателей.













Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов.

Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств.

Дети дают ответы, что если грибы произрастают около дороги, по которой ездит транспорт, то они накапливают в себе ядовитые вещества.

Рыба непригодна в пищу из-за слива в реки отравляющих химических веществ.

Работа в группах.

Устные ответы детей.



Физические упражнения



.





















.

Работа в парах при проверке задания.



Групповая работа



Фронтальная





Фронтальная

Групповая





Фронтальная



Групповая



групповая

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы


Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.






Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.



Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.





Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.

Познавательные: организовывают творческое пространство.

Письменные и устные ответы.

Слушание.

Вопросы учителю.



Ответы на вопросы учителя.





Ответы на вопросы





1V. Твор-ческая практическая деятельность

1. Просмотр мультимедийной презентации



2. Метапредметная работа.

10 мин

- Ребята, вы в данный момент можете помочь этой катастрофе?

-Наша школа реализует проект « Экология начинается со двора». Он идёт уже давно. Посмотрите презентацию.

( после просмотра презентации)

- Какую посильную помощь вы можете оказать своему родному школьному двору?

( посадить рассаду цветов, убрать осенью и весной двор от растительных остатков)

- Сегодня мы распикируем рассаду целозии.

У каждого у вас на столах рассада целозии. Вы имеете представление, какой это цветок?

  1. У вас лежат листочки с описанием этого цветка.

Задача каждой группы: прочитать описание и сказать, какой тип текста у вас: описание, рассуждение или публицистический.

Внимательно прослушайте тексты каждой группы и по ним определите нужный цветок из нескольких предложенных на картинке.

1 группа- Целозия (Celosia, от греч. kelcos - «горящий, пламенный, пылающий») - многолетнее, но чаще однолетнее декоративно-цветущее растение рода Celosia семейства Амарантовые (Amaranthaceae). Название происходит из-за яркой и сочной окраски соцветий. Корни целозии в Африке, Южном Китае, Америке и Восточной Индии. В роду известно около 60 видов. Самые распространенные - целозия перистая (С.Plumosa) и целозия гребенчатая (C. cristata).
По виду и форме цветков целозии можно подразделить на: перистые, колосковые и гребенчатые.

2 группа- Целозия- очень необычный и красивый цветок. Очень красивы его удлинённые листья на высоких стеблях.Яркие соцветия напоминают яркий петушиный гребень или перья.

3 группа- Целозия- красиво- цветущее растение. Целозия бывает гребенчатой, потому что её соцветия напоминают петушиный гребень. Она бывает и перистой, так как её соцветия могут быть похожими на перья.

- А теперь подойдите к презентации и поставьте галочку около этого цветка. Молодцы!

2. Вы , наверно, слыхали такое выражение : « Экономика должна быть экономной»?

- Посмотрите на пачку семян. В ней 1 г семян. Купили мы её за 25 рублей.

Мы посадили целозию, взошли молодые побеги. И их много. Если весной купить рассаду, то каждый корень будет стоить от 5 до 15 рублей .

- У каждого из вас по 5 корешков рассады.

Ваша задача: сосчитать, сколько будет стоить весной ваша рассада при цене 1 корешка- 12 рублей.

12х5=60, 60х4=240 ( группы по 4 человека)

12х5=60, 60х5=300 ( группы по 5 человек)

- Найдите свой ответ на презентации и обведите его:

240, 300, 340.

- А теперь сосчитайте, сколько будет стоить вся наша рассада.

300+300+240=840 руб.

-Выгодно? Это полезная сторона экономики?



  1. Пикировка рассады в горшочки.

- У вас, ребята, на столах горшочки с политой землёй.

Ваша задача: при помощи технологической карты

( Приложение 2) распикировать по 1 кустику рассады в цветочный горшок. Соблюдайте культуру труда.

В процессе просмотра работ организует обсуждение, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критерию: аккуратность.

- Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться

к природе, зависит наше будущее.

Дети определяют, что не в их силах помочь в этой экологической катастрофе.

Смотрят презентацию



Работают по описанию, находят нужный цветок.







Делают математические расчёты.



Пикируют рассаду.

Фронтальная


Фронтальная


Групповая






Групповая




индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации о школе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют интерес к интересному растению Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов одноклассников, анализируют информацию.

Внимательность




Аккуратность и правильность





правильность

точность вычислений




аккуратность

v. Закрепление изученного материала.

6 мин

- А теперь закрепим наши знания.

Сделайте экологический прогноз: в нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом.

Рефлексия:

- А теперь послушайте Вику Кузнецову, ученицу 7 класса. Она пришла к вам с сообщением из своей будущей исследовательской работы о роли растений на школьном дворе.

-Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.

Устойчив к загрязнению воздуха тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха - почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5-10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.

Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества - фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы

Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных.

Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель - 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг.

Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе.

Деревья школьного двора

Тополь- 19 деревьев ( 44кг х 19=836 кг)

Черёмуха- 7

Лиственница- 14

Сосна- 22дерева ( 10 кг х22=220 кг)

Ель- 19 деревьев ( 6 кгх19=114 кг)

Осина-8

Берёзы- 16

Ива-1

Жимолость- 9

Кедр-10

Рябина-10

Шиповник-4

Смородина-15 кустов

836+220+114=1170 кг углекислого газа за 5 летних месяцев

Делают прогноз

Слушают ученицу, рефлексируют.

фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и старших школьников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Устные ответы




V1. Итог урока

Рефлексия .

2 мин

- Какой вред окружающей среде наносит экономика?.

- Можно ли назвать наш урок проектным? Почему?

-Возьмите в руки чистый лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте.Удалось его разгладить? Нет. Вот такие следы оставляют опасные стороны экономики на «лице» Земли.

-Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков.

Сегодня вы хорошо поработали и усвоили основные понятия урока. Оценки:………………………………..

Отвечают на вопросы учителя.

фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно отвечать на вопросы, делать выводы.

Устные ответы.


V11.Дом.задание.

Раздача семян кустарников и деревьев для посадки семьями учеников.

2 мин

- Ребята, нам в школу пришла посылка от бывшего ученика школы Курова В.С.. Он прислал нам семена кустарников и деревьев , произрастающих в г. Томске. Он считает, что наш город Томмот находится на одной широте с городом Томском и эти растения приживутся у нас.

Я вам сейчас раздам семена липы мелколистной, бересклета, клёна татарского, сирени венгерской, черёмухи виргинской, клёна Гинкала, туи западной, ясеня пенсильванского.

Ваша задача: посадить эти семена вместе с родителями дома по инструкции, выходить и принести в школу для озеленения школьного двора. У нас очень большая надежда на вас, ребята. Так хочется , чтобы Томмот стал городом- садом.

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к педагогическому доверию




© 2010-2022