Календарно - тематичекое планирование по физической культуре Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению. Увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения - 10%, избыточная масса тела - 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка. В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников. Причины введения уроков физической культуры вытекают из существующего противоречия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма. Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа. Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия физической культурой решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Физическая культура положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Программа по физической культуре ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игровому фактору. Игра - это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения. Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Статья 51 Закона "Об образовании" предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. "Концепция модернизации российского образования" включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни. Данная программа базируется на "Комплексной программе физического воспитания 1-11-х классов». Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях, к.п.н. А.А. Зданевич, Москва.: "Просвещение", 2006 г. Данная программа рассчитана на обучение учащихся 1-х классов и построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Основная цель программы: формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям спортом, укрепления здоровья и всестороннее физическое развитие. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: 1.укрепить здоровье, улучшить осанку, профилактика плоскостопия, содействовать гармоническому, физическому развитию; 2. овладеть школой движений; 3. развить координационные и кондиционные способности; 4. формировать элементарные знания о личной гигиене; 5. выработать представления об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; 6. приобщить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; 7. воспитать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физической и духовное совершенствование личности, формирования у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образо­вания учащихся начальной школы в области физической культу­ры, основными принципами, идеями и подходами при форми­ровании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудни­чества, деятельностный подход, интенсификация и оптимиза­ция, расширение межпредметных связей. Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном рас­крытии способностей детей, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству. Принцип гуманизации педагогического процесса заключа­ется в учёте индивидуальных способностей личности каждо­го ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно­уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации заня­тий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики програм­мно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств. Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленно­сти изучаемых явлений и процессов в сфере физической куль­туры учитель реализует на основе расширения межпредмет­ных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии. В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы начального общего об­разования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащи­мися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты 1) формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование уважительного отношения к культуре дру­гих народов; 3) развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обуча­ющего; 4) развитие этических чувств, доброжелательно и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей; 5) развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 3) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 4) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества; 5) овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в со­ответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физи­ческого, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздо­ровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагру­зок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Ученик должен демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 метров с высокого старта, с.

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину, м.

130

125

К выносливости

Бег 1000 м.

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3х10 м.,с.

11.0

11.5 Содержание программного материала состоит из шести разделов: 1. основы знаний о физической культуре; 2. подвижные игры; 3. гимнастика с элементами акробатики; 4. легкоатлетические упражнения; 5. кроссовая подготовка; 6. подвижные игры с элементами баскетбола. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований и праздников. Курс обучения состоит из 99 учебных часов в год, 3 раза в неделю.



Физическая культура

п/п

Тема урока

1 четверть (27 ч)

Кол-во часов

Дата



1

Инструктаж по ТБ. Ходьба под счет, на носках, на пятках. Бег.

1

2

Ходьба под счет, на носках и пятках. Бег с ускорением (до 30м). Понятие «короткая дистанция».

1

3-4

Ходьба на носках и пятках. Обычный бег. Бег с ускорением (30м, 60м).

2


5

Разновидности ходьбы. Бег с ускорением ( 60м). ОРУ.

1


6

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. ОРУ.

1


7-8

Прыжки с продвижением вперед. Развитие скоростно-силовых качеств.

2


9

Обучение метанию малого мяча. ОРУ.

1


10-11

Совершенствование метания мяча. Подвижная игра «Попади в цель».

2


12

Равномерный бег (3мин). ОРУ.

1


13

Чередование ходьбы и бега. П/игра «Пятнашки».

1


14-15

Равномерный бег (4мин).ОРУ. Развитие выносливости.

2


16-17

Равномерный бег (5мин). П/игра «Третий лишний». ОРУ.

2


18-19

Равномерный бег (6мин). П/игра «Горелки». ОРУ.

2


20-21

Равномерный бег (7мин). ОРУ. Развитие выносливости.

2


22

Равномерный бег (8мин). П/игра «Гуси-лебеди».

1


23

Основная стойка. Построение в колонну по одному.

1


24-25

Основная стойка. Построение в шеренгу. ОРУ. Игра «Совушка».

2


26-27

Основная стойка. Построение в круг. ОРУ. Игра «Космонавты».

2



Итого:

27 ч



2 четверть (21 ч)



28

Инструктаж по ТБ. Группировка, перекаты в группировке.

1


29-30

Группировка, перекаты в группировке лежа на животе. ОРУ с обручами.

2


31

Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. ОРУ на равновесие.

1


32-34

Повороты направо, налево. ОРУ с обручами. Ходьба по гимнастической скамейке.

3


35-36

Лазание по гимнастической стенке. ОРУ в движении.

2


37

Подтягивания, лежа на животе на г/скамейке.

1


38

Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи.

1


39-40

ОРУ с обручами. Лазание по г/стенке. Игра «Ниточка и иголочка».

2


41-42

Перелезание через горку матов. ОРУ в движение. Игра «Фигуры».

2


43-44

Перелезание через коня. Развитие силовых способностей. Игра «Светофор».

2


45-46

ОРУ в движение. Игра «Два мороза». Развитие силовых способностей.

2


47-48

ОРУ с обручами. Игра «К своим флажкам». Эстафеты.

2



Итого:

21 ч



3 четверть (27 ч)



49

Инструктаж по ТБ. ОРУ. Игра «Волк во рву».

1


50-51

ОРУ. Игры «Пятнашки», «Два мороза». Эстафеты.

2


52

ОРУ. Игры «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки».

1


53-54

ОРУ в движении. Игра «Зайцы в огороде». Эстафеты.

2


55-56

ОРУ. Игры «Лисы и куры», «Точный расчет». Развитие скоростно-силовых способностей.

2


57-58

ОРУ в движении. Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты.

2


59-60

ОРУ. Бросок мяча снизу на месте. Игра «Бросай и поймай».

2


61-62

ОРУ. Ловля мяча на месте. Игра «Передача мячей в колоннах».

2


63-64

ОРУ. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами.

2


65-66

ОРУ. Ловля и передача мяча. Игра «Гонка мячей по кругу».

2


67-68

ОРУ. Бросок мяча в кольцо. Игра «Передал-садись».

2


69-70

ОРУ с мячом. Ловля и передача мяча. Эстафеты.

2


71-72

ОРУ. Бросок мяча в кольцо. Игра «Охотники и утки»

2


73-74

ОРУ. Ведение мяча на месте. Игра «Перестрелка».

2


75

ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка».

1



Итого:

27 ч



4 четверть (24 ч)



76

Инструктаж по ТБ. Игра «Перестрелка»

1


77-78

ОРУ в движении. Развитие координационных способностей. Игра «Пятнашки».

2


79-80

ОРУ. Беговые эстафеты. Развитие выносливости.

2


81-82

Равномерный бег 3мин. ОРУ. Игра «Перестрелка».

2


83-84

Равномерный бег 4мин. ОРУ. Игра «Октябрята».

2


85-86

Равномерный бег 6мин. ОРУ. Игра «Два мороза»

2


87-88

Равномерный бег 7мин. Игра «Третий лишний». ОРУ.

2


89-90

Равномерный бег 8мин. Игра «Вызов номеров». ОРУ.

2


91-92

Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30м. ОРУ,

2


93-94

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег 60м. Эстафеты.

2


95-96

Прыжок в длину с места. ОРУ. Игра «День и ночь».

2


97

Метание малого мяча в цель. ОРУ.

1


98

Метание набивного мяча на дальность. Игра «Снайперы».

1


99

Эстафеты «Веселые старты»

1



Итого:

24 ч



Всего:

99 ч




































Содержание программы

Разделы Содержание Универсальные учебные действия

Основы знаний и физической культуре Здоровье и развитие человека. Влияние физических упражнений для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Приемы закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны. Правильная осанка. Знать: - правила техники безопасности на уроках физической культуры; -основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений; -влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья; -приемы закаливания; -историю развития Олимпийских игр; -приемы измерения пульса;

Легкоатлетические упражнения Правила поведения в спортзале. Разучивание прыжки в длину с места. Закрепление: построение в колонну, шеренгу; прыжки в длину с места. Различные варианты салок. Учет бег 30 м. с произвольного старта. Подвижная игра «К своим флажкам». К Д П прыжки в длину с места. Медленный бег 2 мин. Эстафеты. Разучивание ловля и передача мяча в парах. Подвижная игра «Два Мороза». Разучивание метание мяча в цель с 3-4 м. Подвижная игра «Зайцы в огороде». Ведение мяча на месте. Преодоление пяти препятствий в зале.


Уметь: -правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; -бегать с максимальной скоростью (до 30м, 60м); -правильно выполнять основные движения в прыжках; -метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений; -метать набивной мяч; Знать: -правила ТБ; -правила эстафетного бега; -понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость.

Кроссовая подготовка Техника безопасности на занятиях. Бег в равномерном темпе от 3 до 10 минут. Бег по слабопересеченной местности до 1км. Уметь: -бегать в равномерном темпе от 3 до 10 минут; -бегать по слабопересеченной местности до 1км.

Гимнастика с элементами акробатики Правила поведения в гимнастическом зале. Разучивание положение «упор присев». Название гимнастического инвентаря и оборудования. Разучивание группировка. Совершенствование положение «упор присев». Закрепление группировка. Эстафеты с лазанием и перелазанием. Закрепление перекаты вперед и назад в группировке. Игры с прыжками через препятствия. Разучивание: перекаты на спину, лежа на животе; лазание по канату произвольным способом. Разучивание, упор прогнувшись на бревне. Совершенствование лазание по канату произвольным способом. Висы на канате, перекладине и др. снарядах. Подвижная игра «Вызов номеров» Уметь: -выполнять строевые команды; -выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации; -выполнять упражнения в равновесии; -лазать по гимнастической стенке; -выполнять опорный прыжок.

Подвижные игры Подвижная игра «Два Мороза». Подвижная игра «Зайцы в огороде». Подвижная игра «Попрыгунчики - воробушки». Подвижная игра «Вызов номеров». Различные варианты салок. Круговая эстафета с этапом до 30 м. Подвижная игра «Передал - садись!». Подвижная игра «Запрещенное движение». . Подвижная игра «К своим флажкам». Подвижная игра «Класс смирно!». Игра «Смелее с горки!».


Знать: -название и правила игр; -правила поведения и безопасность; Уметь: -играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;

Подвижные игры с элементами баскетбола

Правила поведения и безопасности на уроке. Ловля и передача мяча на месте. Бросок мяча снизу на месте. Передача мяча снизу на месте. Бросок мяча в кольцо. Эстафеты с мячами. Игры: «Мяч соседу», «Гонка мячей», «Передал-садись», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Мяч в обруч», «Перестрелка». Ведение мяча на месте. Уметь: -владеть мячом (держать, передавать на расстоянии, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; -играть в мини-баскетбол.










Контрольные материалы



Теоретические вопросы:

1. Что значит «физическая культура»?

2. История первых Олимпийских игр?

3. Эмблема и девиз Олимпийских игр?

4. Правила использования закаливающих процедур?

5. Рассказать о правилах поведения на уроках физической культуры?

6. Причины травматизма на уроках физической культуры и правила его предупреждения?

7. Что такое гибкость?

8. Что такое быстрота?

9. Что такое сила?

10. Что такое координация движений?

Практические тесты:



Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 метров с высокого старта, с.

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину, м.

130

125

К выносливости

Бег 1000 м.

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3х10 м.,с.

11.0

11.5



Список литературы для обучающихся



1. Веселая физкультура: учебник для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. - 2 изд. - М.: «Просвещение», 1997. - 64с.

2. Володченко В.Ю. Выходи играть во двор. - 2 изд., доп. [Текст] / В.Ю. Володченко. - М.: Мол. Гвардия, 1989. -139с.

3. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе [Текст] / И.М. Коротков. - М.: Знание, 1987. - 96с.

4. Лях В.И. Мой друг - физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. [Текст] / В.И. Лях. - М.: «Просвещение», 2004. - 190с.

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. [Текст] / В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997.- 196с.



Список литературы для учителя

1. Былева Л.Б. Игра?... Игра! [Текст] / Л.Б. Былева, В.Л. Таборко. - М.: Молодая гвардия, 1998. - 223с.



2. Вавилов Ю.Н. Президентские состязания [Текст] / Ю.Н. Вавилов // Физическая культура в школе. - 1997. -№7. -С. 51-58.



3. Горбувов Г.Д. Психопедагогика. [Текст] / Г.Д.Горбунов - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 322 с.

4. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: «Просвещение», 2009. - 126с.

5. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы [Текст] / В.И. Лях. - М.: «Просвещение», 2009. - 209с.

6. Мустаев В.Л. Физическая культура: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.Л. Мустаев. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1996. -130с..

7. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. [Текст] / Н.Г.Озолин - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 226с.

8. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. [Текст] / Н.Г.Озолин - М.: Астрель,2003. - 186 с.

9. Талаче Е. Энциклопедия физических упражнений. [Текст] / Е.Талаче. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 422с.



© 2010-2022